Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сагдеева, А. Р. Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности / А. Р. Сагдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107834/ (дата обращения: 10.05.2024).



Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Сагдеева Альбина Радиковна, учитель биологии

МОУ «Магнитогорский городской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете имени Г. И. Носова» (Челябинская обл.)

Внеурочная деятельность призвана создавать условия для реализации обучающимися своих интересов и способностей в различных сферах жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной, досуговой), которые остаются не затронутыми в процессе учебных занятий. Именно в рамках внеурочной деятельности целесообразно решать задачи воспитания и социализации обучающихся.

Учитывая тот факт, что экологические проблемы в современном обществе приобретают все более острый характер, одной из задач современного образования становится формирование у обучающихся экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления. Важная роль в этом процессе отводится системе внеурочной деятельности, она дает возможность обучающимся реализовать свои способности и таланты в сфере экологии.

Тенденцией современного экологического образования является комплексный подход, при котором обучающихся нужно не просто привлечь к участию в каком-либо экологическом мероприятии, а постепенно сформировать у них экологический образ жизни. С этой целью в образовательных организациях в программу внеурочной деятельности все чаще включают курс с аналогичным названием.

Курс внеурочной деятельности «Экологический образ жизни» реализуется с 5-го класса и способствует экологическому воспитанию, даёт возможность привлечь детей к исследовательской работе.

В нашем понимании экологический образ жизни мы рассматриваем как понятие, в котором отражается повседневное поведение человека с точки зрения его безопасного взаимодействия с окружающей средой. Экологический образ жизни — это не просто выработка полезных привычек или использование практик, направленных на решение экологических проблем. Экологический образ жизни — это непрерывный процесс, в результате которого человек обдумывает свои действия с учетом информации о состоянии окружающей среды.

При реализации воспитательной работы перед каждым педагогом всегда встает вопрос о том, по каким критериям оценивать результаты своей деятельности. В нашем случае таким показателем может служить степень проникновения экологии в различные сферы жизни человека, особенно в духовную сферу и потребительское поведение.

Процесс формирования у обучающихся экологического образа жизни необходимо начинать с познавательной сферы. Наличие экологических знаний подразумевает осведомленность школьников о состоянии окружающей среды и экологических проблемах. Один из наиболее эффективных способов получения знаний об окружающей среде — это обучение путём открытий. В основе такого подхода — развитие личности ребёнка через знакомство с природой, живыми организмами, с экологией города Магнитогорска и Челябинской области.

Познание действительности через исследовательское поведение оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка, устанавливает гармоничные отношения с ведущими сферами бытия — миром людей, миром природы и собственным внутренним миром. У ребенка развивается системное мышление, он начинает видеть множество взаимодействий между отдельными предметами природы, определять причинно-следственные связи различных явлений, учится обращать внимание на детали, планировать собственное поведение.

Программой курса внеурочной деятельности «Экологический образ жизни» предусмотрены исследования таких природных объектов как искусственный пруд на территории аквапарка «Водопад Чудес», клумбы с цветами в районе Центрального стадиона и заводской пруд в парке «Тыл Фронту». Все образцы и элементы исследуемых объектов ребята собирают в специальную лабораторную посуду и уже непосредственно в школьной лаборатории при помощи специального оборудования проводят их тщательное изучение (см. рис. 1, 2).

Практические занятия в школьной лаборатории

Рис. 1. Практические занятия в школьной лаборатории

Исследование грибов в школьной лаборатории

Рис. 2. Исследование грибов в школьной лаборатории

По каждому лабораторному исследованию пишется отчет, а все результаты заносятся в специальные таблицы, при необходимости составляются схемы различных природных сообществ.

Все занятия курса «Экологический образ жизни» осуществляются на основе практико-ориентированного подхода. Это позволяет ребятам освоить навык работы с микроскопами, лупами и другим лабораторным оборудованием. Непосредственное соприкосновение с живыми организмами и дальнейшее исследование их внутреннего строения показывает школьникам всю уникальность и неповторимость окружающего мира и учит их бережнее относится ко всему живому.

Полученные в результате исследовательской деятельности экологические знания, постепенно трансформируются в экологическое сознание, которое проявляется в активной позиции в отношении экологических проблем и желании что-то изменить в лучшую сторону. Экологическое сознание является основой экологического поведения, как внешнего проявления деятельности обучающихся, неравнодушных к ситуациям, на которые они раньше, возможно, не обращали внимания.

Таким образом, программа курса внеурочной деятельности «Экологический образ жизни» помогает ребенку расширить границы своих экологических знаний, сформировать современную картину состояния экологии на уровне города, региона, страны, научиться проводить простейшие исследования в области экологии и правильно оформлять их результаты, приобрести опыт полезной экологической деятельности.

Отдельные занятия курса направлены на познание ребенком своего внутреннего мира, стремлений и склонностей, мотивов своих поступков. Это помогает ребенку избавится от комплексов и увереннее отстаивать свои убеждения и жизненную позицию. Курс «Экологический образ жизни» учит умению оценивать принимаемые решения с учетом того, как они могут повлиять на собственное здоровье и окружающую среду.

Постепенное формирование экологического образа жизни приучает детей бережнее относится к природе и разумно ограничивать себя в потреблении материальных благ, помогает осознать необходимость ежедневно прилагать усилия для соблюдения здорового образа жизни, экономии ресурсов, сортировке мусора, сокращении использования пластика в повседневной жизни.

Стоит отметить, что в рамках курса «Экологический образ жизни» большое внимание уделяется проектной деятельности, включающей в себя решение творческих, исследовательских задач, направленных на поиск собственных практических методик исследования изучаемого явления, объектов окружающего мира.

В течение учебного года обучающиеся совместно с педагогом создают индивидуальные или групповые проекты, опираясь на умения и навыки, которые они получили на курсах внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность».

Темы проектов имеют самые различные направления: от актуальных — о защите окружающей среды, переработке мусора и различных материалов, до исследования различных живых организмов, например «Микроорганизмы — друзья или враги», «Самые опасные животные», «Выращивание экзотических растений в домашних условиях».

Такие исследовательские проекты развивают у обучающихся творческие способности и навыки исследования, формируют аналитическое и критическое мышление, заставляют задуматься о будущей профессии и привить к ней интерес.

Педагог, работающий по программе «Экологичный образ жизни», в первую очередь старается развить личность ребенка, для которого экологический образ жизни будет абсолютно нормальным, привычным и естественным.

Литература:

  1. Евстропов, В. М. Экологические тенденции в процессе жизнедеятельности населения и формирования здорового образа жизни / В. М. Евстропов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2016. — № 56. — С. 44–46.
  2. Кучменко, Н. А. Региональные основы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся / Н. А. Кучменко // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения ученого, методиста-биолога Д. И. Трайтака. — Москва: Московский государственный областной университет, 2017. — С. 211–216.
  3. Тарасова О. Н. Экологический образ жизни: базовые принципы операционального определения понятия. [электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-obraz-zhizni-bazovye-printsipy-operatsionalnogo-opredeleniya-ponyatiya
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, экологический образ жизни, окружающая среда, школьная лаборатория, экологическое сознание, обучающийся, окружающий мир, программа курса, ребенок.


Похожие статьи

Задать вопрос