Воспитательный и нравственный потенциал праздничной культуры в обрядовой деятельности Белгородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Красникова, Л. Н. Воспитательный и нравственный потенциал праздничной культуры в обрядовой деятельности Белгородской области / Л. Н. Красникова, В. П. Мастерная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107332/ (дата обращения: 13.05.2024).



В настоящее время становится очевидным, что современный идеал должен воплощать в себе как общезначимые мировые ценности, так и лучшие национальные качества каждого человека. В ориентации подрастающего поколения на нравственные ценности особое место, на мой взгляд, занимает традиционная праздничная культура. Праздничная культура оказывают качественно новое воздействие на человека. Однако сила этого воздействия зависит от того, какое место занимают праздники в иерархии ценностей личности. Неслучайно Л. С. Выготский [1] ставил в прямую зависимость воспитательное влияние искусства на личность от органического единства его восприятия и нравственной деятельности субъекта. Любовь к людям, профессиональный интерес, творчество, высокая нравственная культура, особая чуткость и внимание к окружающим — это нравственные ценности, формируемые народными праздниками.

Народные праздники, как уникальный феномен цивилизованности, является показателем духовного здоровья нации, общества, государства, отдельного человека. Главное в этой культуре — это «отстоявшиеся» в истории и сознании многих поколений непреходящие эталонные ценности, выступающие в качестве культурного наследия. Цель общества — всемерно охранять, фиксировать, экспонировать, даже воссоздавать заново, то есть всеми способами ретранслировать это достояние, делать его доступным и освоенным. Народные праздники содержит такие идеи, ценности, смыслы как представления о природе, космосе, месте человека в мире, представления об идеалах мудрости, силы, героизма, красоты, добра и зла, о формах «правильного» и «неправильного» поведений и устроения жизни, о служении людям, отечеству, о любви к Родине и др.

В народных праздниках всегда осознаваема в первую очередь установка на следование определенной традиции, за которой проступает некое соборное, общинное, анонимное начало, объединяющее сообщество в разных поколениях и получающее из-за давности существования или наличия авторитетов значение нормы или образца.

Народные праздники по своим истокам уходит в глубину веков. Их понимание, как особой модели мировоззрения, как способа познания мира и себя в этом мире должно стать направляющим в осмыслении нравственных проблем. Это непрерывный созидательный процесс обретения человечеством духовно-практического опыта, трансляции знаний и традиций, их развития и обогащения творческими усилиями поколений. Пространство культуры выступает перед человеком как текст: мир людей, природы, вещей, идей является и говорит о себе в феноменах слова и молчания, жеста и поступка, цвета и формы, в знаках и символах.

Интерес детей и подростков к праздникам достаточно высок, т. к. для некоторых — это единственный способ приобщиться к культуре. Телевидение с его перенасыщенностью сериалами, поп-музыка и изобилие низкосортной литературной продукции очень активно влияют на формирование внутреннего детского мира. Народные праздники могли бы противостоять этому явлению «свободного рынка», следствием которого являются рост бездуховности и снижение общего культурного уровня.

Стремление к эстетическому наслаждению присуще самой природе человека, и любой из народных праздников вызывает у него полезные эмоции, благотворно влияет на разум и нравственный облик, способствует умственному развитию и обогащает духовный мир.

Существует мнение и о том, что нравственное воспитание нельзя ограничивать рамками воспитания нравственных эмоций, чувств, потребностей, вкуса, его поле — весь мир человеческой практики. Такой точки зрения придерживается Кулаев К. В. «Воспитание эмоций, чувств и непосредственно труд активно взаимодействуют, обусловливают друг друга, образуя целостность, кроме того, осуществляется связь духовной деятельности с реальным образом жизни людей. Этот процесс обогащает общество, конкретного человека относительно завершенной системой потребностей, вкусов, позволяющих им творить, пересоздавать объективный мир по законам красоты» [8, 49].

Волков Г. Н. отмечает, что «воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, — с ним родилось, с ним выросло, с ним отразило в себе всю историю, все его лучшие качества» [2, 50]. Народные праздники, отразившее принципы, идеалы, ценности, выработанные на протяжении тысячелетий истории человечества, традиционно способствовали формированию высоконравственной личности, способной любить свою Родину, жить в мире и согласии с другими людьми, бережно относиться к природе.

Традиции, заложенные в народных праздниках, не переходят к человеку автоматически, их надо переживать и соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Благодаря праздникам народ остается самим собой. Уход от них может привести к обрывам естественной связи поколений. Заложенные в них нормы — честность, уважение к старшим, трудолюбие и т. д. — призваны обеспечить выживание в сложных условиях, защищая основы национального самоуважения. Праздники остаются актуальными для жизнеобеспечения и социализации народа. Изучение и анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний позволяет людям осознать себя неким социальным целым и поддерживать свою самобытность. Важной характерной чертой праздников является их естественная подчиненность решению главнейшей задачи, стоящей перед человечеством: формирование, воспитание определенных качеств, передача опыта и культуры. Специфика их заключается в том то, что они воплощают в себе традиции, т. е. устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира.

«Нравственные нормы — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [3, 104].

Воспитание — это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых [6, 25].

Понятие нравственное воспитание Подласый П. И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [4, 163].

Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения» [7, 163].

Одним из главных компонентов этнокультурного направления являются народные праздники — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Праздники выражают вкусы, склонности, интересы народа. Содержание праздников составляет жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Они тесно связаны с обрядами и народным бытом, отражают в себе особенности различных периодов истории. Влияние праздников с позиции ориентации на нравственные ценности многообразны. В них отражается отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям и средствам.

Нравственное воспитание невозможно без воспитания любви к природе. Привязанность к родным местам — стержневое свойство патриотизма. Народ, любящий родную природу, слагающий о ней песни, любит свою Родину. Именно под влиянием природы формируется ценностное отношение к Родине.

Важной нравственной ценностью является патриотизм и любовь к Родине. Почитание родной земли, природы, Родины является важной нравственной ценностью любого народа. Любовь к Родине — одна из величайших ценностей человека, а патриотизм — одно из самых глубоких чувств, оно неотторжимо от любви к детям.

Традиции родства имеют огромное влияние на человека, он никогда не остается один со своими проблемами. Традиции добрососедства также важны. Добрососедство — это воспитание добра, толерантности, гражданственности и патриотизма.

Определяя воспитательный потенциал народных праздников, необходимо считать, что ориентация на нравственные ценности невозможна без направленности на людей, понимания их и уважения. И здесь важным воспитательным компонентом является формирование у детей коммуникативных умений. Коммуникативные умения — это умения общаться, обмениваться информацией и на этой основе налаживать целесообразные отношения с другими людьми. Здесь идет обучение умению воспринимать и понимать другого человека, умению самовыражаться, умению управлять общением, вносить в него нужные коррективы. Будучи усвоенными, названные умения выступают как обобщенное свойство личности — общительность. Следует подчеркнуть, что в общении одинаково важно как способность понимать другого человека, так и способность к самовыражению. Эти умения изначально не даны человеку, их нужно развивать.

Народные праздники ярко и образно раскрывают человеку мир реально существующей красоты, формируют убеждения личности, влияют на поведение и доставляют эстетическое наслаждение.

Изучение народных праздников способствует развитию эмоционально-нравственной сферы ребенка. С этой сферой связано умение воспринимать внутренний мир человека, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к чему-либо. Это умение понимать состояние, выраженное в каких-то духовных ценностях. Для того, чтобы этому научиться, нужны, как считает Сухомлинский В. А. [5], специальные «эмоциональные» ситуации. Суть этих ситуаций — в обучении искусству сопереживания, понимании тончайших движений души другого человека, проявлении эмоциональной чуткости в различных жизненных условиях. Такие ситуации необходимо организовывать при изучении праздников. Через праздники идет приобщение к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества, формируются духовные и нравственные качества личности.

Процесс ориентации подрастающего поколения на нравственные ценности средствами праздников предполагает их художественно-практическую деятельность. Художественно-практическая подготовка предполагает ознакомление детей с основами народных праздников и овладение художественными умениями и навыками. Познание праздников как части и материальной, и духовной культуры приводит детей к осознанию нравственных ценностей творчества народных мастеров.

Эффективность усвоения нравственных ценностей зависит от степени вовлеченности детей в праздничную деятельность. Используя средства праздника в процессе ориентации детей на нравственные ценности, мы хотим акцентировать внимание на том что, при всем многообразии функций народных праздников, в нашем исследовании речь идет о возможности праздника побуждать у детей потребность в духовно-нравственной самореализации. С одной стороны, содержание народных праздников связано с выражением неповторимого мира народа, а с другой стороны, нравственный компонент содержится в самом процессе восприятия личностью праздника, когда возникает необходимость «духовной переработки» с позиции духовно-нравственного идеала.

Таким образом, вовлечение детей и подростков в народные праздники обеспечивает:

1) включение детей в создание ценностей культуры;

2) последовательное формирование духовно-нравственных чувств, вкусов, и нравственных идеалов;

3) всестороннее стимулирование нравственно-культурной активности;

4) побуждение потребности в духовно-нравственной самореализации.

Советский строй отодвинул воспитательные контексты в сторону, свел два разных, хотя и взаимосвязанных процесса обучения и воспитания в один, объединив их одним термином «образование». В результате всего этого проблемы нравственного воспитания выпали из поля зрения. Воспитательная функция народных праздников отодвинулась на последний план. Воспитательный потенциал праздников состоит в том, что они заставляют людей глубоко переживать. А переживать что-либо — значит в определенной мере приобщать данное событие, явление, действие к своей личной жизни, делать его фактом своей биографии. Народные праздники вбирают в себя житейскую мудрость, опыт поколений.

Итак, воспитательный потенциал народных праздников в процессе ориентации детей на духовно-нравственные ценности позволяет у них формировать и стимулировать элементы саморазвития:

— уважение к существующим традициям, обрядам, культуре;

— становление таких качеств, как любовь к Родине, справедливость, доброта, честность, любовь, толерантность;

— формирование культуры поведения, этических норм общения;

— анализ умений и навыков сопоставлять подлинные связи реального мира, обучать думать и сопоставлять реальные события между собой;

— развитие эстетических потребностей и эстетической культуры;

— формирование активного, творческого отношения к окружающей действительности;

— побуждение к самовоспитанию, самореализации, самостоятельности.

Воспитательный потенциал предусматривает формирование художественных ценностей, развитию эстетического отношения к окружающей действительности, осознанию детьми значения праздников для человечества. В конечном итоге, синтезируя в себе духовно-нравственные ценности, народные праздники отражают в образах накопленные в обществе моральные, этические, эстетические ценности.

Духовность выступает интегрирующим фактором, способствующим созданию оптимальных условий для приобщения детей к традиционной праздничной культуре, которая стирает социально-демографические и художественно-эстетические перегородки в детской и подростковой среде.

Центральное место в народных праздниках занимает образная концепция духовного и нравственного содержания социального бытия человека, которое отраженно разными способами художественной деятельности. Понимание народных праздников без значимости человека невозможно. Они проходит через процесс создания образа мира в себе, когда ребенок через восприятие нравственных норм формируют свое отношение к миру и на основе этого строит свою линию поведения. В этом заключается процесс ориентации детей на нравственные ценности. Поэтому необходимо развивать у них готовность и способность к самостоятельному освоению подлинных человеческих ценностей, побуждать их к творческой деятельности.

Нравственный потенциал народных праздников содержит компоненты, которые:

— объединяют людей;

— приобщают к человеческой мудрости, любви, красоте, природе, Родине;

— отражают внутреннее духовное состояние человека;

— отражают ценностное отношение человека к миру и к самому себе;

— содержат разграничение положительного и отрицательного, представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости и т. д.

— определяют нормы поведения;

— содержат идеи трудовой этики;

— формируют национальное самосознание личности, основанное на ощущении духовной связи с народом, пробуждают и развивают чувство национального достоинства и гордости за свой народ;

— формируют чувство гуманности в сфере межнациональных, общечеловеческих отношений;

— создают условия для сопереживания.

В целом, народные праздники основаны на передаваемых из поколения в поколение определенных нравственных ценностей, которые выражены в нормах поведения, эмоциональных переживаниях народа и его представлениях о Мудрости, Красоте, Родине, Любви,

Итак, воспитательный потенциал народных праздников заключается в формировании у детей общечеловеческих моральных ценностей, приобщении их к эмоционально-нравственному, духовному опыту человечества, в формировании побуждения к познанию мира и осознанию себя в этом мире. Все эти качества активизируют познавательную активность, самостоятельность, инверсию мышления, развивают исследовательские и критические способности, побуждают к творческому проявлению себя.

Таким образом, важно дать основание для глубокого понимания народных праздников и их значение в нравственном развитии человека. Для того чтобы процесс развития в этом направлении был эффективен, необходимо, чтобы дети понимали и четко представляли себе, какую роль они призваны исполнять в сфере духовно-нравственного развития. А для этого необходимо создать условия для того, чтобы в детском сознании возникали художественные чувства, рождалось эмоциональное отношение к действительности, к знаниям, к самому себе. Нужно добиваться глубокого сопереживания художественному образу, формировать умения быть внимательным к своим чувствам, осознавать свои впечатления, понимать своеобразие образного мышления. А самое главное, постигая основополагающие нравственные ценности народных праздников, мы улучшаем понимание не только прошлого, но и настоящего, и будущего.

Литература:

  1. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н. И. Болдырев — М.: Педагогика, 1989.
  2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чуваш. Кн.изд-во, 1973.– 134 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1987.– 573 с.
  4. Подласый, П.И Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996.
  5. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. Изд-е 2. — М: Политиздат, 1975.
  6. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. 2003. — № 4. c.25
  7. Штольц, Х. Как воспитывать нравственное поведение? Кн. для учителя: Пер с нем. / Х. Штольц, Р. Рудольф.– М.: Просвещение, 1996.
  8. Кулаев, К. В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже / К. В. Кулаев // Педагогика.– 1998. — №.1. — с.49–54.
Основные термины (генерируются автоматически): праздник, ценность, нравственное воспитание, воспитательный потенциал, умение, Любовь, процесс ориентации детей, Родина, формирование, чувство.


Похожие статьи

Задать вопрос