Искусственный интеллект в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Калинушкина, Е. С. Искусственный интеллект в образовании / Е. С. Калинушкина, В. А. Калинушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107302/ (дата обращения: 12.05.2024).



В наше время технологии стремительно меняют мир, и образование не остается в стороне от этой эволюции. Одним из ключевых технологических трендов, который активно внедряется в сфере образования, является искусственный интеллект (ИИ). ИИ предоставляет уникальные возможности и решения, но также сопряжен с рядом проблем, которые требуют внимания и анализа. В данной статье мы рассмотрим проблемы, связанные с использованием искусственного интеллекта в образовании.

Доступ к технологии

ИИ может быть использован для предоставления образования в удаленных или труднодоступных местах. Это может быть особенно полезно для учеников, которые не могут физически присутствовать в учебных заведениях.

Но в то же время проблемой является доступ к технологии. Не все учреждения и ученики имеют равный доступ к современным вычислительным ресурсам и ИИ-технологиям. Это создает неравенство в образовании и усиливает цифровой разрыв между учениками. Решение этой проблемы требует усилий в направлении предоставления более широкого доступа к технологии и обучения в использовании ИИ.

Качество обучения

Использование ИИ в образовании может привести к улучшению качества обучения через автоматизацию процесса анализа учебных данных. Однако возникают вопросы о точности алгоритмов и оценке их эффективности. Например, системы оценки с использованием ИИ могут быть предвзятыми или неполными, что может привести к несправедливой оценке учеников. Поэтому важно разрабатывать надежные и справедливые методики оценки и обратной связи при использовании ИИ в образовании.

В то же время, искусственный интеллект позволит создавать учебные программы, которые будут адаптироваться к индивидуальным потребностям и уровню знаний каждого ученика. Это способствует более эффективному обучению и улучшению успеваемости.

Еще одним положительным аспектом использования ИИ является то, что с помощью него можно создавать более интересный и интерактивный учебный контент. Виртуальные лаборатории, обучающие игры и адаптивные учебные материалы помогут сделать обучение более привлекательным и эффективным.

Приватность и безопасность данных

Использование ИИ предполагает сбор и анализ большого объема данных об учениках. Это вызывает вопросы о приватности и безопасности данных. Учреждения образования должны быть готовы обеспечивать адекватную защиту личной информации учеников и прозрачность в отношении сбора и использования данных.

Замещение преподавателей?

Существует опасение, что использование ИИ в образовании может привести к замещению учителей и преподавателей. ИИ может автоматизировать рутинные задачи, такие как проверка тестов, анализ данных и управление расписанием. Также использование ИИ может снизить значимость межличностного общения между учителями и учениками. Эмоциональное и социальное обучение, которое основано на межличностных отношениях, может страдать от автоматизации и дистанцирования в образовании.

Автоматизация задач, таких как оценка работ и адаптивное обучение, может привести к сокращению числа рабочих мест для учителей и административного персонала. Но с другой стороны, частичное выполнение некоторых задач искусственным интеллектом освобождает время преподавателей для более творческой работы и взаимодействия с учениками (проведение классных часов и мероприятий).

Готовность персонала использовать ИИ

Сами преподаватели могут столкнуться с проблемой использования ИИ в обучении. То есть, они должны быть готовы использовать новые технологии и адаптировать свой метод обучения под них. Это может привести к неэффективному использованию технологии, ошибкам и недоразумениям, которые могут оказаться негативными для обучения.

Таким образом, внедрение ИИ в образование требует дополнительного обучения учителей. Это создает дополнительные вызовы и затраты для образовательных учреждений.

Использование ИИ может действительно улучшить образование, но только при условии, что эти проблемы будут эффективно решены.

Зависимость от технологии

Использование ИИ может привести к зависимости от технологии в образовании. Зависимость от технологии в контексте использования искусственного интеллекта в образовании означает, что образовательные процессы становятся более уязвимыми перед различными техническими и технологическими проблемами. Вот некоторые аспекты этой зависимости.

Технические сбои. ИИ-системы и образовательные технологии могут подвергаться сбоям и проблемам с функционированием. Это может быть вызвано неисправностью оборудования, программных ошибок, неполадками в сети или даже кибератаками. Когда образовательные заведения становятся сильно зависимыми от ИИ, сбои в работе систем могут привести к простоям в обучении, что может быть недопустимым, особенно во время экзаменов или других важных событий.

Зависимость от доступа к интернету. Многие ИИ-решения и образовательные платформы требуют постоянного доступа к интернету. Это может стать проблемой для учебных заведений в отдаленных районах, где доступ к высокоскоростному интернету ограничен или нестабилен. Зависимость от интернет-соединения может ограничить доступ к образованию для определенных групп студентов.

Кибербезопасность

Хранение большого объема данных о студентах поднимает вопросы о кибербезопасности. Хакеры могут попытаться получить доступ к чувствительной информации, такой как оценки, личные данные учеников и исследовательские материалы. Учреждения образования должны инвестировать в меры по защите данных и обеспечению их конфиденциальности.

Зависимость от поставщиков технологи. Многие образовательные учреждения используют коммерческие продукты и услуги, предоставляемые внешними поставщиками. Зависимость от таких поставщиков может сопровождаться риском того, что поставщик прекратит поддержку продукта или изменит ценовую политику, что может оказать серьезное воздействие на функционирование учебных заведений.

Долгосрочная устойчивость

Использование ИИ в образовании поднимает вопросы долгосрочной устойчивости и обеспечения непрерывности образовательных процессов. Учреждения должны уделять внимание планированию и ресурсам, чтобы гарантировать, что зависимость от ИИ не приведет к долгосрочным проблемам или прерываниям в образовании.

Обучение персонала. Внедрение ИИ в образование требует дополнительного обучения учителей и администраторов. Это включает в себя знакомство с новыми технологиями, алгоритмами и методиками использования ИИ в учебном процессе. Зависимость от ИИ также означает, что учреждения должны инвестировать в обучение своего персонала.

Ограничение внимания и концентрации

Использование ИИ-технологий, таких как интерактивные учебные платформы и приложения, может привести к снижению способности учеников к сосредоточенному и продолжительному вниманию.

Многие образовательные приложения и платформы, использующие ИИ, предлагают мгновенные награды и развлекательные элементы для стимулирования учеников. Это может привести к тому, что ученики становятся более заинтересованными в получении немедленной награды, чем в глубоком и продолжительном обучении. Краткосрочные награды могут привести к поверхностному обучению и снижению способности уделять внимание долгосрочным целям образования.

Использование ИИ для обучения может создать зависимость от интерактивных элементов и визуальных стимулов, что может снизить интерес учеников к традиционным текстовым учебным материалам. Это может повлиять на способность учеников к анализу и пониманию информации, представленной в текстовой форме.

Постоянное переключение между заданиями и приложениями на компьютере или мобильном устройстве может уменьшить способность учеников к продолжительной концентрации на одной задаче. Это может влиять на их способность к анализу и решению сложных проблем, которые требуют глубокого размышления и углубленного понимания материала.

Чтобы справиться с этой проблемой, образовательные учреждения и родители могут уделять большее внимание разнообразию образовательных методик, включая традиционные методы, которые развивают умение учеников концентрироваться и глубоко погружаться в учебный материал. Важно создавать баланс между использованием ИИ и традиционными методами обучения, чтобы развивать ученикам навыки внимания и концентрации на долгосрочные цели образования.

Исходя из обсужденных положительных и негативных аспектов использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовании, можно сделать следующие выводы.

Положительные стороны ИИ в образовании :

1. ИИ позволяет индивидуализировать обучение, адаптируя материал к потребностям и уровню каждого ученика.

2. Автоматизация и оптимизация учебных процессов сокращают рутинные задачи и повышают эффективность образования.

3. Обогащение образовательного контента через интерактивные и адаптивные ресурсы делает учебу более интересной и доступной.

4. Использование ИИ может снизить затраты на образование и сделать его более доступным.

5. ИИ может предоставить образование в удаленных или труднодоступных местах, расширяя доступ к знаниям.

Отрицательные стороны ИИ в образовании:

  1. Зависимость от технологии может сделать образовательные учреждения уязвимыми к техническим сбоям и проблемам с доступом к интернету.
  2. Ограничение внимания и концентрации учеников может снизить их способность к глубокому и продолжительному обучению.
  3. Угроза замены рабочих мест в образовании может вызвать обеспокоенность среди учителей и создать дисбаланс между технологией и человеческими навыками.
  4. Снижение межличностного общения может уменьшить важность взаимодействия между учителями и учениками.
  5. Проблемы с недостаточным обучением в области ИИ могут привести к неэффективному использованию технологии.
  6. Зависимость от визуальных и аудиовизуальных стимулов может уменьшить способность учеников сосредотачиваться на материале без таких стимулов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование искусственного интеллекта в образовании является двуединым явлением, с позитивными и негативными аспектами. Он предоставляет уникальные возможности для улучшения образования, но также создает ряд вызовов, которые необходимо преодолеть.

Важно понимать, что ИИ не должен рассматриваться как панацея, но как мощный инструмент для улучшения образования. Для эффективного внедрения ИИ в образование необходимы тщательное планирование, обучение персонала, управление рисками и учет негативных аспектов. Это позволит максимизировать преимущества технологии и минимизировать ее недостатки.

Баланс между ИИ и человеческим обучением, сохранение межличностного взаимодействия и развитие навыков, таких как концентрация и внимание, остаются важными задачами.

Образовательные учреждения, учителя, родители и разработчики образовательных технологий должны работать вместе, чтобы обеспечить, чтобы ИИ служил улучшению качества образования и подготовки нового поколения к вызовам будущего.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, искусственный интеллект, зависимость, проблема, ученик, обучение, способность учеников, учреждение, долгосрочная устойчивость, межличностное общение.


Похожие статьи

Задать вопрос