Установление невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в жилом помещении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Леонов, Д. Н. Установление невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в жилом помещении / Д. Н. Леонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107973/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассматриваются проблемные вопросы при выявлении обстоятельств невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении при реализации права на жилое обеспечение жилым помещением, варианты решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение жильем, невозможность проживания в жилом помещении, наниматель по договору социального найма, член семьи нанимателя по договору социального найма, собственник.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты) являются одной из категорий граждан, имеющей право на обеспечение государством жилым помещением.

Предоставляемые государством детям-сиротам дополнительных мер социальной поддержки на имущество и жилое помещение, призваны помочь им адаптироваться к самостоятельной жизни по достижении возраста совершеннолетия.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети-сироты имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013, внесены существенные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.12.996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ).

Одним из таких изменений является введение расширенных оснований на предоставление жилого помещение — установление факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Действующая модель определение нуждаемости в жилом помещении для детей-сирот определяется через два объективно существующих критерия: наличие в бессрочном пользовании жилого помещения и безопасность проживания, если такое помещение все же имеется [1].

Перечень обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, установлен пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. К ним отнесено:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

– лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот;

– страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы;

4) иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство.

Подпунктом 4 пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дал возможность субъектам РФ расширить этот перечень с учетом сложившихся в регионе социальных, экономических и иных условий.

Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, выпущенными в 2014 году Министерством образования и науки РФ, рекомендовано установить в законодательстве субъектов РФ дополнительные обстоятельства невозможности проживания детей-сирот такие как: проживание в жилом помещении больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, недееспособными (ограниченных в дееспособности), бывших усыновителей, лиц, судимых за преступления против жизни и здоровья и другие [2].

Такие обстоятельства были установлены в Новосибирской, Курганской областях, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и ряде других субъектах РФ.

В правоприменительной практике с 2013 года сложилось, что невозможность проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливалось по месту включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее — Список). Аналогичное мнение было отражено в Информации Министерства Юстиции РФ от 20.07.2015 [3].

Однако принятые в 2019 году Правила формирования Списка, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, установили, что в признание невозможным проживание осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится жилое помещение. При этом включение детей-сирот в Список осуществляется по месту их жительства.

Не редко место жительство ребенка-сироты, которое определяется местом жительства опекун (попечителя), и место нахождения жилого помещения находятся в разных субъектах РФ.

Установление невозможности проживания проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях по месту нахождения жилого помещения породило социальную несправедливость.

Так при рассмотрении вопроса о включении в Список в одном и том же субъекте РФ при одинаковой обеспеченности жильем один ребенок-сирота будет поставлен на учет, а второй нет, только по причине нахождения имеющегося жилья в разных субъектах РФ.

К примеру, в Курганской области учетная норма установлена в размере 12 кв.м., Тюменской области — 15 кв. м.; Нижегородской области — 18 кв.м., Курской области — 12 кв. м., Астраханской области — 11 кв.м.

Не определенным остался вопрос по установлению невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, если имеется несколько жилых помещений, расположенных в разных субъектах РФ, и надо ли учитывать второе жилое помещение, расположенное в другом субъекте.

Решением вышеуказанных проблемных вопросов является установление невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях не по месту нахождения жилого помещения, а по месту включения в Список.

Согласно статистических данных за 10 месяцев 2023 года из 27 131 человека, включенных в список, в связи с признание невозможным проживания в имеющихся жилых помещениях включено 31,2 % (8 460 человек), в 2022 году из 35 356 человек — 28,7 % (10 150 человек), в 2021 году из 35 346 человек 26,6 % в связи с признание невозможным проживания (9 414 человека), в 2020 году из 34 006 человек 23,8 % в связи с признание невозможным проживания (8 092 человека) [4].

Стоит отметить, что с учетом расширения государственных жилищных программ и мер поддержки семей, связанных с обеспечением жильем (федеральный и региональный материнский (семейный) капитал, выплаты молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и т. д.), увеличилось общее количество несовершеннолетних, являющихся собственниками жилых помещений.

В связи, с чем распространение дополнительных гарантий на жилое помещение на детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, позволяет восстановить права данной категории граждан и обеспечить их лучшую социализацию.

Литература:

  1. Папушина Н. Ю. Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики // Закон. 2023. N 3. С. 18–26.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 г. N ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» // КонсультантПлюс.
  3. Информация Министерства юстиции Российской Федерации от 20.07.2015 «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // КонсультантПлюс.
  4. http://egisso.ru/#/statistics/orphans.
  5. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 // КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): жилое помещение, Российская Федерация, социальный найм, субъект РФ, помещение, попечение родителей, место нахождения, проживание детей-сирот, член семей нанимателей, Курганская область.


Ключевые слова

дети, дети-сироты, собственник, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение жильем, невозможность проживания в жилом помещении, наниматель по договору социального найма, член семьи нанимателя по договору социального найма

Похожие статьи

Задать вопрос