Бумажные техники и их возможности в познавательном, социально-коммуникативном, физическом, художественно-эстетическом развитии дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бумажные техники и их возможности в познавательном, социально-коммуникативном, физическом, художественно-эстетическом развитии дошкольника / М. Н. Тутушина, Э. Р. Сафарова, А. С. Кузнецова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107695/ (дата обращения: 10.05.2024).



Согласно ФГОС ДО освоение ребенком основной образовательной программы предполагает, что происходит овладение основными культурными способами деятельности, ребенок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструировании и др.; ребенок обладает развитым воображением, которое проявляется, прежде всего в игре и в других видах деятельности; развита крупная и мелкая моторика; ребенок подвижен, владеет основными движениями, вынослив; он способен к принятию собственных решений, основываясь на свои знания и умения в различных видах деятельности и т. д. Успешность освоения должна быть отражена в познавательном, физическом, социально — коммуникативном, речевом, художественно — эстетическом развитие ребенка. Для того чтобы развивать ребенка необходимо рациональное использование всего разнообразия педагогических средств, целенаправленно применяемых в решении задач развития.

На сегодняшний момент в ДОО используются разнообразные бумажные техники (таблица 1).

Таблица 1

Бумажные техники, используемые для работы в ДОО

Название техники

Краткое описание

Кем изучались возможности

Разрывание и сминание

Разрывание бумаги на кусочки равного размера, последующее сминание их в комочки, которые используются для оформления картин — мозаик, объемных картин, коллажей

С. И. Ишимцева. в своей статье «Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги» [3]

Оригами

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях

Ф. Фрёбель предложил это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики

Киригами

Включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях

Ю. В. Рузанова. в своей книге «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» [9]

Форматное конструирование

Создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. Каждая деталь имеет до трех-пяти копий, которые последовательно приклеиваются друг к другу, образуя объемную поделку

В. И. Коваленко в своей книге «Художественное конструирование из бумаги» [4]

Бумажная скульптура

Создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети

Л. А. Парамонова в своей книге «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» [7]

Для того чтобы подробно оценить возможности бумажных техник, нами был проведет анализ их влияния на развитие дошкольников.

В наши дни физическое развитие детей является приоритетной задачей, которое курирует наше государство. ФГОС ДО включает в себя образовательную область «Физическое развитие», а к основным задачам физического развития дошкольников относится развитие мелкой моторики рук, точных и выверенных движений пальцев, кистей обоих рук.

По словам О. М. Дьяченко, уровень развития мелкой моторики рук является один из показателей готовности ребенка к школе [2, с. 16]: «Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц».

С. Г. Корнеева в своей статье «Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» рассказывает о научном эксперименте, подтверждающем положительное влияние использования техники оригами для развития мелкой моторики: «Нужно отметить, что оригами положительно сказывается и на мелкой моторике пальцев. Такие выводы были сделаны на основе тестов, проведенных по методике Озерецкого. Была набрана группа детей, в которой практически у всех малышей была определена низкая моторика пальцев, а высокой не было ни у одного. После того, как дети прошли курс занятий оригами, группа разделилась на детей со средним и высоким уровнем моторики пальцев. Что примечательно, низкой моторики не наблюдалось ни у одного ребенка» [5, с. 31].

Познавательное развитие — еще одно направление развития дошкольников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи познавательного развития определены следующим образом:

— развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

— формировать познавательные действия, становление сознания;

— развивать воображение и творческую активность;

— формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, цвете, материале, звучании, темпе, ритме, числе, количестве, целом и части, времени и пространстве и др.) [1].

Конструирование из бумаги может быть использовано для решения всех этих задач. У дошкольников расширяется круг знаний, умений, навыков; расширяется кругозор; развивается наглядно-образное мышление, память, внимание; дети получают дополнительную информацию о мире животных, среде их обитания в процессе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях; углубляются знания детей об истории техник работы с бумагой и экологии. Занятия по конструированию из бумаги сопровождаются различными познавательными рассказами.

В. И. Коваленко в своей книге «Художественное конструирование из бумаги» пишет: «Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры — квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить его внимание, например при появлении трапеций, ромбов).

Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д.), признаки их сходства и различия» [4, с. 17].

Конструирование из бумаги развивает глазомер и пространственное воображение, формирует умение мысленно оперировать объёмными предметами, учит последовательности, аккуратности, формирует смекалку, терпение.

Одним из направлений развития дошкольника является социально — коммуникативное развитие. ФГОС дошкольного образования определяет содержание социального развития ребенка. В осмыслении требований стандартов выстраивается деятельность педагога, который, используя все многообразие педагогических средств, направляет их на формирование у ребенка таких нравственных качеств как коллективизм, готовность оказывать помощь друзьям, умение сопереживать, желание радовать окружающих успехами своего труда.

Использование бумажных техник (например, бумажной скульптуры), считает О. Г. Рибцун, способствует развитию социальной функции личности дошкольников, т. е. формированию навыков коллективного общения в процессе деятельности. Когда творческие и образовательные интересы дошкольников, их родителей, педагогов становятся общими, создается такая педагогическая среда, которая становится стимулом для формирования творческих способностей и интересов личности ребенка, учитывающих ее возможности и желания, а также социальные требования [8].

Художественно-эстетическое развитие — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Конструирование из бумаги стимулирует дошкольников к творческой самореализации, желанию создать новое, оригинальное. Ребёнок радуется сделанной собственными руками игрушке, тому что она действует: кораблик плывёт, вертушка вертится на ветру, самолётик летает. Совершая различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении различных способов и приёмов дети развивают способность эстетически осмыслять образы знакомых предметов, в преобразованной форме подчеркивать колоритность и красоту внешнего облика.

Эта деятельность очень значима для развития воображения ребёнка, его художественного вкуса, фантазии, аккуратности, способности намечать последовательность операций, умения бережно и экономно использовать материал, активно стараться получить положительный результат. Дети постигают навыки и культуру труда, что нужно для их подготовки к обучению.

Для гармоничного развития просто необходимо развивать творческие способности и воображения детей. С. В. Опаричева в своей статье «Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами» пишет следующее: «В школьных занятиях главенствующая роль, безусловно, принадлежит коре левого полушария головного мозга, отвечающего за логику и речь. Восприятие же структур, связей, чувство прекрасного — это функции правого полушария, ответственного за творческое мышление, интуицию, воображение. Самые большие достижения отмечены интеграцией обоих полушарий. В детях нужно развивать оба пути познания. Для этого следует использовать такие виды деятельности, в которых задействованы обе руки» [6].

Из проведенного нами анализа видно, что бумажные техники необходимы как средство гармоничного развития дошкольников. Их возможности должны быть использованы для познавательного, социально — коммуникативного, физического, художественно — эстетического развития детей.

Литература:

  1. Верховкина, М. Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ М. Е. Верховкина.- СПб.: Каро, 2014.
  2. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева.- М.: Эксмо, 2016.- 260 с.
  3. Ишимцева, С. И. Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги [Электронный ресурс] / С. И. Ишимцева // Первое сентября.- 2011.- Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/244–128–257
  4. Коваленко, В. И. Художественное конструирование из бумаги/ В. И. Коваленко.- Ярославль.: Академия, 2002.- 130с.
  5. Корнеева, С. Г. Ваш ребенок идет в школу/ С. Г. Корнеева.- СПб.: Питер, 2015.- 305 с.
  6. Опаричева, С. В. Методические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами [Электронный ресурс]/С. В. Опаричева// Первое сентября.- 2015.- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/623837/
  7. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду/ Л. А. Парамонова.- М.: Учитель, 2014.-386 с.
  8. Рибцун, О. Г. Умелые пальчики/ О. Г. Рибцун, Ю. В. Рибцун.- М.: Литера, 2010.- 68с.
  9. Рузанова, Ю. В. Развитие мелкой моторики рук дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности/ Ю. В. Рузанова.- М.: Каро, 2009.-160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, бумага, вид деятельности, мелкая моторика, бумажная скульптура, мелкая моторика рук, окружающий мир, познавательное развитие, процесс складывания, Художественное конструирование.


Похожие статьи

Задать вопрос