Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Суборова, В. А. Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования / В. А. Суборова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107698/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на исполнение существующих в этой области нормативно-правовых актов.

Ключевые слова : прокурорский надзор, сфера образования, исполнение законов, должностные лица.

Сегодня мы являемся свидетелями различных реформ, организуемых в нашей стране в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества. Порой они оказываются не подкрепленными достаточной правовой базой и соответственно приводят иногда к нестабильности в нашей стране. Соответственно очень важна юридическая действенная правоприменительная практика, требующая некоторых критериев и средств, защищающих от произвольных поступков или даже неправомерного действия со стороны должностных лиц. В этом случае самым существенным инструментом может выступить прокурорский надзор как одна из эффективных форм высшего государственного контроля за соблюдением и исполнением законодательных актов. Ведь ни один орган государственной власти не может осуществлять надзорную функцию в самом широком, полном объеме. Только единая, централизованная система органов прокуратуры может и в состоянии исполнить данную функцию наиболее полно и эффективно.

Все мы знаем, что каждое юридическое или физическое лицо должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и все иные требования законов, которые на них распространяются. Перечень всех данных лиц определяется в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. К числу объектов прокурорского надзора относятся и органы исполнительной власти в сфере образования [2].

При организации прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования прежде всего внимание обращается на соблюдение или нарушение требований соответствующих правовых актов. Также в предмет прокурорского надзора включаются законность и обоснованность нормативно-правовых актов, принятых федеральными министерствами, определенными государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления и их должностными лицами, касающихся вопросов образования.

При осуществлении надзорной деятельности в сфере образования, как и в других сферах хозяйственной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции и согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вправе:

— «по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, отнесенных Конституцией РФ и Законом о прокуратуре к числу объектов, поднадзорных органам прокуратуры, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций» [2].

Согласно пункта 2 статьи 22 вышеназванного закона при выявлении административных нарушений: «прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона» [2].

При нарушении законов органами и должностными лицами пункт 3 статьи 22 того же закона предписывает: «прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносит представление об устранении нарушений закона» [2].

Определяя сущность прокурорского надзора в России, В. Г. Бессарабов отмечает, что:

«1. Это вид государственной деятельности. Такую государственную деятельность осуществляют уполномоченные законом прокуроры, которые входят в единую централизованную федеральную систему органов прокуратуры РФ.

2. Основным содержанием этого вида государственной деятельности является осуществление Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов» [4, с. 20].

О. С. Капинус выделяет особенность деятельности прокуратуры. Она пишет: «Деятельность прокуратуры, основанная на установленных законом компетенции, носит надведомственный, универсальный характер. Этим, в частности, она принципиально отличается от контрольных (надзорных) органов исполнительной власти, компетенция которых ограничена определенной сферой (банковская, финансовая, экологическая и др.). Но, что более важно, законность в деятельности самих органов исполнительной власти в сфере осуществляемого ими контроля (надзора) является предметом надзорной деятельности прокуратуры» [5, с. 20–21].

По мнению В. Г. Бессарабова, «объектами надзора являются органы и должностные лица федеральной исполнительной власти, Следственного комитета РФ, законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления. Кроме названных объектов надзора к ним относятся органы контроля и их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [4, с. 21].

При этом автор отмечает, что «к объектам прокурорского надзора не относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы федеральной законодательной власти, судебной власти, граждане» [4, с. 21].

Так, в нашем случае одним из ключевых направлений прокурорского надзора в сфере образования является надзор за деятельностью исполнительной власти в сфере образования и за исполнением ими законов. При организации проверок прокурор имеет право привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в данной отрасли хозяйственной деятельности. Все требования прокурора о предоставлении всех необходимых документов и материалов для проверки, при необходимости о явке в прокуратуру и даче разъяснений по поводу нарушения закона должны беспрекословно выполняться всеми органами и должностными лицами, которым они были адресованы. При неисполнении требований прокурора должностные лица могут понести наказания в установленном законом порядке.

Обычно органы прокуратуры приступают к проверке только «при наличии двух обязательных условий: поступления информации о нарушении законов и убежденность в том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции других органов власти и для устранения правонарушений требуется принятие мер непосредственно прокурором» [5, с. 58].

Остановимся на основных направлениях и вопросах, рассматриваемых прокурорской проверкой в ходе контроля за деятельностью исполнительной власти в сфере образования:

— на начальном этапе определение и изучение правовой базы, регламентирующей образовательную сферу, а также установок, определяющих указания и требования к организации проверок в этой сфере правоотношений;

— определение органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих органов, организаций, становящихся объектами надзора в конкретном случае;

— установление числа других лиц, деятельность которых подлежит оценке в изучаемой ситуации;

— обозначение целей проверки и уточнение задач, необходимых для решения поставленных целей;

— уточнение перечня документов, которые подлежат изучению в ходе проверки;

— подготовка вопроса о привлечении к проверке специалистов, постановка вопросов, необходимых для разрешения и т. д. [5].

В ходе прокурорского надзора за деятельностью в сфере образования анализируется информация о состоянии законности правоотношений, изучаются поступившие в органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления, а также в другие контролирующие органы:

— заявления и обращения граждан;

— материалы проверок, гражданских, уголовных и иных дел;

— сообщения СМИ, в том числе, размещенные в сети Интернет;

— статистические данные и т. д.

Организуя надзор в сфере образования, «органы прокуратуры, в частности, пресекают:

— факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней;

— введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи;

— необоснованного отчисления учащихся;

— нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат;

— произвола в применении мер воздействия и т. д». [4, с. 108].

Также органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием законам имеющихся уставов, правил приема и других локальных актов образовательных учреждений и др. [4].

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью в сфере образования является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением нормативно-правовых актов в данной сфере. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на исполнение существующих в этой области законов. Все выявленные отклонения и нарушения своевременно устраняются, ответственные лица несут наказания.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 04.10.2022 г. № 8-ФКЗ). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/55446/ (Дата обращения: 01.11.2023 г.).
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202–1 (ред. от 20.10.2022 г.). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (Дата обращения: 02.11.2023 г.).
  3. Приказ от 16.04.2019 г. № 277 «О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-16042019-n-277-o-vnesenii/ (Дата обращения: 07.11.2023 г.).
  4. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / В. Г. Бессарабов. — 3-е изд. — М.: Высшее образование, 2021. — 483 с.
  5. Капинус, О. С. Прокурорский надзор: в 2 томах. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]: под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, сфера образования, исполнительная власть, орган прокуратуры, орган, лицо, местное самоуправление, высший государственный контроль, государственная власть, государственная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос