Промышленная политика Российской Федерации в период санкций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.11.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Нуриманова, А. И. Промышленная политика Российской Федерации в период санкций / А. И. Нуриманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 352-353. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107310/ (дата обращения: 13.05.2024).



В 2022 году российская экономика испытывала сильное давление со стороны внешних сил, что вызвало проблемы во многих отраслях. Это заставило страну переосмыслить то, как она развивалась и действовала. В первой половине года были проблемы с завозом ресурсов и отправкой готовой продукции, сильно менялся курс российской валюты. Некоторые иностранные компании даже ушли. Это сделало ситуацию неопределенной и могло остановить прогресс и инвестиции. Но во второй половине 2022 года бизнес снова начал поправляться. Он адаптировался к новой ситуации и вернулся к работе.

Несмотря на пессимистичные прогнозные оценки российских и международных экспертов, процесс адаптации экономики происходил быстрее ожидаемого, а официальная статистика по итогам года не показала существенного снижения макропоказателей. По данным Росстата, в 2022 г. индекс физического объема ВВП составил 97,9 % г/г, а индексы промышленного производства и инвестиций в основной капитал выросли до 100,6 и 104,6 % соответственно. В 2023 г. наблюдается уверенный рост как в производственном секторе, так и в экономике страны в целом. К середине года выпуск в базовых отраслях достиг докризисных уровней [5].

Согласно оценкам экспертов, отмена санкционного режима в России в ближайшем будущем маловероятна. В связи с этим возникает необходимость в поиске альтернативных рынков сбыта, импортозамещении и улучшении инвестиционного климата в стране. Для решения этих проблем можно принять несколько мер, включая локализацию производства, работу с партнерами из других стран, реформирование системы подготовки и поддержки высококвалифицированных кадров, определение приоритетных направлений технологического развития, а также создание условий для взаимодействия между различными хозяйствующими субъектами и сотрудничества между бизнесом и государством.

Санкционная политика оказала наибольшее влияние на финансовую и нефтегазовую отрасли экономики. Однако рентабельность нефинансовых компаний от них почти не пострадала. Эксперты согласны, что именно сферы банковской и финансовой деятельности пострадали от негативных эффектов санкционного режима. Вместе с тем, санкции и контрсанкции стали триггером для роста деятельности некоторых предпринимателей, особенно в сельском хозяйстве.

В целом за годы, прошедшие с момента введения санкций, российская экономика изменилась раза.

Во многом это связано с международными экономическими и политическими ограничениями.

Таким образом, можно выделить следующие сферы, в которых наиболее четко видно влияние санкций.

  1. Персональные санкции, введенные США, Канадой и европейскими странами в отношении отдельных политиков, бизнесменов, деятелей искусства и представителей других профессий, способствовали снижению активов этих лиц.

При этом совокупное воздействие отдельных санкций на экономику минимально.

Следует отметить, что ограниченных бизнесменов и политических деятелей получили дополнительную защиту от возможных притеснений со стороны властей. Кроме того, можно отметить положительные результаты: произошло объединение бизнес-элиты и ее консолидация связаны с интересами Родины [7].

  1. Банковская система как неотъемлемая часть финансовой системы, находится под влиянием внешних и внутренних экономических факторов.

Она была в значительной степени отрезан от западных рынков капитала, а другие доступные источники заимствований стали намного дороже.

Сложная ситуация на банковском рынке позволяет считать это системным банковским кризисом.

При этом отечественная банковская структура и инвестиционных компании успешно осуществили финансовые операции в юрисдикциях стран, не подпадающих под санкции США и Европы.

Кроме того, произошла переориентация внутренних финансовых ресурсов — капитала, мобилизованного на российском рынке облигаций и депозитов населения.

В рамках ограничений, введенных санкциями, платежные системы VISA и MasterCard прекратили обработку некоторых банковских карт.

В связи с этим было принято решение о создании национальной платежной системы, которая будет способствовать обеспечению финансовой безопасности страны [8].

  1. Введение Россией ответных санкций сопровождалось сокращением импорта товаров.

Таким образом, внешние экономические и политические ограничения стали причиной переориентации экономики экономической: процессы импорта сырья были заменены производством продукция с высоким уровнем добавленной стоимости.

Таким образом, адаптация отраслей и предприятий к новым условиям происходит неоднородно и определяется их степенью вовлеченности в глобальные цепочки создания стоимости, гибкостью в выборе поставщиков, наличием производственных мощностей и квалифицированных кадров, а также доступом к передовым технологиям.

В период структурных изменений в экономике, обусловленных санкционным шоком 2022 года, возникает ряд рисков, связанных с инфляцией, ростом издержек, нехваткой предложения в отдельных отраслях и необходимостью адаптации спроса к изменяющейся структуре предложения, дефицитом трудовых ресурсов и снижением производительности из-за ограниченного доступа к зарубежным технологиям. Кроме того, существует риск дальнейшего ужесточения санкционных ограничений.

Литература:

  1. Куренков П. В., Котляренко А. Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении: экономика, логистика, управление. Самара: СамГАПС, 2003. 636 с.
  2. Филобокова Л. Ю., Прокопьева А. Концептуальное обоснование базовой модели стратегии развития черной металлургии в Российской Федерации// Государственный советник. 2019. № 3 (27). С. 34–41.
  3. Филобокова Л. Ю., Жданкина А. Ю. Нефтегазовый комплекс Сахалинской области: состояние, проблемы, вектор стратегического управления// Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. № 4 (32). С. 29–35.
  4. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность. Москва: Экономика, 2005.
  5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов 30c6d7f635fe9c.
  6. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Эффективность институционального развития России: альтернативная оценка // Тerra Economicus. 2015. T. 13. № 4. C. 31–51.
  7. Атурин В. В. Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции // Вестник евразийской науки. 2019. № 2. — С.48–58.
  8. Варьяш И. Ю. Экономическая социология антироссийских санкций // Вестник науки и образования. 2019. № 22–2 (76). С. 50–56.
Основные термины (генерируются автоматически): VISA, российская экономика, санкция.


Похожие статьи

Задать вопрос