Актуальные проблемы правового регулирования незаконного оборота немаркированной алкогольной продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Криворотова, В. А. Актуальные проблемы правового регулирования незаконного оборота немаркированной алкогольной продукции / В. А. Криворотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 321-325. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107539/ (дата обращения: 12.05.2024).



Статья раскрывает аспекты актуальных пробелов в области законодательного регулирования алкогольной продукции без идентификационных признаков, установленных настоящим законом. Проанализированы различные Федеральные законы, которые способствуют квалификации по преступлениям, предусмотренным статьями 171.1, 171.3, 171.4 УК РФ. Были рассмотрены ключевые нормативные акты, позволяющие изучить регламентацию оборота немаркированной алкогольной продукции, и, в соответствии с этим, были предложены пути решения по квалификации экономических преступлений в деятельности судов по преступлениям, связанным с алкогольной продукцией, а также изменения санкционной части по статье 14.17.1 КоАП и 171.4 УК РФ.

Ключевые слова: немаркированная алкогольная продукция, оборот алкогольной продукции, федеральная специальная марка, экономические преступления, уголовная ответственность.

Оборот алкогольной продукции вне правового поля является частью экономический преступлений, и в классическом понимании представляет собой деяние, которое предрасполагает повышенную опасность для общества и государства. В России проблема преступного оборота без надлежащей маркировки алкогольной продукции как никогда актуальная. Экономические угрозы и потери от преступлений в сфере нелегального обращения на рынке немаркированной продукции несут значительный вред социальному и экономическому развитию. Изучая проблематику важно исследовать актуальные проблемы правового регулирования преступных деяний.

Значительный ущерб в связи с увеличивающимся числом преступлений в сфере неправомерного оборота продукции без идентификации вредят в различных отраслях жизнедеятельности государства. Перечень происшествий, произошедших на фоне употребления спиртосодержащих изделий и являющихся частью теневого оборота, приводит к тяжелым заболеваниям и летальным исходам. Согласно данным Росстата, за 2020 год скончалось более 10,2 тысяч человек, по статистике это почти на 4 тысячи человек больше предшествующему году [12].

Изучение и полный анализ неофициального оборота, не являющейся маркированной алкогольной продукции, возможен при разборе отдельных составных частей явления. Начать стоит с законодательной основы регулирования спиртовой пищевой продукции и его терминологий. Установление концепции алкогольной продукции содержится в статье 2 настоящего Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ [4]. Алкогольной продукцией является готовое изделие, используемое в пищевых целях и производимое с использованием и без применения этилового спирта, изготавливаемое из пищевого сырья и/или пищевой продукции, в которой может содержаться этиловый спирт не более 0,5 процента от общего величины готовой продукции. Существует перечень, который подразделяет изделия на виды.

Также существует градация понятий «алкогольная продукция» и «спиртосодержащая продукция», что немало важно, как показывает практика, при назначении уголовного наказания. Разъяснение термина установлено законодателем в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, который указал, что спиртосодержащая жидкость — это продукция, изготавливаемая для пищевых и непищевых целей, которая содержит лекарственные препараты, спиртосодержащие изделия медицинского характера с содержанием 0,5 процента этилового спирта от полного объема готовой продукции. Соответственно, спиртосодержащая продукция, создаваемая для не пищевых целей, применяется в различных отраслях производства.

Вся продукция ввозимая, произведенная в стране и принятая алкогольной на территории Российской Федерации, подлежит обязательной маркировке. Каждой единице алкоголя присваивается федеральная специальная марка, которая удостоверяет правомерность оборота на территории России. Факт неукоснительного маркирования товара регламентируется в статье 12 Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ. Специальная марка, обязательная к нанесению на алкогольную продукцию, представляет собой двухмерный код. Штриховой двухмерный код служит идентификатором единой государственной автоматизированной информационной системы.

Благодаря сканированию двухмерного кода потребитель рынка имеет возможность получить информацию об алкогольной продукции, которую предоставила организация-изготовитель. Федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 488-ФЗ дополняет пункты, которыми разъясняют понятие товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации [3]. Однако на практике встречаются случаи, когда эти требования Федерального закона нарушаются.

В приговор Ярцевского районного суда г. Ярцево № 1–231/2022 от 21.12.2022 года разъяснено о преступном умысле лица, у которого в целях хранения и сбыта была изъята алкогольная продукция, подлежащая маркировке специальными средствами идентификации. Гражданин, реализуя противоправный умысел и предвидя неизбежность опасных последствий из побуждения корысти, приобрел у неизвестного лица алкогольную продукцию без соответствующих федеральных специальных марок на сумму 5 684 922 рубля. На основании показаний свидетелей деятельность гражданин реализовывал в автосервисе, в котором совершалась погрузка и отгрузка товара. Суд установил виновность лица и приговорил гражданина к 3 годам лишения свободы со штрафом 300 000 рублей по статье 171.1. УК РФ [10].

Согласно Федеральному закону № 488-ФЗ товары, включенные в перечень, обязательно подлежат маркировке средствами способствующими идентифицировать товар. Существует законодательный перечень, с помощью которого организация-изготовитель ориентируется в том, какую продукцию маркировать. Регламентируется перечень товаров, подлежащих обязательной идентификации, Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р [8].

Распоряжение Правительства РФ № 792-р включил с 1 марта 2023 года в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, включил пиво солодовое, сидр и т. д. Виды слабоалкогольной продукции были введены благодаря ранее проведенному на территории Российской Федерации испытанию по маркировке напитков, изготавливаемых на основе пива — Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 204 [6].

Регулирование маркировки алкогольной продукции обязательными федеральными марками установлено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2348 [5]. Ранее на территории России алкогольная продукция обязательно должна была иметь акцизные марки, но на данный момент акцизная марка обязательная только для алкоголя, ввозимого в страну.

Нововведение в маркировке способствует облегчению документооборота производства хозяйствующего субъекта, а также обеспечивает качественное наблюдение над производством продукции. По приговору Зеленоградского районного суда г. Москва № 1–297/2016 от 28.08.2016 года был выявлен факт подделывания специальных средств идентификации на найденной алкогольной продукции. Предпринимательская деятельность граждан осуществлялась без регистрации с совершением заведомо противоправных действий по обороту контрафактной продукции. Суд установил граждан виновными по части 6 статьи 171.1 с наложением штрафа в размере 100 000 рублей, части 3 статьи 180 с наложением штрафа в размере 250 000 рублей и части 4 статьи 327 УК РФ с наложением штрафа в размере 350 000 рублей [9].

Уголовный кодекс закрепляет ответственность за незаконный оборот немаркированной алкогольной продукции. Ответственность за противозаконное обращение немаркированной готовой продукции закреплена в статье 171.1 Уголовного кодекса РФ [13]. В статье 18 Федеральный закон № 171-ФЗ делается акцент на деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. Из деяний, указанных в Федеральном законе № 171-ФЗ вытекает ответственность, отраженная в статье 171.3 УК РФ. Статья 171.4 УК РФ входит в один из видов преступлений, осуществляемых посредством иллегальной розничной продажи алкогольной продукции, но совершаемых неоднократно. Чтобы лицо могло быть осуждено за преступление по статье 171.4 УК РФ оно должно быть ранее подвергнуто аналогичному административному наказанию.

В ходе исследования незаконного оборота немаркированной алкогольной продукции была изучена проблематика, которая была выявлена за счет изучения судебной практики уголовных дел в сфере неправомерного обращения без, в соответствии с законом, средств идентификации, анализа актуальной статистики и опросу сотрудников органов внутренних дел.

Как уже отмечалось ранее, алкогольная продукция — это пищевая продукция, содержащая этиловый спирт более 0,5 процента от полного объема. Алкогольная продукция отличается от остальных видов тем, что изготавливается с использованием пищевых ингредиентов. Соответственно, в случае изготовления применяется этиловый спирт исключительно из пищевого сырья. Автором была изучена практика преступлений, вынесения судебных решений по уголовным делам УМВД России по Тюменской области. Выявленная актуальная проблема найдена в результате анализа судебных решений относительно того, что наказание вменяется за состав жидкости, изученной в ходе химического исследования найденной продукции. Изначально после того, как было возбуждено уголовное дело в сфере незаконного оборота немаркированной алкогольной продукции, в ходе следственных действий обнаруживаются вещественные доказательства, которую продавало лицо под видом легальной. В таких ситуациях продукцию направляют в лабораторию на изучение экспертами состава для получения решения относительно безопасности употребления жидкости. По окончании химического исследования готовой продукции специалистом выносится решение о том, что имела место в найденных доказательствах спиртосодержащая жидкость, а не алкогольная продукция. Но перед этим следователь уже возбудил уголовное дело по факту нахождения продукции, под которой сбывал, руководствуясь визуальным изучением найденного: этикеткой, на которой написано название продукции, вид и форма упаковки, цвет. В точности также и покупатели руководствуются критериями и приобретают товар. При этом, в случаях нахождения продукции, суд посчитал, что после экспертизы, жидкость, которая меньше 36 градусов, следует вменять как спиртосодержащую, то есть выносят решение по анализу эксперта, а не информации, указанной на этикетках. На это указывает Приказ Минфина от 7 ноября 2020 года № 235н, устанавливающий минимальное ценообразование. Градация алкогольной продукции влияет на квалификацию преступления посредством расчета размера гипотетически извлеченного дохода от преступной деятельности. Возможно, в данном порядке есть законодательный пробел, т. к. обвиняемый в любом случае продавал противоправный товар под видом и по цене алкогольной продукции, но в случае возбуждения уголовного дела понесет наказание за продажу спиртосодержащей жидкости, что в таком случае означает уменьшение наказания. Автор статьи предлагает применять квалификацию преступлений, совершенных при продаже противоправного оборота товара, не по продукции, указанной экспертами в заключении, а по продукции, указанной на этикетках реализованного товара.

Согласно показателям ЕМИСС в сфере преступного обращения продукции, не являющейся маркированной, преобладающее число наказаний устанавливается за административные нарушения [14]. Совокупность данных скомпонованы с 2020 по 2023 года в таблице 1.

Таблица 1

Число составленных протоколов об административных правонарушения и число возбужденных уголовных дел в Российского Федерации, составленных по результатам проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции с 2020 по 2023 год

2020 год

2021 год

2022 год (с января по март)

2023 год (с января по июнь)

Число составленных протоколов об административных правонарушениях в РФ (ст. 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.4, 14.19, 15.12 КоАП РФ)

85 153

84 291

18 008

33 500

Число возбужденных уголовных дел в РФ (ст. 171.1, 171.3, 171.4, 151.1, 238 УК РФ)

4 018

3 693

1 064

1 705

Источник: [составлено автором].

В Российской Федерации применение статьи 171.4 УК РФ возможно только в случае совершения преступного деяния после получения лицом аналогичного административного наказания. Наказание происходит посредством наложения штрафа по статье 14.17.1 КоАП РФ в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией готовой алкогольной или спиртосодержащей продукции [1]. Санкция статьи 171.4 УК РФ предусматривает штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы лица либо исправительные работы на срок до 1 года. По мнению автора статьи, существует законодательный пробел в регулировании наказания в сфере противоречащий закону оборота спиртной продукции, т. к. подобное провоцирует негативную тенденцию преступлений. Наложение административного штрафа помогает преступному элементу подходить аккуратнее к совершению противоправных действий. Исходя из направления политики Минфина об увеличении розничных цен, легальная розничная продажа постепенно замещается некачественным товаром. Правоохранительные органы проводят мероприятия по противодействию, однако, исходя из отчетов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, ежегодно выявляется более 60 тысяч декалитров продукции, производство и оборот которой производился беззаконно [11]. Неправомерный оборот приносит 100 млрд рублей доходов ежегодно преступным элементам, что благоволит негативной статистике в связи с ростом цен. Это позволяет сделать вывод о том, что тенденция нарушающего закон оборота в сфере готовой спиртной продукции увеличивается [2]. В данном случае автор предлагает добавить в качестве санкции после нахождения нелегального производства давать лицу 3 месяца на исправление всех недочетов в деятельности и в случае, если по истечении данного периода лицо, занимающееся розничной продажей, не изменило всех найденных нарушений вменять дополнительный запрет. Дополнительный запрет будет заключаться в том, что физические лица, получившие замечания за деятельность и не предприняли попыток по исправлению, повсеместно с этим обязаны приостановить деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в данной сфере на 3 года. На взгляд автора, это, возможно, приостановит противозаконную деятельность и за период пресечения, гражданин найдет себя в другом легальном ремесле.

Подводя итоги, можно сказать, что преступления в сфере незаконного оборота являются насущной проблемой государства. В ходе исследования изучена проблематика. Одной из выявленных проблем является руководство судов по установлению минимальной меры наказания за спиртосодержащую продукцию в соответствии с Приказом Минфина от 07.11.2020 года № 235н посредством экспертного заключения, но в то же время преступный сегмент сбывает продукцию под видом алкогольной и получает соответствующее денежное вознаграждение. В связи с чем предлагается следующий путь решения: по нахождении товара, нарушающего законодательство, преступному элементу будет вменяться наказание конкретно за ту продукцию, что нашли входе расследования. Этот вывод был бы справедлив по отношению к потребителям.

Следует считать разумным дополнение к санкционной части статьи 14.17.1 КоАП РФ, указывающее на то, что после нахождения противоправной деятельности давать лицу 3 месяца на исправление всех найденных ошибок. Но в случае, если по истечении данного периода лицо, занимающееся розничной продажей, не изменило всех найденных замечаний по ведению предприятия, вменять дополнительный запрет. Дополнительный запрет — физические лица, уличенные в незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также получившие замечания за это и не предприняли попыток по изменению ситуации, помимо всего прочего обязаны приостановить деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в данной сфере на 3 года.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание Законодательства. № 195. 2001.
  2. Нудель С. Л., Зайцев О. А. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной продукции // Вестник томского государственного университета. 2019. № 447. С.247–254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya-svyazannye-s-nezakonnym-oborotom-alkogolnoy-i-spirtosoderzhaschey-produktsii/viewer (дата обращения: 10.06.2023).
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: федеральный закон от 25.12.2012, № 488-ФЗ // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997–2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314270/ (дата обращения: 20.09.2023).
  4. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федеральный закон от 22.11.1995, № 171-ФЗ // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997–2023. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8368/ (дата обращения: 20.09.2023).
  5. О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками: (ред. от 16.08.2021): постановление Правительства РФ от 29.12.2020, № 2348 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997–2023. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/26cdb7be00745ba8727bc131cfd01e77eb7b0a33/ (дата обращения: 21.09.2023).
  6. О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации: постановление Правительства РФ от 17.02.2021 № 204 // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997–2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377496/ (дата обращения: 20.09.2023).
  7. Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов: Приказ Минфина России от 11.11.2022, № 235н // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт] 1997–2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367616/ (дата обращения: 10.06.2023).
  8. Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ред. от 24.02.2022): распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018, № 792-р // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: [официальный сайт]. 1997–2023. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/26cdb7be00745ba8727bc131cfd01e77eb7b0a33/ (дата обращения: 23.09.2023).
  9. Приговор Зеленоградского районного суда г. Москва от 28.08.2016 № 1–297/2016 // Суды общей юрисдикции города Москвы. 2010–2023. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/zelenogradskij/cases/docs/content/98ab712f-7ca2–4449–8631–700c72843837 (дата обращения: 30.09.2023).
  10. Приговор Ярцевского районного суда г. Ярцево от 21.12.2022 по делу № 1–231/2022 // Судебные и нормативные акты РФ [официальный сайт]. 2012–2023. URL: https://sudact.ru/regular/doc/Fi5vIBHjQDrJ/?regular-txt=®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=Статья+171.1.+Производство %2C+приобретение %2C+хранение %2C+перевозка+или+сбыт+товаров+и+продукции+без+маркировки+и+ %28или %29+нанесения+информации %2C+предусмотренной+законодательством+Российской+Федерации %28УК+РФ %29®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1698663123591 (дата обращения: 30.09.2023).
  11. Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции // Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: [официальный сайт] 2009–2023. URL: https://fsrar.gov.ru/activities/rezultaty-proverok (дата обращения: 10.06.2023).
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996, № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание Законодательства. № 63. 1996.
  13. Федеральная служба государственной статистики: [официальный сайт] 2009–2023. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 21.092023).
  14. Число уголовных дел, возбужденных по результатам проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Единая межведомственная информационно-статистическая система: [официальный сайт] 2007–2023. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/34102 (дата обращения: 20.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, УК РФ, этиловый спирт, немаркированная алкогольная продукция, розничная продажа, Российская Федерация, РФ, наложение штрафа, незаконный оборот, готовая продукция.


Ключевые слова

уголовная ответственность, экономические преступления, немаркированная алкогольная продукция, оборот алкогольной продукции, федеральная специальная марка

Похожие статьи

Задать вопрос