Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, М. М. Формирование экологических привычек у младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности / М. М. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107829/ (дата обращения: 10.05.2024).



Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А. П. Чехов

Развитие государства сегодня неразрывно связано с отношением к охране окружающей среды. Однако, одной из наиболее актуальных экологических проблем современного общества остается вопрос переработки и утилизации отходов. Раздельный сбор отходов и их последующее повторное использование — одно из наиболее эффективных решений этой проблемы.

Наступившая экологическая катастрофа затронула практически всех жителей нашей планеты. Этот неприятный спутник цивилизации является нежелательным соседом, который со временем только усиливает свое влияние на жизнь и здоровье людей. Речь идет о разнообразных бытовых и промышленных отходах, порождаемых человеческой деятельностью. Громадные мусорные горы уже засоряют все уголки земной поверхности. Данная проблема не миновала и наш город. Каждый день мы наблюдаем загрязнение мусором улиц, дворов и придомовых территорий, а обочины кажутся заваленными промышленными отходами. Полиэтиленовые сугробы и кучи раздавленных банок отравляют природу и ближайшие леса. Несмотря на все это, мы гордимся нашим городом и не можем оставаться пассивными наблюдателями, когда его улицы превращаются в свалку. Мы приняли решение организовать цикл обучающих мероприятий, посвященных данной проблеме.

В начале года представители волонтерского отряда МБОУ «СОШ № 47» организовали экологическую выставку для обучающихся начального звена. Данная выставка проходила совместно с организацией «Экологический проект «О, да, вторсырье» (см. рис. 1). Тематика выставки очень заинтересовала обучающихся и вызвала у них много вопросов.

Экологическая выставка для обучающихся начальной школы

Рис. 1. Экологическая выставка для обучающихся начальной школы

Выставка показала, что тема раздельного сбора мусора волнует почти всех младших школьников, однако, как правильно разделять отходы и для чего это необходимо, делать знают не все. С целью определения осведомленности обучающихся младшей школы о правильной утилизации бытовых отходов был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Умеете ли Вы правильно утилизировать мусор?

Вопросы

Да

Нет

1.

Выбрасываете ли Вы мусор в урну вне дома?

17

0

2.

Выбрасываете ли Вы мусор на улице в специально отведенные места?

17

0

3.

Знаете ли Вы, что-нибудь о сортировке мусора?

10

7

4.

Разделяете ли Вы мусор перед тем, как его выбрасываете?

6

11

5.

Знаете ли Вы, как утилизируется мусор?

8

9

6.

Знаете ли Вы, как можно использовать мусор вторично?

10

7

7.

Знаете ли Вы, что можно изготовить из бытового мусора

10

7

8.

Знаете ли Вы, где у нас в городе находятся места для сбора вторичного мусора?

7

10

9.

Готовы ли Вы сортировать мусор, если будут созданы все условия для этого?

17

0

Результаты анкетирования показали следующее: 46 % опрошенных имеют представление о раздельном сборе мусора и знают, как его классифицировать, 14 % опрошенных понимают, что необходимо грамотно разделять отходы, но не знают, как это делать. И, к сожалению, 40 % опрошенных имеют представления о классификации отходов на минимальном уровне (см. рис. 2).

Осведомленность о раздельном сборе мусора

Рис. 2. Осведомленность о раздельном сборе мусора

Полученные результаты послужили причиной разработки и реализации проекта, направленного на обучение младших школьников раздельному сбору мусора, «Присоединяйся к нам в разделении».

Цель данного проекта заключается в формировании новой полезной экологической привычки школьников младших классов, путем привлечения их к процессу раздельного сбора отходов. Данный проект включает в себя целый ряд специально разработанных мероприятий теоретической и практической направленности.

Первое мероприятие с названием «Присоединяйся к нам в разделении» знакомит участников с понятием раздельного сбора и переработки отходов, призывая каждого человека принять участие в решении проблемы утилизации мусора (см. рис. 3).

Занятие по формированию умения правильно разделять мусор

Рис. 3. Занятие по формированию умения правильно разделять мусор

Второе мероприятие знакомит слушателей с мировым опытом обращения с отходами, технологиями переработки вторичного сырья и различными способами экологичного поведения для сокращения отходов в повседневной жизни.

На третьем мероприятие обучающимся рассказывается об основных принципах жизни без отходов и способах передачи вещам второй жизни.

На четвертом занятии планируется познакомить обучающихся с примерами инновационных технологий, которые помогают решить проблемы утилизации мусора.

В рамках данного проекта младшие школьники готовят и проводят экологические акции, пробуют свои сил в роли организаторов:

  1. В каждом месяце запланировано проведение акции «День вторсырья». Участники проекта заблаговременно информируют о начале акции, привлекая внимание через специальные агитационные листовки. Мероприятие проходит внутри образовательного учреждения для всех обучающихся.
  2. В период проведения акций «Дни сбора вторсырья» обучающиеся дополнительно проводят разъяснительную и агитационную работу с целью привлечь как можно больше желающих участвовать в проводимом мероприятии.
  3. Еще одно направление проекта, которое развивают обучающиеся, — изготовление и распространение специальных информационных буклетов, предназначенных для населения микрорайона. В этом буклете содержатся рекомендации по раздельному сбору отходов, которые могут быть полезными для жителей данного микрорайона.

Реализация данного проекта показала, что он несет в себе не только практическую значимость, но и массу положительных эмоций для всех его участников, детей, родителей и учителей, которые теперь становятся единой командой.

Литература:

  1. Мазелли М. Вторая жизнь мусора. Или как сделать отходы полезными. — М.: Издательский Дом Мещерякова, 2020. — 80 с., цв. ил.
  2. Мазелли М. История мусора. От древних отходов до переработки пластика. — М.: Издательский Дом Мещерякова, 2020. — 80 с., цв. ил.
  3. Наш общий дом Земля. -Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2021. — 32 с., цв. ил.
  4. Все про раздельный сбор мусора в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vtorothody.ru/musor/razdelnyj-sbor.html#i-9
Основные термины (генерируются автоматически): раздельный сбор мусора, мусор, раздельный сбор отходов, мероприятие, обучающийся, отход, экологическая выставка.


Похожие статьи

Задать вопрос