Административная ответственность как один из видов юридической ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Новикова, К. Э. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности / К. Э. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107548/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье автор исследует особенности административной ответственности, как одного из видов юридической ответственности, выявляет общие черты, а также характерные особенности административной ответственности.

Ключевые слова: юридическая ответственность, административная ответственность, административное правонарушение.

Законодательством Российской Федерации не закреплено четкое определение такого понятия как «Административная ответственность». В научной литературе дается множество определений рассматриваемого понятия, все они основаны на том, что «административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер» [1, с. 340].

Понятие «административная ответственность» не отделимо от понятия «административное правонарушение», значение которого определено в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее также — КоАП РФ, Кодекс) [2]: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Структура административной ответственности, на ряду с другими видами юридической ответственности, включает в себя:

  1. основание наступления ответственности — административное правонарушение. Данное в КоАП РФ определение понятию «административное правонарушение» включает в себя все признаки, присущие административному правонарушению: общественная опасность, противоправность деяния, виновность деяния, наказуемость. Только совокупность всех этих признаков может определить деяние как административное правонарушение.
  2. правовые условия привлечения или невозможности привлечения к ответственности — обстоятельства, закрепленные КоАП РФ, обуславливающие возможность привлечения к административной ответственности (виновность (ст. 2.2 КоАП РФ), достижение установленного возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), актуальность срока давности привлечения к ответственности(ст. 4.5 КоАП РФ)) или невозможность привлечения к административной ответственности (крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ), невменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ), малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ).
  3. субъект административной ответственности — виновные физические и юридические лица, совершившие административное правонарушение. Выделяют несколько категорий: общие субъекты — лица, достигшие 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ); специальные субъекты — родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства (ст. 2.6 КоАП РФ), а также некоторые должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ); особые субъекты — военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (ст. 2.5 КоАП РФ).
  4. применяемые санкции (административное наказание) — мера ответственности, установленная государством, назначаемая за совершение правонарушения и применяемая с целью предупреждения совершения новых правонарушений как самим субъектом ответственности, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).

Несмотря на все общие черты разновидностей юридической ответственности, стоит обратить внимание на особенности, характерные только для административной ответственности, исходя из рассмотренного понятия и структуры административной ответственности.

Основной и первой особенностью выделим, что в отличие от других норм юридической ответственности субъектами административной ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности. Административную ответственность несут коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы — органы исполнительной власти, административные органы, другие государственные структуры вне зависимости от уровня: федеральные и региональные, а также муниципальные органы. Таким образом, выражается принцип равенства перед законом, установленный статьей 1.4 КоАП РФ.

Второй отличительной особенностью выделим цель и задачу государственных мер в виде административной ответственности. Законодательством об административных правонарушениях установлены задачи: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, защита общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, защита от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Таким образом, административное наказание, устанавливаемое и применяемое государством, выражает негативное отношение к действию (бездействию) и несет в себе предупредительный характер, не унижает человеческое достоинство, не причиняет физических страданий, не наносит вред деловой репутации юридических лиц. Как отмечалось ранее, при малозначительности совершённого правонарушения, лицо может быть освобождено от административного наказания. То есть, привлечение к административной ответственности не влечет за собой обременительные правовые последствия для правонарушителей, как, например, судимость в уголовной ответственности. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Третья особенность административной ответственности заключается в том, что полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях обладает широкий круг органов и должностных лиц: суды (судьи), органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, налоговые органы, военные комиссары, таможенные органы и другие органы и должностные лица органов. Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации прописано в Главе 23 КоАП РФ, содержащей 96 статей, что еще раз подтверждает значительное число уполномоченных органов и лиц.

Следует обратить внимание на факт, что административные наказания могут назначаться уполномоченными органами и должностными лицами правонарушителям, не находящимся в подчинении. Это кардинальное отличие административной ответственности от дисциплинарной, меры которой реализуются должностными лицами по отношению к служащим в порядке подчиненности.

Как уже говорилось выше, частью структуры административной ответственности является административное наказание как санкции за совершенное правонарушение. Виды административного наказания, закрепленные в КоАП РФ, приведем как следующую черту административной ответственности, отличающую ее от иных видов юридической ответственности.

В соответствии со статьей 3.3 КоАП РФ различают основные и дополнительные виды административных наказаний.

К основным видам относятся:

  1. предупреждение,
  2. административный штраф,
  3. лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида,
  4. административный арест,
  5. дисквалификация,
  6. административное приостановление деятельности
  7. обязательные работы

Следующие виды могут устанавливаться и применяться и как основные, и как дополнительные административные наказания:

  1. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения,
  2. лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида,
  3. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства,
  4. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

Глава 3 КоАП РФ регламентирует содержание всех административных наказаний, порядок и случаи применения каждой конкретной меры ответственности. Данный перечень административных наказаний является исчерпывающим и закрытым, расширение перечня возможно только путем внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.

При этом, не смотря на разницу видов наказаний, аналогично другим видам юридической ответственности, в КоАП РФ предусмотрен индивидуальный подход к назначению административного наказания. Административное наказание должно быть справедливым, то есть учитывать характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение субъекта ответственности, обстоятельства совершения правонарушения и личность, если правонарушение совершено физическим лицом. Ученые-юристы [3] довольно часто выделяют принцип индивидуализации наказания [4 с. 41–44]. Смысл индивидуализации наказания — всесторонняя оценка содеянного правонарушителем и назначение соответствующего наказания в пределах установленных законом мер государственного принуждения, которое бы наиболее полно отражало отрицательную публично-правовую оценку совершенного правонарушения и предупреждало совершение новых правонарушений.

Рассмотренные аспекты и понятия позволяют сделать общее заключение, что административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, регулирует множество сфер общественных отношений с целью защиты личности, прав и свобод человека, общественной безопасности, интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также предупреждения совершения новых административных правонарушений. Административная ответственность имеет общие признаки юридической ответственности (меры ответственности применяется на основе государственных норм, закрепленных законодательством, обязательно наличие вины субъекта, индивидуализация ответственности и др.), но также имеет существенные отличия и характерные особенности.

Литература:

  1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. — М.: Юристъ, 2005. С. 456.
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: https://docs7.online-sps.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=C4fzzuT31btyyT25&cacheid=4D40720ED8145183BD6E66C7631C30BA&mode=splus&rnd=F4ni5Q&base=LAW&n=460025&dst=1000000001#FwcY1vT5Es0uyTU9
  3. См. например: Брайнин Я. М. Принципы применения наказания в советском уголовном праве / Научные записки Киевского университета. Т. 12. Вып. 1. Киев, 1953; Бриллиантов А. В. Дифференциация наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 21; Бузынова С. П. Эффективность наказания и ее влияние на предупреждение преступлений. Труды ВЮЗИ. М., 1974. Т. 33. С. 117.
  4. Воронин В. Н. Принцип индивидуализации наказания в его практическом преломлении // Судья. 2016. N 6. С. 41–44.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административная ответственность, юридическая ответственность, административное наказание, административное правонарушение, лицо, орган, Российская Федерация, вид, совершенное правонарушение.


Похожие статьи

Задать вопрос