Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Касангалиева, Р. Р. Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время / Р. Р. Касангалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107583/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание личности.

Патриотизм в характере нашего народа, и мы знаем, на какую героическую высоту он поднимает людей, когда Родина в опасности.

В. В. Путин

В современное время одной из приоритетных задач развития российского общества является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Осознавая актуальность данной проблемы, когда идет подмена духовно-нравственных ценностей на западные идеалы у современных школьников. Встает вопрос о формировании гражданской позиции и самосознания на уроках истории и обществознания, воспитание в них высокого чувства патриотизма, верности своей Отчизне.

Патриотизм является одним из важнейших фундаментов развития духовной личности у учащихся. Исторический источник патриотического воспитания — формирование на уроках истории чувства гордости за свою Родину, уважение достойных страниц героического прошлого, возведение крепких связей с родной землей, соблюдение народных традиций и почитание родного языка, сохранение памяти о подвигах своих земляков, приобщение к культуре своего края. Для решения заявленной задачи в педагогической практике, я попробовала её решить путем вовлечения в исследовательскую деятельность. Исследование по своей природе уже предполагает теоретическую работу с имеющейся информацией, и не только, но и поиск фактов подтверждающих ту или иную гипотезу или наоборот её опровержение, анализ материала, оформление её результата. Данный вид деятельности открывает просторы для самостоятельной работы со стороны ученика, а учителю отводиться лишь роль наставника, его цель- указывать направление и осуществлять контроль в процессе исследования. Что создает благоприятные условия для формирования патриотического воспитания на всех этапах совместной работы.

Общеисторическое направление и. д.

Патриотическо-гражданское направление и. д.

Групповая д.

Индивидуальная д.

Групповая д.

Индивидуальная д.

Уроки с элементами исследования

Оформление исследовательских работ с учениками

Организация работы по воссозданию музейных страниц «Герои нашей земли»

Оформление исследовательских работ с учениками

Разработка исследовательских проектов

На уроках истории ученики овладевают умениями самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями. Но она и ставит его перед нравственным выбором морального оценивания того или иного исторического события. Ученик должен учитывать достоверность изучаемых событий или фактов, беспристрастно и объективно рассуждать при оценивании исторических явлений.

Индивидуальная деятельность проявилась при запуске проекта: «Мой прадед участник Великой Отечественной Войны». В рамках этого исследования ребята самостоятельно изучали историю своей семьи в период Отечественной Войны. Работа велась и во внеурочное время, при использовании сайтов «Мемориал», «Подвиг Народа» была собрана важнейшая информация об участниках военных событий. В ходе поисковой деятельности они изучали и архивы библиотеки имени Крупской. Итогом успешной работы был найден без вести пропавший герой, детально составлен его боевой путь. В работе над проектом ребята проявили творческий подход, критическое мышление при работе с той или иной исторической информацией. Креативный подход осуществлялся и при оформлении проекта в виде презентации. На базе изучаемой исторической темы проявился небывалый интерес и углубление знаний учеников к военным событиям прошлых лет.

На общеисторическом направлении, мы с ребятами самостоятельно разрабатывали программу экскурсии по нашему музею, курс назывался «Гиды-экскурсоводы». Работа предполагала сбор информации, с целью подробного описания экспонатов для создания инвентарной книги школьного музея и проведения экскурсий, как для гостей, так и для учеников родной школы. А также индивидуально ученик создавал экспозицию «Равнение на Героев России». Исследование проводилось как следствие посещения матери Героя России, был создан уголок в школьном музее, посвященном памяти о подвиге земляка, но и не обошлось без помощи всех жителей села. В процессе исследования подключились и другие ученики, они собрали целый альбом, посвященный участникам трагических событий, которые выполняли не только священный долг перед Родиной во время Великой Отечественной Войны, но и воинам-интернационалистам. участникам — специальных военных операций.

Таким образом, следует отметить, что исследовательская деятельность на уроках истории воспитывает у школьников: любовь и уважение к Родине, чувство гордости за российский народ. Чтить прошлое, ценить настоящее, строить будущее -благодатная почва для воспитания гражданской ответственности у учащихся. Патриотическое воспитание является одним из важных аспектов современного образовательного процесса любого подрастающего поколения. Патриотическое воспитание залог здорового будущего нашей страны.

Литература:

  1. Ермакова О. А. Использование метода проектов в образовательном процессе школы // Продуктивное образование: Альманах / Под ред. Е. А. Александровой, В. А. Ширяевой. Саратов: Научная книга,. Вып. 4.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС). А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков М.: Просвещение, 2014.
  3. Отечественная история ХХ — начала XXI века: Документы и справочные материалы / Под ред. А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, исследовательская деятельность, урок истории, Великая Отечественная Война, общеисторическое направление, подрастающее поколение, работа, ученик, школьный музей.


Похожие статьи

Задать вопрос