Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.11.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Санников, Г. Д. Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» / Г. Д. Санников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107426/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок, в требованиях которых не обозначается обязательное условие, по которому участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: Федеральный закон № 223-ФЗ, заказчик, заявки участника закупок, единые требования, закупочная деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства, информация и документы, состав заявки, положения о закупках.

В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке.

Исходя из вышеизложенных норм, в редакции Закона 223-ФЗ установлено право заказчика самостоятельно формировать требования к предоставлению информации и документов участниками закупок при участии в закупочных процедурах, в требованиях которых не обозначается обязательное условие, по которому участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, путем формирования собственного Положения о закупках.

У каждого Заказчика сформировано собственное положения о закупках, где присутствуют различные обязательные требования к составу и форме заявок на участие в закупочных процедурах.

Проведя анализ положений о закупках заказчиков, размещенных в единой информационной системе проводящих свою закупочную деятельность в рамках Закона 223-ФЗ в Самарской области, было выявлено, что у каждого конкретного заказчика обязательные требования к составу и форме заявок кардинально различны. У некоторых заказчиков требования могут отличаться даже исходя из разных форм закупочных процедур (конкурс, аукцион, запрос котировок).

Различие в основных требованиях к составу и форме заявки, служит для заказчиков определенной лазейкой, с помощью чего недобросовестные заказчики могут пытаться ограничить круг потенциальных участников торговых процедур, так как некоторые заказчики специально формируют сложные отсылочные нормы, к составу и форме заявок, устанавливают неоднозначные формулировки требований, что дальнейшим служит формальным поводом для отклонения заявок потенциальных поставщиков или исполнителей.

Обжалование действий таких заказчиков носит весьма затруднительный характер. Данное утверждение находит свое подтверждение, при анализе вынесенных решений различными управлениями федеральной антимонопольной службы за 2023 год размещенных на официальном сайте в разделе «База решений и правовых актов» можно сделать вывод о том, что при обжаловании неоднозначных формулировок требований к составу и форме заявок, данные претензии в большинстве случаев обжалования возникают у участников закупки уже после отклонения их заявок, так как непосредственно при подаче заявки, участник закупки не понимает, что неправильно трактовал суть требований заказчика к предоставляемым документам, либо не увидел отсылочную формулировку в документации о необходимости предоставления определенных справок, а также иных требований.

При вышеуказанных условиях подачи жалобы исходя из сложившийся правоприменительной практики жалоба участника закупок в большинстве случаев будет оставлена без рассмотрения, так как положения закупочной документации должны быть обжалованы до окончания срока подачи заявок. Тем самым заказчики пользуются тем, что основная часть участников закупок не имеет профессиональных юристов, специалистов по закупкам, которые могут в установленные законом сроки, юридически грамотно и аргументировано подать жалобу на необоснованные требования к составу и форме заявок установленные заказчиками.

В свою очередь даже если у потенциального участника закупки, и находится специалист, который в соответствии с нормами законодательства подает жалобу на требования к форме и составу заявок, при обжаловании спорных требований заказчик ссылается на то, что данные требования установлены в его положении о закупках, и он действует строго в рамках действующего законодательства.

Позиция контролирующих органов в данном вопросе складывается следующим образом: при несогласии с требованиями к составу и форме заявок установленные в положении о закупках Заказчика, участник закупки обязан обжаловать положение о закупках. Что в свою очередь требует наличие квалифицированных юристов имеющих практику в спорах в рамках Закона 223-ФЗ, и является сложной процедурой, которую большинство участников закупок просто не имеют возможности осуществить.

Данный подход позволяет Заказчикам устанавливать излишние и формальные требования к участникам, тем самым ограничивая круг участников закупок. Потенциальный поставщик и исполнитель вынужден подготавливать основной пакет документов для участия в каждой конкретной закупке, что в свою очередь не всегда становится возможным в силу необходимости сбора определённых справок с государственных органов, которые в свою очередь изготавливаются, определенное количество времени, и если участник закупки увидел потенциально интересную ему закупочную процедуру, по истечении определенного времени со дня размещения извещения о закупке, хотя формально у него остается время для подачи заявки, его заявка все равно будет отклонена, так как он не успеет собрать необходимые справки в установленный срок.

Также заказчики требуют предоставления различных формулировок деклараций соответствия участников закупок обязательным требованиям. Исходя из анализа протоколов рассмотрения заявок участников закупок в 2023 году можно сделать вывод о том, что даже незначительный отход от формулировок, указанных в положениях о закупке конкретного заказчика, служит формальным поводом для отклонения заявок.

На сегодняшний день не все маленькие организации, включая индивидуальных предпринимателей, имеют в штате профессиональных юристов и специалистов по закупкам которые могут формировать пакет документов для подачи на участие в закупки под каждого конкретного Заказчика, тем самым начинающие предприниматели фактически становятся ограниченными в возможности участия в большинстве закупок из за установления обширных и различных требований к составу заявки в рамках Закона 223-ФЗ.

Возможное установление единых критериев позволит расширить круг участников закупок, позволит небольшим организациям, которые недавно начали участие в торговых процедурах, а также организациям, имеющим небольшой штат в составе которого отсутствуют профессиональные специалисты по закупкам формировать единый пакет документов для участия в закупках, что, в свою очередь:

1) повысит конкуренцию при проведении торговых процедур;

2) обеспечит заказчикам возможность заключать контракты на более выгодных финансовых условиях за счет увеличение числа возможных участников конкурентных процедур;

3) позволит государственным организациям эффективнее расходовать денежные средства, осуществляя закупочную деятельность в рамках Закона 223-ФЗ;

4) уменьшит нагрузку на контролирующие органы (в частности федеральную антимонопольную службу), так как исходя и анализа поступивших жалоб в федеральную антимонопольную службу в Самарской области, установлено, что количество жалоб поступивших на торговые процедуры участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, в разы меньше жалоб поступивших на торги проведенных на общих основаниях;

5) уменьшит количество судебных дел в арбитражных судах об оспаривании решений федеральной антимонопольной службы.

Исходя из вышеизложенного, полагаю возможным внесение корректировок для установления единых требований к информации и документам в составе заявок в рамках Закона 223-ФЗ.

Внесение вышеуказанных изменений не потребует значительного изменения законодательства о закупках, так данные нормы уже успешно действуют в рамках закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, отраженные в пункте 19.1 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ, где в свою очередь отражен перечень информации и документов, обязанность предоставления которых заказчик вправе установить при проведении закупочных процедур.

Литература:

  1. База решений и правовых актов Федеральной антимонопольной службы//https://br.fas.gov.ru/
  2. Беляева О. А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие / О. А. Беляева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИД «Юриспруденция», 2017.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 3
  4. Иванов О. Б., Лаврова Т. В., Подкопаев Ю. Б. Совершенствование системы закупок в государственных компаниях и контроль за их осуществлением // Этап: экономическая теория, анализ, практика, 2012.
  5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
  6. Литвинова О. А. Обзор практики закупок заказчиков по закону № 223-ФЗ // Сборник докладов VII Всероссийской практической конференции — семинара «Государственные и муниципальные закупки», 2012.
  7. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок//https://zakupki.gov.ru/
  8. Письмо Минфина России от 05.05.2020 № 24–04–07/36166 «Об участии физлиц, применяющих НПД, в закупках работ и услуг»
  9. Трефилова Т. Н., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — «Деловой двор», 2018 г.
  10. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  11. Федеральный закон «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]: от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп.). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): заказчик, закупка, требование, субъект малого, форма заявок, закупочная деятельность, положение, процедура, Российская Федерация, федеральная антимонопольная служба.


Ключевые слова

заказчик, субъекты малого и среднего предпринимательства, закупочная деятельность, Федеральный закон № 223-ФЗ, заявки участника закупок, единые требования, информация и документы, состав заявки, положения о закупках

Похожие статьи

Задать вопрос