О важности формирования экологического правового сознания у школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самонова, Е. В. О важности формирования экологического правового сознания у школьников / Е. В. Самонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107835/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье исследуется понятие «экологическое правовое сознание». Особое внимание уделяется важности формирования экологического правового сознания у школьников. Проводится анализ нормативно-правовых актов в области экологии.

Ключевые слова: экологическое правосознание, окружающая среда, экологическая безопасность, экологическая культура, экологическое образование.

Экологически чистых мест на территории нашей страны осталось очень мало, Челябинская область, к сожалению, не в их числе. Согласно исследованиям, которые ежегодно проводит всероссийская общественная организация «Зеленый патруль», в 2023 году Челябинская область заняла 84 место по неблагоприятным экологическим индексам проживания населения. Несмотря на меры, предпринимаемые правительством РФ, Челябинской области и администрацией города Троицка, экологическую ситуацию в регионе пока рано называть благополучной. В связи с этим, экологическое воспитание подрастающего поколения и формирование у него нового экологического правосознания очень актуально в наши дни. Именно этому поколению предстоит решать экологические проблемы, наследуемые от своих родителей и более старшего поколения.

О том, что о природе необходимо заботиться, люди знали еще в глубокой древности. Сам термин «экология» был введен в научный оборот в 1866 году немецким философом и естествоиспытателем Эрнестом Генрихом Геккелем, который видел экологию, как науку об отношениях организмов с окружающей средой. Уже в XVIII веке начался анализ экологической ситуации, которая сложилась в связи с вырубкой значительных площадей лесов для расширения территорий колоний. В XIX веке, с началом промышленной революции, экологических проблем стало гораздо больше, и люди с тревогой начали замечать изменения окружающей среды. Так, работы М. Милоси, Дж. Тарра и С. П. Хэйза, затрагивали проблемы бытового и промышленного загрязнения городской среды, взаимосвязь этих загрязнений с распространением инфекций, ростом населения в городах и вопросы утилизации отходов производств [1]. В отечественной историографии экологические проблемы изучали такие ученые как: П. С. Паллас, И. И. Лепехин , С. П. Крашенинников , М. В. Ломоносов. Профессор Московского университета К. Ф. Рулье впервые в России высказал идею о том, что развитие органического мира находится в прямой взаимосвязи с изменяющейся внешней средой. Эту идею дальше развил его ученик Н. А. Северцев, который написал диссертацию о животном мире Воронежской губернии. Это исследование актуально и по настоящее время.

Формированием правового сознания в области сохранения природы у молодежи начали заниматься сравнительно недавно, в XX веке, так как накопилось очень много проблем, связанных с производством, утилизацией бытовых отходов и реакцией природы на безжалостное использование ресурсов. Впервые термины «экологическое правоотношение» и «экологический правопорядок» использовала О. Л. Дубовик в своем учебном пособии «Экологическое право». Она сделала вывод, что проблемы в экологии сегодня — это последствия существующих долгое время правоотношений, которые сложились в области охраны среды обитания человека и той степени бережного, правильного расходования природных ресурсов, использования природных объектов и комплексов. Главным назначением экологического права, по мнению Ольги Леонидовны, является проведение природоохранных мероприятий [3, с. 160]. Именно в конце XX века перед нашими учеными встала проблема воспитания гражданской ответственности за свои действия в каждом гражданине и обучение подрастающего поколения грамотному и бережному отношению к природе.

По мнению доктора социологических наук М. В. Калинниковой, целью экологического образования является не столько освоение исследовательских методов в области экологии, сколько формирование нового сознания, основанного на новой системе ценностей и новой этике отношений между человеком и природой [4, с. 113].

В нашей стране на уровне правительства разработан план действий по экологической безопасности «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно тексту документа, одной из важнейших задач государственной политики в области экологического развития выступает «…формирование экологической культуры, обеспечение эффективного участия граждан и юридических лиц в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности» [5].

Мохов А. Ю. рассматривает выработку экологического правосознания в качестве непрерывного процесса «основными составляющими которого являются воспитание, образование и практическая деятельность как самой личности, так и всей совокупности, взаимодействующих с ней институтов — общественных организаций, государства, а также коммерческих организаций» [7].

Сегодня воспитанию экологического правосознания у подрастающего поколения уделяется все больше внимания. Согласно приказам Министерства образования и науки РФ, в школах вводятся новые программы внеурочной деятельности, увеличивается объем учебного материала в разделах, посвященных экологии в учебных курсах предметов «Обществознание» и «Биология». В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обозначены требования по формированию основ экологической грамотности и экологической культуры. С целью привлечения обучающихся к экологическим проблемам и формирования у них бережного отношения к природе, в программы воспитательной деятельности больше включается различных творческих конкурсов, мероприятий и акций экологической направленности.

Как справедливо заметил в своей статье доктор педагогических наук И. Ф. Габидуллин, «…специфика экологического правосознания заключается не только во взаимосвязи всех своих элементов тем, что пропускает все вышеуказанные взгляды, знания и идеи через призму правовых норм и категорий и отличается не только правоустановленностью, но и возможностью оказывать непосредственное влияние на процессы создания, применения и реализации соответствующих правовых норм» [6, с. 1284]

Таким образом, экологическое правосознание мы будем понимать как набор теоретических знаний, взглядов и идей касательно взаимоотношений отдельного индивида и окружающего его мира. Как отмечают экологи, формирование этих знаний и умений должно иметь первостепенное значение в политике нашего государства, так как многие экологические проблемы могут быть решены только экологически грамотными специалистами, и школа здесь играет очень важную роль.

Само правосознание формируется у подростков на основе опыта прошлых поколений и результата их деятельности в виде исчезающих видов животных, мусорных свалок и многого другого. Желание исправить ошибки прошлого, изменить свое отношение к природе формируется у современных детей через моральные, культурные и общечеловеческие ценности.

В работе со школьниками формирование экологического правового сознания лучше всего начинать с изучения статей 42 и 58 Конституции РФ по охране окружающей природы, нормативных документов Правительства РФ и региональных органов власти. Для достижения запланированного результата продолжить эту работу на практическом уровне необходимо в виде субботников, разделения бытовых отходов на категории: органика и неорганика, сбора батареек и пластиковой упаковки. Задача такого формирования «правильного» сознания школьников: структурировать систему восприятия окружающей среды, знаний, норм права и конкретных идей по взаимовлиянию человека и окружающего его мира живой природы.

Данная система обучения и воспитания направлена прежде всего на изменение общественного мировоззрения, в котором каждый человек будет осознавать себя как неотъемлемую часть окружающей среды, а все люди должны стремиться к достижению оптимального уровня взаимодействия с природой, не причиняющего ей по возможности значительного ущерба.

Литература:

  1. Курамшина Н. Г. К вопросу учета экологической составляющей при определении индекса качества городской среды / Н. Г. Курамшина, К. Р. — Гаянова Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 403–405. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97536/ (дата обращения: 22.06.2023).
  2. Агафонова А. Б. Экологические проблемы городской среды в 19-начале 20 веков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://naturschutz.livejournal.com/106255.html?ysclid=ljch7gdw64318126131
  3. Дубовик О. Л. Экологическое право: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. — 720 с.
  4. Калинникова М. В. Экологическое общество: проблемы становления (социологический анализ). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. — 376 с.
  5. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).
  6. Габидуллин И. Ф. Экологическое правосознание и образование как одна из основ гражданского общества / И. Ф. Габидуллин // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 4. С. 1283–1286.
  7. Мохов А. Ю. Экологическое правосознание: вопросы теории / А. Ю. Мохов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 122–124. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45917/ (дата обращения: 23.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое правосознание, подрастающее поколение, проблема, Челябинская область, экологическая культура, бережное отношение, государственная политика, экологическая безопасность, экологическая ситуация.


Похожие статьи

Задать вопрос