Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.11.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Павленко, Н. С. Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей / Н. С. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107685/ (дата обращения: 10.05.2024).



В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психотипами.

Ключевые слова: семья, дошкольник, воспитание, родители, авторитарный, демократический, либеральный, индифферентный, адаптация.

Семья — единственная группа, имеющая первостепенную, долговременную и важную роль в индивидуальном развитии ребенка.

Семья является социальным институтом, базовой ячейкой общества, где ребенок учится понимать мир и в том числе самого себя.

Родительская ответственность — это система поведения, соответствующая возрасту ребенка на каждом этапе личностного развития и обеспечивающая наилучшие возможности для личностного и эмоционального роста. Хотя первоначальная ответственность за воспитание детей возложена на общество, индивидуальному развитию уделяется лишь краткое внимание в детстве ребенка, до его профессиональной деятельности или социализации, как меняется социальное функционирование ребенка, от возраста к возрасту, меняются индивидуальные отношения семьи к образованию, конкретные виды и методы воспитательного воздействия, а также характер взаимоотношений ребенка и родителей.

Системы семейного воспитания и ценности, принятые в семье, очень важны для самооценки и развития личности детей.

Семейное воспитание можно разделить на три стиля: демократический, авторитарный и толерантный (либеральный) [1, 2].

В демократической модели в первую очередь учитываются интересы ребенка. Это «консенсусная» модель;

Стиль власти, при котором родители навязывают детям свои взгляды — «репрессивный» стиль;

И либеральный стиль, при котором детям разрешается использовать свой собственный стиль.

Ученик начальной школы видит себя глазами взрослых, с которыми он вырос. Если баланс и ожидания семьи не соответствуют возрасту и личностным качествам ребенка, самооценка оказывается искаженной.

Остановимся на общей модели семейного воспитания, от которой зависит качество взаимоотношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

1. Родители-демократы подчеркивают независимость и дисциплинированность в поведении ребенка. Они дают ему право быть независимым в определенных сферах жизни; при исполнении обязанностей его права не должны нарушаться. Контроль, основанный на температуре и гибкости, обычно не перенапрягает ребенка. Обычно Вы услышите объяснения, почему нельзя делать одно и нельзя делать другое. В подростковом возрасте в этих отношениях не возникает особого или уникального опыта [3].

2. Настоящие опекуны предъявляют к своим детям необоснованные требования и не удосуживаются объяснить причины своих приказаний и запретов. Они имеют полный контроль над всеми аспектами своей жизни, но не могут функционировать идеально. В таких семьях дети часто избегают общения с родителями, и родителям становится не по себе [9]. Некоторые дети конфликтны, но в большинстве случаев дети авторитарных родителей адаптируются к моделям семейных отношений, становятся уверенными и независимыми.

Ситуация усложняется, когда чрезмерные требования и контроль сочетаются с эмоциональной отстраненностью и неприятием ребенка. Здесь неизбежно и полностью разрушаются отношения между ребенком и родителем.

3. Нерадивые и грубые родители — это очень сложная ситуация. Дети в таких семьях редко доверяют другим, испытывают трудности в общении и часто проявляют агрессивное поведение, но им нужна любовь.

4. Репрессивное родительское отношение и отсутствие контроля — также плохой выбор при низких отношениях между родителями и детьми. Дети могут делать все, что хотят; никто не интересуется их работой Поведение становится неконтролируемым Хотя дети порой могут бунтовать, Но им нужна помощь родителей; взрослые должны видеть, что они подают пример ответственного поведения, которому они могут следовать [7–8].

5. Сверхуверенный — большая забота о детях, больший контроль над жизнью на основе близких эмоциональных взаимоотношений — инвалидность, несамостоятельность и проблемы со сверстниками.

Результаты исследования адаптации среди детей дошкольного возраста

Рис. 1. Результаты исследования адаптации среди детей дошкольного возраста

Исследование адаптивности дошкольников из семей с неблагополучными детско-родительскими отношениями на основе статистического анализа семейно-школьных условий, можно сделать следующие выводы. Средняя распространенность составила 42 % (25 субъектов). У них есть психологические и социальные проблемы, а также проблемы со сном. У 13 % детей улучшение незначительное (8); такие дети охотно играют с друзьями, имеют хороший аппетит, хорошо спят и находятся в хорошем настроении. 42 % (25) детей попадали в трудные ситуации, 3 % (2) исследуемой группы подвергались насилию; у этих детей были социальные проблемы, вялость и голод. Эти дети могут быть пугливыми и агрессивными по отношению к своим сверстникам.

Изучая стили воспитания родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» (автор С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной), мы получили следующие результаты, отображенные на рисунке 2.

Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике С. С. Степанова

Рис. 2. Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике С. С. Степанова

Таким образом, анализируя данные исследования детско-родительских отношений в дошкольных учреждениях и психологических копинг-систем дошкольников, можно сделать следующие выводы: родители предпочитают авторитетные и авторитетные дошкольные учреждения. Авторитетные стили воспитания предполагают умеренный или низкий уровень гибкости, а в отношении детей, которые трудно адаптируются и несчастны, родители предпочитают расслабленный и безразличный стиль воспитания [10]. Представлены результаты корреляционного анализа показателей адаптации к дошкольной среде дошкольников, выросших в семьях с низкими детско- родительскими отношениями [7].

Литература:

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие [Текст] / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. — 397 с.

2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. — Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2018. — 384 с.

3. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. — СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2017. — 560 с.

4. Божович, Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2018. — 352с.

5. Вегнер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А. Л. Вегнер. — М.: Рига, 2016. — 184с.

6. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [Текст] / Л. Д. Демина. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2016.- 144 с.

7. Зинченко, В. П. Живое знание: психологическая педагогика / В. П. Зинченко. — Самара: Самарский Дом Печати, 2017. — 296 с.

8. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, — М.: Смысл, 2019. — 181 с.

9. Крысько, В. Г. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / В. Г. Крысько. — М.: Омега — Л, 2017. — 352с.

10. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2018. — 864 с.

11. Леонгард, Карл. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2017. — 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семейное воспитание, отношение, семья, личностное развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос