Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, С. В. Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования / С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107830/ (дата обращения: 10.05.2024).



Общество XXI века не зря называют информационным, так как СМИ сегодня — это не только источники актуальных новостей, они фактически являются частью современной культуры. В таких условия очень важно уделять внимание той информации, которая адресуется именно детской аудитории, так как современному ребенку порой трудно самостоятельно сориентироваться в огромных информационных потоках.

Но детская журналистика устроена сложнее, чем взрослая. Важно, чтобы журналист опирался на возраст зрителя (слушателя, читателя). Детские издания, как правило, делятся в зависимости от возраста аудитории, на которую они рассчитаны. Условно можно выделить три детские группы: дошкольники (от 3 до 6 лет), младшие школьники (от 7 до 10 лет), подростки (11–15 лет).

Эти группы отличаются друг от друга, поэтому и детская пресса образует несколько типов изданий и передач: для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Каждая возрастная аудитория имеет свои интересы и потребности в журналистике, поэтому и цели в них будут отличаться. Экологическая тема — универсальная, способная объединить эти возрастные аудитории.

В целом, когда речь идет об экологическом направлении, важно сделать издание не только полезным, но и занимательным. И сделать издание таковым могут именно дети.

Предпосылки для развития детской экологической журналистики в нашей стране оформились уже давно. Согласно исследованию, проведенному специалистами лаборатории воспитания экологической культуры института семьи и воспитания Российской Академии Образования, в 2013 году экологическим воспитанием было охвачено примерно от 3 до 7 % школьников [4]. В принятой в 2015 году Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, особое внимание уделяется именно развитию экологической культуры, причем, как у детей, так и у взрослых. Указом Президента РФ 2017 год в нашей стране был объявлен годом экологии. В мае 2023 года аналитический центр НАФИ совместно с коммуникационным агентством Like PR выяснили, что 77 % россиян выступают за обучение экологической грамотности в школе [1].

Одним из важных факторов экологического воспитания и взаимодействия школы и семьи является создание печатной или электронной периодики в учебных заведениях.

Так в рамках развития непрерывного экологического образования в МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска реализуется программа по детской экожурналистике, продуктом которой является экологический вестник «Жизнь в стиле ЭКО». Работа над изданием началась в 2022 году. Изначально было важно, чтобы авторами и дизайнерами выступали дети, чтобы они участвовали в подборе тем, фотоматериала, а также занимались версткой; наставник-руководитель должен лишь направить пытливые умы в нужном направлении.

Медийная составляющая современной жизни перенасыщена. Тем много и на что только не идут люди, чтобы привлечь внимание к порой низкопробным фильмам, передачам. Спасением для незрелых умов становится «зеленая пресса».

Издания, занимающиеся освещением экологических проблем и вопросами сохранения окружающей среды, сегодня могут быть как электронными, так и печатными: журналы, газеты, дайджесты, бюллетени, периодические издания. Общей целью таких изданий является не только донесение до своих читателей актуальной экологической информации, но и повышение у них уровня экологической культуры. В этом и состоит отличие экологической журналистики от других видов и направлений журналистской деятельности.

Информация в таких изданиях щадящая, не наносящая вред психике детей, а, напротив, направлена на то, чтобы помочь формировать не только экологическую культуру, но и нравственную, языковую, формировать чувство любви к природе, родине, друг к другу. Экологическое воспитание — это сложный и длительный процесс, направленный на обучение детей умению взаимодействовать с природой и социумом, воспитание ценностного отношения к окружающей среде, сознательное соблюдение экологически правильного поведения.

К 2023 году в нашем учреждении уже стало заметно, что среди учащихся формируется благоприятная эколого-развивающаяся среда. Дети стали более компетентны в вопросах экологии, и их живой ум позволяет черпать информацию отовсюду. Экология рассматривается детьми в широком смысле этого слова и каждое мероприятие или событие воспринимается ими с точки зрения не только экологической чистоты, но и нравственной.

Таким образом, в современной детской журналистике можно обнаружить целый ряд особенностей, способствующих развитию обучающихся:

  1. Умение выделять главное

Если хочешь стать настоящим журналистом — умей замечать детали и не упускать самого важного. То, что для обычных людей не представляет интереса, для журналиста может стать темой для настоящей сенсации.

  1. Умение добывать уникальную информацию

Любой журналист должен быть по своей натуре сыщиком, детективом и одновременно охотником. Поиск и добыча необходимой информации, разумеется, законными способами, — это одна из необходимых составляющих журналистской профессии. Для этого надо уметь работать с источниками информации, в качестве которых могут выступать документы, книги, социальные сети, люди, личные наблюдения. Главное в этой работе — вовремя оповестить своих читателей о произошедших событиях, удовлетворить их потребность в желании обладать качественной, правдивой и актуальной информацией.

  1. Умение отстаивать свою точку зрения

Одной из задач журналиста выступает не только освещение событий, но и просветительская деятельность, особенно в сфере экологии. Для этого необходимо уметь донести до читателей через тексты статей свою точку зрения, убедить аудиторию в том, какой взгляд на ситуацию является правильным, привести для этого необходимые аргументы. Журналист должен знать и уметь применять при работе над текстами законы формальной логики, различать мнения и факты.

  1. Уметь грамотно выражать свои мысли и внимательно слушать собеседника

Существует расхожее мнение, что журналисты, в силу особенностей своей профессии, больше говорят, чем слушают. Однако, настоящий журналист должен уметь в первую очередь внимательно слушать своего собеседника и самое главное слышать, что ему говорят. Развитие такого навыка очень полезно, особенно для обучающихся, которые не всегда слышат, что им говорит учитель.

  1. Умение побеждать свои страхи

Основу профессии любого журналиста составляет умение задавать вопросы. Для этого необходимо побороть свои страхи и комплексы показаться глупым и некомпетентным перед собеседником. Если журналист хочет рассказать своим читателям о чем-либо, то сделать это надо интересно, а, следовательно, необходимо быть компетентным в том, о чем ты рассказываешь. Занятия журналистикой помогают обучающимся не боятся переспросить учителя, если они чего-то не поняли на уроке.

Кроме этого, занятие детской журналистикой — это всегда командная работа. Для того чтобы очередной номер школьной газеты стал интересным, информационно насыщенным и вышел в срок, необходимо научиться работать сообща и помогать друг другу. Кто-то умеет искать интересную информацию, кто-то составлять хорошие тексты, кто-то умеет красиво фотографировать, а кто-то умеет располагать весь материал на странице. В результате от усилий каждого зависит конечный результат. Такой навык, как умение достигать конечной цели всеобщими усилиями называется кооперацией, и он ценится в любой сфере деятельности.

Работа с экологическим вестником объединяет детей, помогает раскрыться, помогает видеть потенциал друг друга. Обучающиеся не только с удовольствием подбирают темы, но и пишут статьи, эссе, миниатюры, очерки на экологические темы. Часто среди них отмечается авторская позиция, прогрессивные идеи. Но важнее всего, это детский взгляд на экологические проблемы, который позволяет видеть новые пути их решения.

Экологический вестник «Жизнь в стиле ЭКО» выходит 1 раз в месяц, т. е. один раз в месяц встает вопрос о его распространении. Издание распространяется через мессенджеры в детские и родительские группы, публикуется на сайте МОУ «МГМЛ».

Наш журнал красочный, интересный, несет полезную позитивную экологическую информацию. Ребята ведут несколько рубрик, таких как: «эко-соревнования», «эко-активность», «эко-акции», «эко-рецепты», «эко-мероприятия», «эко-календарь», «эко-конференция», «эко-привычки», «эко-уроки», «эко-выставка», «эко-взгляд», «эко-конкурс», «эко-образование», «эко-челлендж», «эко-увлечения», «эко-таланты», «эко-стиль», «эко-путешествие».

Эти рубрики раскрывают все стороны экологического воспитания обучающихся в лицее. Ребята заражают своих читателей экологической культурой. Теперь появиться на страницах эковестника престижно, это мотивирует юных школьников участвовать в мероприятиях.

Важно донести, что экология — это не про мусор. Это выражение нравится нашим юнкорам, и оно стало неким лозунгом в подборе тем нашего журнала. Сейчас дети заражаются акциями буккроссинга (обмен книг) и праздниками в стиле Zero waste ( Движение «ноль отходов» создано для сокращения выбрасываемой продукции, а также для сохранения ресурсов посредством рационального потребления), подкастов об экологии языка. Юнкоры МОУ «МГМЛ» успешно представили свой опыт на Первом Всероссийском экологическом форуме в г. Челябинске.

Таким образом, современная экологическая журналистика является неотъемлемой составляющей системы непрерывного экологического образования, помогает обучающимся раскрыть свои таланты, приобрести много полезных навыков, положительно сказывается на их личностном росте.

Литература:

  1. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nafi.ru
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве — Мысль 1997.
  3. Научно-издательский центр ИНФРА — М. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/
  4. Черечукин А. А., Ридигер О. Н. Детская пресса как форма экологического образования // К проектированию школьной программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Сб. науч.- практ. тр. Под ред. Е. Н. Дзятковской. — М.: Изд-во Кокорин В. Н. — 2012. — с.106–109.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, журналист, издание, экологический вестник, экологическое воспитание, детская журналистика, друг, непрерывное экологическое образование, окружающая среда, ребенок.


Похожие статьи

Задать вопрос