Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савичева, Ю. О. Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска) / Ю. О. Савичева, А. Х. Бабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107833/ (дата обращения: 10.05.2024).



Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, программа экологического воспитания.

Сегодня систему общего образования невозможно представить без экологического воспитания, которое выступает в качестве одного из приоритетных направлений. Если мы хотим, чтобы новое поколение смогло справиться с существующими экологическими проблемами, то мы должны способствовать воспитанию экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. По мнению В. М. Писарика, экологическая культура — «это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в сознании и действиях каждого члена общества» [4, с. 6].

В системе школьного образования экологическое воспитание рассматривается как часть более широкого понятия «нравственное воспитание» и способствует формированию у обучающихся бережного и ответственного отношения к окружающей среде, приобретению ими полезных экологичных привычек, участию в природоохранных мероприятиях.

В рамках воспитательной системы МОУ «Гимназия № 53» экологическое воспитание имеет междисциплинарный характер и реализуется через формы урочной и внеурочной деятельности.

Программой экологического воспитания гимназии предусмотрена реализация следующих задач: помочь обучающемуся осознать себя неотъемлемой частью природы; сформировать умение всесторонне и комплексно проводить анализ экологических проблем; привить нравственное отношение к природе; повысить активность участия обучающихся в природоохранной деятельности; научить строить научно обоснованные прогнозы влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

Весь процесс экологического воспитания в гимназии разделен на два основных направления.

Первое направление включает в себя мероприятия, которые в основном носят образовательный характер и направлены на повышение уровня экологических знаний обучающихся. Это направление реализуется при изучении как предметных областей естественнонаучной направленности, так и учебных предметов, относящихся к гуманитарной сфере. Для усиления воспитательного воздействия на обучающихся при организации образовательного процесса особое внимание заостряется на экологических проблемах, причинах их возникновения и поиска путей их решения.

Ко второму направлению относятся мероприятия воспитательного характера, целью которых является формирование у обучающихся экологически грамотного, экологически ответственного и экологически целесообразного поведения.

Работа по каждому из указанных направлений ведется с опорой на следующие компоненты:

— интерес к окружающей действительности и экологическим проблемам;

— современная система экологических знаний;

— отношение к природе, основанное на эстетических и нравственных чувствах;

— экологически грамотное поведение в природе;

— осознание приоритета экоцентризма над эгоцентризмом.

При реализации программы экологического воспитания необходимо разумно сочетать эмоциональные и интеллектуальные составляющие как при восприятии окружающей среды, так и при планировании деятельности по ее преобразованию. Для формирования экологически грамотного и ответственного человека процесс экологического образования и воспитания должен быть непрерывным и должен строиться на принципах систематичности и междисциплинарности.

В урочной, внеурочной и воспитательной деятельности МОУ «Гимназия № 53» для формирования экологической культуры школьников применяются различные технологии: информационные, игровые, проектные.

При помощи цифровых технологий можно организовать виртуальные экскурсии по различным природным зонам, заповедникам, ботаническим садам, оранжереям. Современные цифровые технологии дают хорошую возможность обучающимся проявить свои творческие возможности в области экологического просвещения и экологической пропаганды. Можно снять видеоролик, нарисовать плакат, написать лозунг, изготовить газету, листовку, буклет, организовать видеоконференцию или прямую трансляцию какой-либо экологической акции.

Широкий спектр возможностей в области экологического образования и воспитания предоставляют игровые технологии. Игры способствуют развитию интеллекта, творческих способностей, расширяют кругозор, учат работе в команде. Игры можно применять в образовательных целях, при организации досуга, как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе. Например, во время похода или экскурсии можно проверить, насколько ребята разбираются в породах деревьев или как хорошо они знают лекарственные растения, могут ли угадать название птицы по ее голосу, знакомы ли они с приметами, связанными с погодой и т. д.

Регулярно в нашей образовательной организации проводятся недели экологии, в рамках которых ребята могут поучаствовать в конкурсах, играх, викторинах, квестах, показать свою эрудицию при отгадывании кроссвордов, совершить путешествия по специально организованным станциям, научиться правильному обращению с бытовыми отходами.

Особой популярностью у школьников пользуются викторины или квизы. Принять участие в них можно индивидуально или в составе команды. Как правило, вопросы составляются таким образом, чтобы при ответе на них простых предметных знаний из школьной программы было недостаточно. Для правильного ответа требуется общая эрудиция, умение логически мыслить и рассуждать, применять знания из различных наук. Организация викторин показывает, насколько все взаимосвязано в мире и что решение экологических проблем возможно только при использовании знаний разных предметных областей.

В гимназии большое внимание уделяется проектной деятельности, благодаря которой реализуется множество социальных проектов, направленных на сохранение окружающей среды.

Ежегодно весь коллектив гимназии в Международный день Земли выходит на традиционный экологический субботник, в ходе которого производится уборка от мусора не только территорий пришкольного участка, но и улиц города. Младшие гимназисты с удовольствием принимают участие в акциях «Покорми птиц зимой» и «Скворечник».

Различные технологии, применяемые в урочной, внеурочной, воспитательной деятельности, позволяют устанавливать отношения, основанные на сотрудничестве с детьми для значительного повышения уровня их экологической культуры.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию в образовательной организации предполагает:

— наличие целостной системы непрерывного экологического образования;

— использование современных образовательных технологий;

— привлечение для совместной работы в сфере экологического просвещения учреждений культуры, природоохранных органов, представителей бизнеса, общественные организации;

— открытый доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды;

— вовлечение в природоохранную деятельность и решение экологических проблем всех участников образовательных отношений.

Достичь конечной цели экологического воспитания в школе можно только при условии, что данная работа будет вестись целенаправленно и на постоянной основе. Только в этом случае мы получим гражданина, имеющего сформированную систему научных знаний в области экологии, соблюдающего основные законы взаимодействия человека, природы и общества, знающего как решить сегодняшние экологические проблемы и не допустить их появления в будущем.

Литература:

  1. Кальфа, Т. Ф. Экологическое воспитание в школе. Экоэтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-v-shkole-ekoetika (дата обращения: 16.10.2023).
  2. Красулина, С. Н. Экологическое воспитание учащихся в современном образовательном пространстве // Экономика и социум. 2018. № 2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 16.10.2023).
  3. Ландык, В.М., Ломова, В.В., Кольцова, Л. А. Экологическое воспитание школьников // Образование и право. 2022. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 16.10.2023).
  4. Писарик, В. М. Экологическая культура: Учебное пособие / В. М. Писарик. — Минск, 2018. — 136 с.
  5. Шишова, Л.Л., Шаповалова, С.В., Радаева, И. А. Экологическое воспитание школьников // Теория и практика современной науки. 2017. № 8 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-1 (дата обращения: 16.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура, воспитательная деятельность, экологическое образование, гимназия, направление, образовательная организация, обучающийся, природоохранная деятельность.


Ключевые слова

экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, программа экологического воспитания

Похожие статьи

Задать вопрос