Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Буйских, Т. О. Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования / Т. О. Буйских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107810/ (дата обращения: 10.05.2024).



Сегодня влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду огромно, и к сожалению, в большинстве своём оно несёт негативные последствия. В связи с этим возникает острая необходимость в переосмыслении ряда педагогических и воспитательных позиций школьного образования.

Исходя из приоритетных направлений современного образования, которые все чаще затрагивают экологические проблемы, согласно ФГОС и Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области мы на базе МОУ «СОШ № 37» г. Магнитогорска стараемся организовывать целенаправленную работу по экологическому воспитанию школьников. Данная работа осуществляется не только в рамках урочной системы, но и во внеурочной деятельности, которая способствует формированию основ экологической культуры, развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Ни для кого не является секретом тот факт, что одинаковых детей нет. Ребята все разные и со своими интересами: кто-то активный и шумный, кто-то любит рисовать и мастерить руками, а кого-то с трудом можно оторвать от социальных сетей. Поэтому передо мной, как пред педагогом, встала непростая задача — выстроить работу обучающихся так, чтобы каждый из них смог реализовать свои потребности и раскрыть свои таланты в рамках экологической деятельности.

Планирование и составление программы внеурочной деятельности проходило с учётом основных интересов и потребностей ребят. После обсуждения было принято решение разделить всю экологическую работу на несколько основных направлений.

Первое направление — сбор макулатуры. В период проведения акции проводилось информирование обучающихся школы, а также их родителей о необходимости внимательнее относится к бумаге, картону, коробкам и другим остаткам различных материалов, которые они выкидывают на улицу или сжигают на собственных участках. Мы предварительно узнали, куда можно сдавать макулатуру в нашем городе, а также стоимость, по которой принимают 1 килограмм бумаги. Как выяснилось, многие жители нашего города даже не владеют данной информацией, поэтому одним из направлений работы ребят стало просвещение и информирование граждан о том, где и как можно сдать макулатуру с выгодой для себя. Данная информация оглашалась на линейках в школе и размещалась в социальных сетях (см. рис. 1).

Проведение акции по сбору макулатуры в МОУ «СОШ № 37»

Рис. 1. Проведение акции по сбору макулатуры в МОУ «СОШ № 37»

Второе направление нашей деятельности заключалось в изготовление кормушек для птиц. Материалом для кормушек послужили остатки стройматериалов, обрезки и остатки бумаги, в том числе и цветной, картонные коробки и многое другое. Мастерить кормушки оказалось делом не только общественно и экологически полезным, но и увлекательным, творческим процессом (см. рисунок 2). Как подметили мои ученики: «Птичкам должно быть непросто вкусно, но и красиво!» Все сделанные кормушки ребята развесили в районе нашей школы, в этом деле они проявили настоящую ответственность, так как постоянно следили и пополняли кормушки свежим кормом.

Сбор материала для изготовления кормушек

Рис. 2. Сбор материала для изготовления кормушек

Третий вид нашей работы, заключался в создании и размещении постов экологического содержания в социальных сетях. Информацией для них служили наши действия по сбору макулатуры, изготовлению кормушек, снятию полезных видеороликов. Всю информацию мы размещали на своих страничках в различных социальных сетях, а также в официальной группе школы.

Экологическая работа оказалась не только полезной и интересной, но и принесла реальные результаты, о которых ребята с гордостью и удовольствием рассказывали на школьных мероприятиях и линейках. Я как педагог считаю, что очень важно поддерживать детский интерес и стимулировать его. Поэтому, когда представилась возможность принять участие в городском конкурсе социального проектирования, я сразу предложила ребятам оформить все наработки в виде социального проекта. Ребята восприняли данную идею с воодушевлением. На мой взгляд, детям крайне важно в подростковом возрасте быть в центре внимания и делиться своими достижениями с окружающими.

Для участия в городском конкурсе социального проектирования «Активное пространство» мы с группой наиболее активных и инициативных обучающихся разработали проект «Берегите эту землю», объединив в нём все наши направления. Основная идея проекта заключалась в минимизировании вредного воздействия на окружающую среду и ознакомлении общественности с экологическими проблемами, актуальными для нашего города (см. рис. 3).

Защита проекта «Берегите эту землю»

Рис. 3. Защита проекта «Берегите эту землю»

В рамках проекта мы предложили вырученные от сбора макулатуры деньги передавать в приюты для животных. Описали и продемонстрировали как картон, бумагу, различные коробки можно использовать вторично и делать кормушки для птиц, которым так необходима помощь в зимнее время, особенно когда в городах мало ягодных деревьев, которые служат основным источником пищи для них. Проблему недостаточной информированности граждан города об экологических проблемах, мы решили с помощью познавательной серии постов и видеороликов в социальных сетях.

Наш проект достиг своей цели, так как информационный контент был оценён большим количеством людей, о чём свидетельствуют положительные отзывы и комментарии. Члены жюри конкурса также высоко оценили наши старания, присудив нашей команде призовое место. Полученный результат безусловно стал для обучающихся толчком к еще большему интересу изучения экологических проблем и процессов современного общества. Ребята и сегодня продолжают работать в этом направлении и открывать для себя новые способы помощи окружающей среде!

Литература:

  1. Данилова М. З. Занимательная экология [Текст] // Воспитание школьников. — 2010. — № 5. — С.25–33.
  2. Зачем собирают макулатуру и что из нее делают? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vtormarket-samara.ru/info/24-zachem-sobirayut-makulaturu-i-chto-iz-nee-delayut
  3. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/26c/26c72db1f339ae8da752b1d684543874.pdf
  4. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
  5. Экологические сказки. Пособие для учителей 1–6 классов [Текст] / Сост. Г. А. Фадеева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изготовление кормушек, окружающая среда, сбор макулатуры, внеурочная деятельность, городской конкурс, кормушка, направление, проблема, ребята, сеть, социальное проектирование, экологическая работа.


Похожие статьи

Задать вопрос