Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Филиппова, В. В. Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся / В. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107837/ (дата обращения: 10.05.2024).



Современное образование и воспитание сегодня невозможно осуществлять без экологической составляющей. Экологизация образовательного процесса — это не просто модное направление, а необходимость, без которой невозможно подготовить и воспитать новое поколение, которому придется решать множество экологических проблем. Одна из основных задач современной системы общего образования — это не только обеспечение выпускников школы необходимым багажом знаний в области экологии, но и формирование у них нового экологического мировоззрения, в основе которого лежит ценность окружающего мира и необходимость сохранить его уникальность.

В настоящее время понятие «экологическое мировоззрение» находится в процессе своего формирования и рассматривается как часть общего мировоззрения. Для человека экологическое мировоззрение проявляется через его способность оценивать все свои поступки и принимаемые решения с точки зрения ответственности перед природой, окружающим миром и будущими поколениями.

В отношении обучающихся технология формирования экологического мировоззрения начинается с получения ими необходимых знаний, благодаря которым они совершают осознанные поступки и начинают придерживаться правильного экологического поведения, что с неизбежностью приведет к развитию экологического мышления. Таким образом, мы видим, что формирование экологического мировоззрения — это сложный и длительный процесс, в котором задействованы как интеллектуальная, так и эмоциональная составляющие. Оба этих элемента одинаково важны в процессе воспитания у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, что необходимо учитывать при планировании экологического образовательного и воспитательного процесса.

Экологическое мировоззрение нельзя рассматривать в отрыве от экологической культуры. В данной статье мы не ставим задачу выяснить какое понятие по своему объему шире, лишь обратим внимание на тесную взаимосвязь этих понятий. Разные подходы по-разному толкуют отношение этих понятий и их влияние друг на друга, в нашем случае мы будем рассматривать сформированное экологическое мировоззрение как неотъемлемую часть экологической культуры. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день имеется множество определений понятия экологическая культура, для нас в самом общем виде экологическая культура — это «органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой» [1].

Таким образом, формирование экологического мировоззрения и экологической культуры — это специально организованный педагогический процесс, нацеленный на воспитание у обучающихся ценностного отношения к природе и желания участвовать в природоохранной деятельности.

Если педагоги-предметники в своей практике занимаются экологическим образованием и воспитанием обучающихся, то одним из эффективных направлений этой работы является включение в рабочие программы своих предметов экологической составляющей. Для примера рассмотрим какие экологические темы можно рассмотреть при изучении предмета «физика» в 7–9 классах (см. табл. 1).

Таблица 1

Экологическая составляющая учебного предмета «Физика»

7 класс

Тема урока

Экологическая составляющая

Диффузия

Загрязнение почвы вредными веществами. Принципы распространения вредных газов.

Способы уменьшения и увеличения давления

Негативное воздействие на почвенный покров автомашин и тракторов посредством гусениц и колес.

Сообщающиеся сосуды

Затруднение миграции рыб в реках, вызванное плотинами.

Изменения химического состава застаивающихся вод, повышение уровня грунтовых вод.

Воздушная оболочка Земли

Влияние вредных выбросов на чистоту атмосферы.

Плавание судов

Обратить внимание к каким последствиям для водных объектов могут привести нарушения правил нефтеперевозки.

8 класс

Примеры теплопередачи в природе и технике

Что такое тепловое загрязнение и как оно проявляется

Энергия топлива

Негативное влияние парикового эффекта, вызванного выбросами в атмосферу.

Испарение

Вредное воздействие паров формальдегидов, бензина, аммиака.

Двигатель внутреннего сгорания

Загрязнение атмосферы выбросами двигателя внутреннего сгорания, влияние шума и вибрации на здоровье человека, разрушение почвенного покрова.

Паровая турбина

Негативное влияние на окружающую среду паровых турбин: выбросы, вибрация.

Электризация веществ

Вред статического электричества. Последствия для человеческого организма эффекта электризации одежды, ковровых покрытий и линолеумов.

Источники электрического тока

Воздействие на дыхательные пути вредных испарений из аккумуляторов.

Действия электрического тока

Вредные действия тока на живой организм.

Магнитное поле

Магнитные поля как источники негативного воздействия на живые организмы

Электрический двигатель

Негативные последствия работы электрического двигателя: шум, вибрация, магнитное поле.

Источники света

Влияние на зрение различных источников света в зависимости от мощности и частотности.

Глаз

Последствия негативного воздействия на глаза ультрафиолетового излучения и химических веществ.

9 класс

Резонанс

Вредное воздействие вибрации на живые организмы

Источники звука, звуковые колебания

Разрушительное воздействие шума на организм человека.

Ультразвук и инфразвук

Воздействие высоких и низких звуковых частот на человеческий организм.

Электромагнитное поле

Вредное действие электромагнитных полей на организм.

Радиоактивность

Последствия воздействия радиоактивных веществ.

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Принцип работы ядерного реактора и его воздействие на окружающую среду.

Для реализации экологического образования и воспитания учащихся можно использовать самые различные формы:

— предметную — изучение отдельного предмета «экология»;

— межпредметную — выделение экологической составляющей не только в предметах естественнонаучной области (физика, химия, биология), но и других предметных областей — математика, информатика, русский и иностранный язык, литература;

— внеурочной деятельности — экологические кружки и клубы, проектная деятельность, экологические конкурсы и олимпиады, экологические акции.

Занимаясь процессом организации экологического образования и воспитания, педагог не должен забывать о повышении собственных профессиональных компетенций в области экологии.

В настоящее время в МОУ «МГМЛ» сложилась система, позволяющая всем педагогам на постоянной основе совершенствовать свои профессиональные навыки в области экологического образования. К основным формам такой работы относятся: курсы повышения квалификации, педагогические и методические советы и конференции, заседания методических объединений, проведение экологических квизов для обучающихся и для учителей города, участие в ежегодном экологическом диктанте и конкурсах экологической направленности, публикация статей на экологическую тему в научных журналах, разработка программ дополнительного образования для профильной смены лагеря «Экоквантум», организация экопрактик.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование экологического мировоззрения — сложный педагогический процесс, который требует много усилий как преподавателя, так и учеников. В конечном счете, обучающиеся должны понять важность правильного поведения в природной среде, научиться предвидеть и оценивать последствия своей деятельности, относиться к природе как национальному общественному достоянию, приумножать которое — долг каждого гражданина страны.

Литература:

  1. Товбина В. Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/2–27.pdf
  2. Физика. 7–9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие/ Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017
  3. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. 10–11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М. Ю. Королев, Е. Б. Петрова. — М.: Просвещение, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое мировоззрение, экологическая культура, экологическое образование, негативное воздействие, окружающая среда, внутреннее сгорание, магнитное поле, негативное влияние, природная среда, электрический двигатель.


Похожие статьи

Задать вопрос