Особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Кривцунова, С. Е. Особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте / С. Е. Кривцунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/494/107971/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье автор исследует развитие творческих способностей детей.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность.

В психологии творчества можно выделить 3 пути развития:

  1. Представление и экспериментальный разбор существующей практики;
  2. Теоретический разбор разнообразных уровней организации творческой деятельности, детерминирующих факторов, которые обнаруживают вероятность для создания основной модификации созидательной деятельности;
  3. Реализация основных модификаций творчества через эксперимент

Предметом психологии творчества как науки является психический структурный уровень организации творческой деятельности или психологический механизм развития творческой деятельности человека.

Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, необходимые и значимые для общества.

На сегодняшний день учеными было проведено большое количество опытов и экспериментов по изучению творчества, знания, которые были целесообразно собраны с исторического экскурса развития психологии творчества как науки.

Творческая деятельность — это деятельность по преобразованию окружающего мира, в результате которой создается что-то новое, ранее не существовавшее, индивидуальное.

Для определения творческой деятельности существует следующий критерий: «разработка новых знаний, осознавая или не осознавая это, в качестве для основы для решения поставленных задач».

Данный критерий позволяет использовать не только знания, которые способствуют решениям задач, но и новые данные, которые человек сам вывел в ходе достижения цели.

Творческая деятельность может представлять собой цель, результат, средство или метод их достижения. Обычно она противопоставлена репродуктивной деятельности.

Для определения творческой деятельности существует следующий критерий: «разработка новых знаний, осознавая или не осознавая это, в качестве для основы для решения поставленных задач».

Данный критерий позволяет использовать не только знания, которые способствуют решениям задач, но и новые данные, которые человек сам вывел в ходе достижения цели.

Творческие способности — это способности человека принимать творческие решения, понимать и создавать новые решения.

В настоящее время существует следующая классификация творческих способностей:

  1. быстрота (способность выдавать как можно больше идей за определенное количество времени);
  2. гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);
  3. оригинальность (способность преподносить новые, неординарные идеи);
  4. законченность (способность совершенствовать свой продукт и придавать ему законченный вид).

Творчество также важно и во взрослой жизни, но развитие творческих способностей должно осуществляться именно в детстве. Люди, которые реализовали себя в творчестве, имеют яркую и интересную жизнь, а также признание окружающих его людей и тех, кто следит за их деятельностью.

Развитие творческих способностей у ребенка хорошо скажется на его будущем, даже если он и не свяжет свою жизнь с этой сферой, это хорошо скажется на его личности и поможет преодолевать различные преграды на пути.

Главной задачей для родителя является не воспринимать примитивно фантазии своего ребенка, ведь практически во всех его действиях, все всех его рассказах присутствует творчество. Нужно помнить, что огорчать и ругать малыша ни в коем случае нельзя, если он ошибается, скорее всего, ему просто захотелось пофантазировать, дать волю своему воображению [1].

С возрастом происходят изменения нервной системы: увеличение некоторых возможностей и потеря некоторых важных особенностей психики младших школьников. Важно помнить, что душевная организация у детей во многом отличается от взрослых.

На каждом этапе детства есть свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первое место встают готовность и способность запоминать и выбирать.

Переход от одного возрастного этапа к следующему обозначает не только повышение и улучшение психологических качеств, но и угасание — завершение воздействия отличительных средств.

Это является особенностью раннего возраста. Непосредственно в года созревания появляются специфические состояния психики, если выявляются специальные способности с целью проявления, а также определения умственных способностей. Можно сказать касательно возрастной одаренности, имея в виду предпосылки развития.

Исследование проводилось в четвертом классе ОГБОУ «Пролетарская СОШ № 1» Ракитянского района. В данном исследовании можно выделить следующие задачи: изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу; определить направленность и уровень проявления индивидуальных способностей у детей в начальной школе; провести исследование по определению творческого развития детей в начальной школе; проанализировать результаты исследования и выявить особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте.

Уровень творческих способностей определялся по следующим методикам: «Круги», «Домик», «Игра в прятки» и «Геометрический человек».

По результатам исследования получились следующие показатели:

Тест «Круги»

В данном тесте ребенку предоставляется картинка с 20 кругами в диаметре не меньше 2 см с задачей превратить эти круги в необычные предметы. Время проведения тестирования составляет 5 минут.

Тест показал, что высокие результаты примерно у 40 % учащихся. У них хорошо развито понимание недостающих деталей, понимание предметов, имеющих форму круга, а также предоставленный объем работы за ограниченное время.

Тест «Домик»

В данном задании задачей детей является повторить рисунок, глядя на образец. За каждую ошибку начисляются штрафные баллы.

Тест показал, что в классе большинство учеников способно нарисовать то, что видят, хоть и с небольшими неточностями. Техника их исполнения ясно передает идею, задумку самого рисунка.

Тест «Игра в прятки»

Детям предлагается черный или цветной рисунок, на котором они должны найти определенно заданный образ. Рисунком можно пользоваться как нужно ученику.

Тест показал средний результат в 6,1 балла. Дети способны видеть силуэт, предмет, спрятанный в самом рисунке. Это задание иногда достаточно сложное, даже для взрослых, что показывает хороший показатель творческих способностей детей.

Тест «Геометрический человек»

Детям предлагается нарисовать человека при помощи геометрических фигур. Баллы за выполнение данного задания ставятся в соответствии со сложностью выполнения.

Тест показал средний результат в 7,4. Это тестирование показало, как дети определяют различные части тела через фигуры, понятие фигур и как их можно применять, а также сколько фигур дети знают и умение их сочетать.

По итогам экспериментального исследования можно сделать вывод, что учащиеся справились с заданиями хорошо: при выполнении серьезных проблем не возникло и дети с интересом выполняли работу. Ученики показали высокие и средние результаты, что говорит об их хороших творческих способностях.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2005.
  2. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978
Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, способность, ребенок, творческая способность детей, тест, младший школьный возраст, начальная школа, разработка новых знаний, решение задач, самый рисунок.


Похожие статьи

Задать вопрос