Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.11.2023

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Дремова, А. В. Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога / А. В. Дремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107365/ (дата обращения: 13.05.2024).



Термин нейропсихология происходит от понятий душа (психея) и нейро (неврон), т. е. отражает соединение в единое целое психологии и неврологии.

Нейропсихология официально заявила о себе в середине 20 столетия, а точнее со времен Второй мировой войны. Её признанным создателем является выдающийся отечественный ученый А. Р. Лурия, имевший двойное образование (психологическое и неврологическое). Однако вопрос о том, где размещается душа, волновал человечество издавна. Долгое время считалось, что душа бестелесна, т. е. мозг не имеет к ней никакого отношения. Затем психические функции стали размещать в трех желудочках мозга. Каждый их них считался местом, где хранятся ее «образы», т. е. отображенные впечатления.

С позиции сегодняшнего дня такие представления следует расценивать как метафизические. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что в них содержались ценные идеи относительно того, что человек обладает душой и телом , работающими относительно независимо друг от друга. Душа рассматривалась как обитель идеальных образов, мозг- как орган, из которого под влиянием воли жизненная энергия проистекает во все части тела, по каналам, называемым нервами. Впоследствии, благодаря трудам ученых и, в первую очередь, отечественных, таких как И. А. Павлов, М. И. Сеченов. А. Н. Леотьев, П. Я. Гальперин. Н. А. Бернштейн. А. Р. Лурия и др., было составлено достаточно четкое представление о значении центральной нервной системы (ЦНС) и, прежде всего, головного мозга для психики человека. Тем самым основание для появления нейропсихологии переросло в ее необходимость. Именно с появлением нейропсихологии стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психической деятельности, а не только к особенностям (симптомах, синдромы) но и о вызывающих их причинах, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и малоосвещенными в литературе.

Следовательно, нейропсихология открыла принципиально новый подход к пониманию психики человека и ее нарушений.

Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья .

При работе с детьми с ЗПР отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Нейроигры направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Сегодня я бы хотела бы познакомить вас с теми играми и упражнениями, которые использую на своих занятиях.

  1. «Игра с ковриком» (4 основных цвета) — необходимо взять 2 коврика.

Варианты использования:

— Перед ребенком лежат коврики. Произносим необходимый цвет, и ребенок должен хлопнуть по цвету руками (ладошками) по коврикам. Это задание можно усложнить если необходимо автоматизировать или дифференцировать необходимый звук в речи. К примеру, нужно автоматизировать звук С в слогах СА-СУ. И ребенок, ударяя по одному цвету двумя руками произносит слог СА, ударяя по другому цвету произносит слог СУ и т.д.

С помощью данного упражнения мы развиваем межполушарное взаимодействие, ребенок закрепляет цвет, автоматизирует нужный звук в слогах.

— Игра с ковриком (4 основных цвета) — необходимы шпатели в цвет коврика.

Раскладываем шпатели на коврик по цветам. И просим ребенка разложить руки по направлению шпателей по коврику. Это задание можно усложнить если перед ковриками разложить цветные шпатели по порядку (например, желтый, зеленый, красный и синий). Ребенку необходимо глядя на очередность расположения цветов у шпателей ударить ладошкой по коврику такого же цвета.

С помощью данного упражнения мы развиваем умение работать по схеме (глядя на очередность цветных шпателей) и закрепляем основные цвета.

— Игра с ковриком (4 основных цвета) — необходим 1 коврик и различные предметы 4х цветов (у меня это фигурки транспорта 4х основных цветов: зеленые, желтые, красные и синие). Данные фигурки лежат в отдельной корзинке рядом с ковриком. Просим ребенка доставая каждый транспорт из корзинки называть его и разложить по цвету на коврик, можно попросит.

С помощью данного упражнения ребенок закрепляет основные цвета, развивается пальцевый праксис и пополняется словарь ребенка по теме «Транспорт».

  1. Игра с руками и помпонами

Кладем правую руку напротив руки ребенка. Просим ребенка развести пальцы широко, потом вместе и так чередуем несколько раз. Затем просим поднять мизинец вверх (постучать им по столу), потом средний и т.д. Еще просим ребенка, используя помпоны, положить красный помпон между мизинцем и безымянным и т.д. Обращаем внимание, чтобы ребенок руку не отрывал от стола. Просим поднять ладошку, держа все шарики пальцами. Затем можно предложить ребенку отпустить сначала зеленый помпон, потом синий и т.д.

С помощью данного упражнения ребенок запоминает названия пальцев, закрепляет цвета и развивает мелкую моторику и слуховое внимание.

Литература:

  1. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС-пресс», 2017.
  2. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2 / В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс, 2018. — 144с.: или. (Культура здоровья с детства).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, коврик, игра, появление нейропсихологии, рука, упражнение, центральная нервная система.


Похожие статьи

Задать вопрос