Коррупция в здравоохранении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.11.2023

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Ю. В. Коррупция в здравоохранении / Ю. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 308-311. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107206/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье приводятся теоретические вопросы, связанные с понятием коррупции, рассмотрение общественных отношений, возникающих в связи с реализацией административно-правового механизма противодействия коррупции в системе здравоохранения.

Ключевые слова: коррупция, коррупция в здравоохранении, мера ответственности.

Коррупция:

— злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

— совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

Коррупция всегда являлась одной из многих серьезных проблем, охватывающей все сферы жизнедеятельности человечества. В сфере здравоохранения она не стала исключением.

Все виды проявления коррупции в здравоохранении будут являться опасными. В сфере здравоохранения проявления коррупции наносят не малый вред, поскольку именно эта сфера деятельности выступает основой для развития всего общества и государства. Именно здравоохранение позволяет обеспечить достижение многих целей, это и естественный прирост населения, снижение заболеваемости, повышение трудоспособного возраста населения. Цели, которые преследует здравоохранение, обеспечивают рост национального дохода страны и улучшают благосостояние. Проявление коррупции в сфере здравоохранения мешают и препятствуют достижению этих целей, но ведь именно они являются приоритетными для социально — экономической политики страны.

В данной статье проведен анализ коррупции в сфере здравоохранения в России.

Коррупционные проявления в сфере здравоохранения — это повторяющееся явление, которое находится в постоянном развитии, оно проявляется в злоупотреблении сотрудниками медицины своего служебного положения во всех видах здравоохранения, преследуя цель вопреки законам получить материальные и нематериальные блага и преимущества не только для себя, но и в незаконном предоставлении таких благ и преимуществ третьим лицам.

Коррупционные проявления в сфере здравоохранения проявляются не только во взаимодействии медицинских работников и пациентов, но и на более высоких уровнях.

Выделим наиболее распространенные виды коррупционных проявлений в здравоохранении:

  1. Нецелевое использование средств, которые предназначены на здравоохранение, либо средств, которые получены за счет платежей со стороны пациентов. Коррупция проявляется в использовании в личных целях медицинских расходных материалов, медицинского оборудования.
  2. Сфера государственных закупок медицинских товаров и лекарственных препаратов. Проявляется в различных видах сговора на торгах, что способствует ограничению конкуренции или вовсе исключает ее. Сговор может быть как между участниками торгов, так и между участником торгов и учреждением, осуществляющим закупку того или иного товара медицинского назначения. В результате таких действий выгоду может получит либо один из участников торгов, который поможет «другу» реализовать продукцию по завышенной стоимости получив при этом свою долю, либо медицинское учреждение. Данный вид коррупционного проявления, на мой взгляд, наиболее опасен.
  3. Коррупция в платежных системах. Коррупция проявляется в оказании пациентам бесплатных медицинских услуг, не входящих в полис ОМС, в выставление незаконных счетов страховым компаниям; подделка платежных документов.
  4. Поставка, регистрация лекарственных препаратов. Коррупция проявляется в виде «вознаграждения» за выдачу Лицензии на торговлю лекарственными препаратами, за выдачу регистрационных удостоверений на некачественные лекарственные препараты, за выписку определенного лекарственного препарата врачами для лечения пациента.

Коррупционные проявления в самих медицинских учреждениях, так же может выглядеть и принимать разнообразные формы. Рассмотрим наиболее распространенные виды:

— выписка различных справок и направлений, не соответствующих действительности: выписка листов временной нетрудоспособности, справок о состоянии здоровья, направлений на консультативные осмотры по желанию пациентов;

— вознаграждение медицинского персонала за проведение сложного лечения, проведение операции, таким образом пациент пытается обеспечить благоприятные условия «особый подход» к лечению;

— вознаграждение за утаивание медицинских фактов, реального диагноза;

— выписка рецепта по желанию пациента;

— вознаграждения медицинского персонала за продление нахождения пациента в стенах больницы, либо наоборот досрочную выписку пациента;

— затягивание предоставления медицинских услуг, в которых пациент остро нуждается, в этом случае получение квоты на лечение пациентам приходится ждать довольно долгий период, но за вознаграждение появляется возможность ускорить процесс;

— направление пациентов на консультации в частные клиники по договоренности.

Все вышеперечисленные виды коррупции в здравоохранении характерны для большинства стран мира, Россия не стала исключением. Изучив суть вышеперечисленных коррупционных проявления можно сделать вывод о целом направлении коррупционной деятельности в здравоохранении.

Причины, которые способствуют развитию коррупции в здравоохранении можно квалифицировать по следующим видам:

  1. Экономические (низкая заработная плата как медицинских работников, так и населения приводит к низовой коррупции);
  2. Политические (недостаточный общественный контроль, коррупция в процессах обучения медицинских кадров);
  3. Социальные (недостаточная информированность населения в части предоставления медицинской помощи, возрастание неравенства среди населения);
  4. Организационные (недостаток организации деятельности, а именно распределение обязанностей в учреждении, неправильная расстановка кадров, недостаточный контроль за деятельностью медицинских организаций).
  5. Правовые (Наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи). Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
  6. Нравственно-духовные (Преломление норм морали. Находясь в качестве пациента, человек готов дать взятку, с другой стороны должностное лицо, медицинский работник, который готов принять вознаграждение за свою работу. В следствии данных действий происходить деградация нравственности, с одной и другой стороны, поскольку пациент своим поведением и настойчивостью провоцирует медицинского работника принять «взятку», в свою очередь медицинский работник провоцирует пациента на выплату «благодарности» за свою работу. Мнение народа о том что не «отблагодарив» врача не получишь квалифицированную помощь достаточно устойчиво закрепилось в обществе).
  7. Недостаточная информативность (сотрудники медицины осведомлены о различных недугах более полно чем те кто к ним обращается за помощью, в свою очередь производители различных медикаментов, медицинского оборудования, расходных материалов знают о своем товаре более подробно чем потребители. Именно более полная информация позволит снизить уровень коррупции, поскольку потребители будут осведомлены о стоимости и качестве приобретаемого товара, пациенты о своем заболевании и методах лечения).
  8. Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

Рассмотрение мер по противодействию коррупции в здравоохранении. Большая разновидность коррупционных проявлений, причин проявления коррупции в здравоохранении дает понять что искоренить их полностью практически невозможно. Коррупцию в здравоохранении, как и в других сферах жизнедеятельности общества возможно лишь снизить до минимального уровня.

В учреждения здравоохранения существует много принципов антикоррупционной политики которыми необходимо пользоваться в полной мере:

  1. Принцип надлежащих мер по противодействию коррупции. Противодействие коррупции в медицинских учреждениях общими мерами в соответствии с действующим законодательством. Антикоррупционная политика в каждом медицинском учреждении должна соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ, а также другим нормативным актам РФ.
  2. Принцип личного участия. Главную роль по борьбе с коррупцией в медицинских учреждениях играет руководитель, который должен формировать антикоррупционную модель поведения в своем учреждении. В первую очередь на личном примере. Руководитель должен разработать и внедрить наиболее эффективную систему мер по противодействию и выявлению коррупции в медицинском учреждении.
  3. Принцип сопричастности. Информирование медицинского персонала в полной мере о разновидностях, принципах коррупционных проявлений. Каждый медицинский сотрудник должен знать и понимать ответственность за незаконные действия, знать положения законодательства по противодействию коррупции в здравоохранении, так же в полной мере участвовать в соблюдении антикоррупционных мер и пресекать любые попытки коррупции в учреждении.
  4. Принцип сопоставимости. Рассмотрение разновидности коррупционных рисков в каждом отдельно взятом медицинском учреждении и разработка мер по их искоренению. Необходимо проанализировать коррупционные риски и в соответствии с этим разработать антикоррупционную политику медицинского учреждения исходя из предполагаемых рисков, которые возможны в конкретном медицинском учреждении.
  5. Принцип рентабельности антикоррупционных мер. Меры борьбы с коррупцией в медицинском учреждении должны быть экономичными, простыми для их воплощения в жизнь, иметь значение для того что бы приносить наибольший положительный результат.
  6. Принцип неминуемой ответственности. За преступления в сфере коррупции нарушитель несет юридическую ответственность не зависимо от его статуса, должности, стажа работы и условий при которых совершено преступление. Разработка и реализация мер по противодействию коррупции в медицинском учреждении полностью лежит на руководителе, за реализацию которых он несет личную ответственность.
  7. Принцип публичности. Информация о мерах и стандартах антикоррупционной политики медицинского учреждения должна быть в доступе для неопределенного круга лиц (общества, контрагентам).
  8. Принцип контроля, наблюдения, мониторирования антикоррупционных мер. Реализация мер по противодействию коррупции должна находится под постоянным контролем со стороны ответственных лиц.

За реализацию антикоррупционных мер в медицинском учреждении несет ответственность непосредственно руководитель, но именно самой разработкой и реализацией мер по борьбе с коррупцией занимаются ответственные специалисты. Специалисты назначаются самим руководителем, которые должны в полной мере знать и понимать работу медицинского учреждения, для того что бы исполнять свои обязанности.

— создавать проекты локальных актов по противодействию коррупции, которые предоставляются на утверждение главному врачу. К таким локальным актам относится кодекс этики и служебного поведения медработника, антикоррупционная политика и др.;

— проводить мероприятия, которые направленны на пресечение и выявление коррупционных преступлений;

— оценивать коррупционные рисков в медицинском учреждении;

— рассматривать сообщения о побуждении специалистов медицинского учреждения к получению взятки, в том числе со стороны контрагентов, пациентов, страховых компаний;

— рассматривать и заполнять деклараций о конфликте интересов;

— обучать сотрудников медицинского учреждения по профилактике коррупционных явлений, консультировать и разъяснять медицинскому персоналу само понятие «коррупция в здравоохранении»;

— содействовать надзорным и правоохранительных органам при противодействии коррупции в медицинском учреждении;

— предоставлять отчеты и аналитические материалы по итогам работы руководителю медицинского учреждения.

В случае правильной оценки коррупционных рисков и четкой разработки мер по их искоренению появляются большие шансы пресечь коррупцию в здравоохранении. Коррупционный риск — возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения. Оценка коррупционных рисков — общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков. В случае точной и верной оценки таких рисков возможно решить такие задачи в медицинском учреждении как: реализация антикоррупционных мер, учитывая специфику и направленность медицинского учреждения, в полной мере с наибольшим эффектом работать над профилактикой коррупции в медицинском учреждении. Оценивать коррупционные риски необходимо не только на всех этапах разработки антикоррупционной политики, но и в дальнейшем, поскольку в ходе деятельности медицинского учреждения возможны проявления коррупции ранее не взятые в учет.

Проведение антикоррупционной политики в отдельно взятом медицинском учреждении может уменьшить коррупционные риски и снизить коррупцию в целом в здравоохранении. Так же необходимо провести ряд мероприятий и на уровне государства, поскольку государственные органы Российской Федерации в силах принимать акты по противодействию коррупции в целом. На данный момент актов по противодействию коррупции в здравоохранении очень мало, поэтому возможность противодействовать коррупции в этой сфере эффективно маловероятна.

Необходимо продолжать разрабатывать законодательство в сфере здравоохранения, улучшать законодательство в сфере проведения государственных закупок. Данный вид коррупционного проявления, на мой взгляд, наиболее опасен, поскольку имеет место быть такой факт, как реализация некачественных товаров, некачественных лекарственных препаратов, оборудования, не соответствующего своему назначению. Все это отображается на качестве оказания медицинской помощи и ведет к тому, что пациент вынужден дать взятку для улучшения медицинской помощи в отношении себя. Поскольку наибольшее проявление коррупционных рисков возможно именно в сфере государственных закупок, именно этому направлению необходим четкий контроль над целевым расходованием средств.

Исходя из вышеизложенного лишь в совокупности взаимодействия государственных органов в части разработки актов по противодействию коррупции в здравоохранении и медицинских учреждений в части разработки антикоррупционной политики учреждения появляется вероятность снизить коррупционные риски в данной сфере.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
  3. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№ 273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
  5. Абрамовская (Ажирбаева) О. Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе;
  6. Борков В. Н. Недостатки конструкции состава должностного злоупотребления как причина проблем правоприменения // Уголовное право;
  7. Васильчиков И. С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс;
  8. Талапина Э. В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции. М., 2010
  9. О проявлениях коррупции в здравоохранении URL: https://www.okb1.ru/about/protivodeistvie_korruptsii/statya_o_proyavleniyah_korruptsii_v_zdravoohranenii/;
  10. Эксперт: Общественный контроль добрался до здравоохранения URL: https://rg.ru/2013/12/19/vlasov.html;
  11. Современное состояние коррупции в здравоохранении URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-korruptsii-v-zdravoohranenii-rossii/viewer;
  12. В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений URL: https://www.rbc.ru/politics/30/08/2021/612d07919a79470efb759237;
  13. На борьбу с коронавирусом в России потратили ₽ 1 трлн // РБК: [офиц. сайт]. URL: https://www.rbc.ru/society/28/06/2021/60d9c9b99a794716e17fd944;
  14. Александр Бастрыкин рассказал о расследовании громких коррупционных дел // Российская газета. 09.12.2021 г. URL: https://rg.ru/2021/12/09/aleksandr-bastrykin-rasskazal-o-rassledovanii-gromkih-korrupcionnyh-del.html;
  15. О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 апреля 2020 г. № 02/7376–2020–24. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
  16. Дело экс-министра здравоохранения Иркутской области Наталии Ледяевой направили в суд. 24.01.2022 г. URL: https:// URL:www.irk.ru/news/20220124/ crime/;
  17. Судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении директора ООО «НПФ “Костромская Медтехника”», ООО «НПФ “Костромская Медтехника — Сервис”» Г. и коммерческого директора ООО «НПФ “Костромская Медтехника”» Р.: новость Октябрьского районного суда г. Владимира. 23.07.2020 г. URL: http://oktiabrsky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=press_ dep&op=1&did650
  18. Патологоанатома больницы № 5 задержали по подозрению во взятке. 09.07.2021 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4890980.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинское учреждение, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, здравоохранение, коррупция, сфера здравоохранения, полная мера, медицинская помощь, медицинский персонал, риск.


Ключевые слова

коррупция, мера ответственности, коррупция в здравоохранении

Похожие статьи

Задать вопрос