Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глебова, И. А. Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска) / И. А. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107824/ (дата обращения: 10.05.2024).



Каждому педагогу известно, что процессы образования и воспитания не могут проходить в отрыве друг от друга, и экологическое образование в данном случае не является исключением. Тема экологии в образовательном процессе — это сегодня не просто модное направление, а прежде всего необходимая составляющая в воспитательной работе, направленная на формирование личности обучающихся. Важность экологической темы обусловлена тем, что современный мир сегодня столкнулся с проблемами в этой области. Если у подрастающего поколения не сформировать необходимые принципы взаимодействия с окружающим миром, то вопрос о существовании следующих поколений приобретет особую остроту.

Учитывая вышесказанное, одной из основных задач, стоящих перед современным обществом, является экологическое образование подрастающего поколения. Важнейшую роль в этом процессе отводится системе общего образования, так как именно школа, как институт имеет для этого все необходимые ресурсы: кадровые, материально-технические, административные, финансовые, информационные. От того, сможет ли школа выполнить возложенные на нее задачи в области экологического воспитания и сможет ли она воспитать человека с новым экологическим типом мышления, будет зависеть не только уровень неблагоприятного воздействия на окружающую среду и количество экологических ошибок, но и будущее всего человечества.

В современной системе образования имеется достаточное количество педагогических приемов и методик, позволяющих выполнить эти задачи, а именно: традиционные уроки, направленные на усвоение знаний и формирование умений и навыков, специально спланированная внеурочной деятельность, включающая в себя экскурсии, конкурсы, олимпиады, проектную деятельность, работу кружков, студий, клубов.

В данном контексте хочется привести пример организации воспитательной работы, которая проводится в рамках реализации региональной концепции непрерывного экологического образования и работы региональной инновационной площадки по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели» в МОУ «МГМЛ» города Магнитогорска.

В программе воспитания экологическое направление деятельности заложено изначально, определен план мероприятий, способствующих реализации данного направления в работе с обучающимися. Например, такие экологические акции как «Большая помощь маленькому другу», «Чистый класс», «Чистый двор», сбор макулатуры и использованных батареек, сортировка мусора (пластиковые бутылки и крышки), озеленение школьного двора, участие в конкурсах экологической направленности, работа летнего лагеря «Экоквантум». Всё это на сегодняшний день проводится в лицее в формате традиционных мероприятий.

Кроме того, в образовательной организации разработана отдельная программа по экологическому воспитанию, которая является дополнительным документом, дающим более подробное пояснение о направлении работы в данной сфере, подчеркивая актуальность экологического воспитания, конкретизируя задачи и прогнозируемые результаты, объясняя принципы, методы и формы работы. Согласно этой программе цели и формы экологического воспитания и образования на каждом этапе определяются в соответствии с возрастными особенностями. Так, в лицее имеются «Эколята» в начальной школе, «Эковолонтеры» в 5–9-х классах и «Экодружина» в старшем звене.

Младшим школьникам даются начальные знания об экологии, воспитывается бережное и ответственное отношение к природе, формируется понятие о малой родине и умение видеть красоту окружающей действительности. Данная работа проводится через такие формы как экскурсии, беседы, наблюдения, викторины, написание сочинений, посильное участие в акциях и мероприятиях, связанных с охраной природы.

Основной упор в экологическом воспитании обучающихся делается при их переходе в среднее звено. На этом этапе школьники должны обладать базовым объемом знаний об окружающем мире и иметь четкое представление о своем месте в этом мире. Ведется работа по формированию ответственного поведения, в основе которого лежит осознанное отношение к природе. Большой объем времени отводится практическому участию в экологических акциях и мероприятиях, требующих применение полученных знаний: исследовательская деятельность, проведение опытов, мониторингов, организация природоохранных мероприятий.

Для старших школьников экологическое образование осуществляется в основном через научно-исследовательскую и проектную деятельность с выходом на решение конкретных экологических проблем.

При организации работы по экологическому воспитанию необходимо учитывать возраст обучающихся и объем их знаний. В противном случае мы можем получить снижение интереса к экологической тематике, либо формальный характер их участия в мероприятиях.

В рамках реализации региональной концепции непрерывного экологического образования и работы региональной инновационной площадки в программу воспитания добавлены направления «Экодело» в модуль «Ключевые общественные дела» и «Экоотряд» в модуль «Детские общественные объединения».

Одним из эффективных средств воспитательной работы в области экологического образования является технология наставничества. Формирование экологического поведения с помощью наставничества происходит как в совместной работе над каким-либо проектом, так и в формате бесед, обсуждений актуальных вопросов, наблюдений за природой. Поведение наставника может служить примером экологически правильного образа жизни для обучающихся и помочь выработать полезные экологические привычки.

Наиболее эффективно различные формы наставничества проявили себя при организации работы профильной смены лагеря «Экоквантум».

Первая профильная смена лагеря «Экоквантум» прошла в апреле 2022 года. В ней приняли участие 130 обучающихся нашего лицея и 30 учеников других школ Челябинской области. Работа лагеря была организована при поддержке Курчатов-центра и управления образования администрации города Магнитогорска на базе детского оздоровительного центра «Уральские зори». Смена была увлекательной, полезной, а самое главное — практико-ориентированной.

Первая половина дня была отведена учебной деятельности, направленной на формирование понятийного аппарата обучающихся и расширение их кругозора. На уроках математики, физики, биологии, литературы и английского языка школьники выполняли задания, связанные с проблемами окружающей среды и даже экологией языка.

Вторая половина дня была посвящена работе над проектами, непосредственно связанными с различными экологическими аспектами территории лагеря. Математики подсчитывали количество деревьев с целью выработки рекомендаций о высадке таких пород, которые смогут улучшить экологический климат на территории лагеря. Исследования биологов были направлены на определение чистоты воды окрестных водоемов и дальнейшего использования этих водных ресурсов. Физики решали проблему загрязнения воздуха в зависимости от направления ветра и корректировали расписание мероприятий на свежем воздухе. Участниками профильной смены были также разработаны макеты мусорных баков для раздельного сбора мусора, логотипы для шопперов, маркировка пластиковой посуды, экологический квиз и социальный ролик.

В сентябре 2023 года 50 обучающихся МОУ «МГМЛ» и 30 учеников школ Агаповского, Кизильского и Верхнеуральского районов Челябинской области стали участниками второго заезда профильной смены лагеря «Экоквантум». Согласно разработанной программе основным направлением деятельности участников профильной смены стала проектная деятельность. В качестве продуктов проектов обучающиеся продемонстрировали модели фильтра для воды, созданного при помощи аддитивных технологий, эко-сканер, поделились итогами мониторинга экосистемы ДООЦ. Результаты проектной деятельности обучающихся были высоко оценены экспертным жюри, в состав которого входили заместители директора МОУ «МГМЛ», начальник и заместитель начальника ДООЦ «Уральские зори», преподаватели Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.

При оценке эффективности воспитательной работы в сфере экологического образования можно использовать разные показатели, например, количество участников тех или иных акций и мероприятий, площадь убранных от мусора территорий, количество изготовленных кормушек и скворечников, объемы собранной макулатуры, пластика или текстиля, но главные, по нашему мнению, критерии — это осознание ценности окружающей среды, искреннее желание обучающихся участвовать в природоохранной деятельности и решать реальные экологические проблемы.

Литература:

  1. Байышова Г. Ж., Абдуллаева Ж. Д. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 2. С. 295–301.
  2. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  3. Саранчина Г. С. Воспитание экологической личности в процессе обучения и воспитания учащихся подросткового возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 149–153.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологическое воспитание, воспитательная работа, окружающая среда, проектная деятельность, профильная смена лагеря, непрерывное экологическое образование, организация работы, региональная инновационная площадка, региональная концепция.


Похожие статьи

Задать вопрос