Влияние социальных сетей на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Степченкова, Р. Н. Влияние социальных сетей на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Р. Н. Степченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107205/ (дата обращения: 12.05.2024).



Социальные сети появились сравнительно недавно и вызвали огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Они стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни, особенно для детей и подростков. Согласно последним данным, почти 60 % своего времени в интернете школьники проводят именно в социальных сетях. Интернет полон различного рода информации. Сайты и мессенджеры захватили наших детей — здесь они познают мир, формируют свое мнение о происходящем, заводят новые знакомства, обучаются и самореализуются в различных областях.

Итак, начнем с определения. Что такое соцсети? Это интернет-площадки для общения, обмена информацией и контентом, прочих социальных взаимодействий. Они используются для работы и обучения, отдыха и развлечений, позволяют координировать между собой группы людей и имеют широкий набор функций. По последним исследованиям, самыми популярными платформами среди подростков являются «ВКонтакте», YouTube, TikTok, Instagram и Snapchat. Конечно, у здоровых детей есть возможность общения со сверстниками в школе, на дополнительных занятиях и кружках. Они способны посещать различные мероприятия — культурные, спортивные. Они путешествуют и познают окружающий мир.

Особый случай — это ребенок с ограниченными возможностями здоровья. В силу своего заболевания он лишен возможности устанавливать полноценную связь с миром. Он ограничен в мобильности, контакты со сверстниками носят случайный, минимальный характер. Он также ограничен в общении с природой. Ему зачастую недоступны культурные мероприятия, и, конечно, возможность получения образования наравне со всеми, в школе.

Поэтому благодаря социальным сетям у педагога есть возможность помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с инвалидностью, мобилизовать возможности семьи для решения главной задачи — социальной адаптации ребенка с ОВЗ.

Социальные сети могут оказать на любого ребенка как положительное, так и отрицательное влияние. Среди позитивных сторон влияния соцсетей на подростков с ОВЗ можно отметить следующие:

  1. В интернет-пространстве доступно расширение круга общения, то есть ребенок может реализовать свою потребность общаться, у него развиваются коммуникативные навыки. Ведь умение налаживать отношения с окружающими в будущем станет залогом успешной деятельности. Главное — ребенок избавляется от чувства изоляции и одиночества. Одним кликом мыши он может найти друзей по своим интересам.
  2. Подросток становится более самостоятельным. Он может сам, не привлекая взрослых, найти и обработать необходимую ему информацию. Путешествуя в недрах всемирной паутины, ребенок учится анализировать полученные данные, оперировать ими и использовать как в обучении, так и в повседневной жизни.
  3. Подросток постигает способность самопрезентации, возможность подать себя, свои навыки и умения. У запертого в четырех стенах ребенка с ОВЗ отсутствуют условия для полного овладевания собственными способностями. Социальные сети позволяют ему определить сильные стороны своего характера, поделиться своим талантом с окружающими. Ребенок становится более независимым и уверенным в себе.
  4. Подросток повышает собственный культурный уровень. Сегодня нам предоставлена уникальная возможность онлайн-посещения самых известных музеев и концертных площадок мира. Ребенок открывает для себя новое в изобразительном искусстве, музыке, литературе.
  5. Ребенок находит в информационном пространстве инструменты для реализации личных интересов — общие группы, онлайн-школы. Сегодня в соцсетях можно найти возможность повысить свою квалификацию практически во всех сферах. Дистанционное обучение — эффективный способ получать дополнительные знания для ребенка с особенностями. Также ребенок учится самостоятельно планировать расписание, формирует программу под свои потребности, выбирая точные или гуманитарные науки. Еще один несомненный плюс дистанционного обучения — это отсутствие локации. Вынужденно находясь дома, можно, тем не менее, обучаться практически в любой части мира. Главное здесь — найти платформу с понятным интерфейсом, интересным преподавателем и научиться правильно заниматься онлайн.
  6. Подросток учится дискутировать, использовать аргументацию, участвует в обсуждениях. Формируется возможность не только доказать свою правоту, но и убедить оппонента. Недаром говорится, что в споре рождается истина. Для полноценной социализации ребенка с ОВЗ ему крайне необходимы эти навыки.
  7. Нельзя не отметить, что социальные сети позволяют подростку завуалировать собственные имеющиеся или кажущиеся ему недостатки внешности, дефекты речи, черты характера. Так, например, при помощи аватара ребенок может скрыть причиняющие ему болезненные ощущения дефекты (отсутствие волос, имеющиеся в связи с заболеванием повреждения лица). Общение через социальные сети позволяет скрыть заикание или полное отсутствие речи. Возможность не видеть собеседника помогает раскрыться застенчивому подростку.

Рассмотрим теперь отрицательное влияние соцсетей на подростка с ОВЗ. Выделим некоторые из них:

  1. 1.Одно из самых главных — это возможность получения доступа к нежелательному контенту. Сейчас существует множество сайтов, содержащих информацию с порнографическим и преступным содержанием. Среди них особняком стоят платформы, пропагандирующие суицидальное и девиантное поведение. Задача, как педагога, так и близких ребенка, контролировать изучаемый ребенком контент и постараться предотвратить возможные проблемы.
  2. Подростка могут привлечь ложные авторитеты. К сожалению, анонимность пользователей соцсетей рождает риск оказаться в опасной или неприятной ситуации.
  3. Ребенок с ОВЗ несомненно должен находиться в интернет-пространстве под строгим наблюдением взрослого, поскольку у ограниченного в общении со сверстниками подростка легко может развиться интернет-зависимость. Взрослого должны встревожить такие симптомы, как вялое отношение к реальной действительности; непреодолимое желание ребенка войти в сеть, вплоть до истерики; раздражительность при нахождении в реальном мире.
  4. Имеется также риск деформации личности. Виртуальные герои компьютерных игр — яркие, сильные, со сверхъестественными способностями — могут войти в жизнь ребенка и заменить его идентичность.
  5. Также длительное нахождение в сети грозит риском физических проблем, таких как быстрая утомляемость, ухудшение зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Не менее важны и возможные психологические проблемы — тревожность, эмоциональная напряженность, расстройства сна, импульсивность, избегание ответственности.
  6. Ребенок может подвергнуться кибербуллингу — травли в интернете. Анонимность зачастую развязывает руки собеседникам, у оппонентов возникает мнимое чувство безнаказанности и силы, в результате чего подросток может получить серьезные психологические проблемы.
  7. Социальные сети способны сформировать у подростка ложное впечатление, что дружбу, уважение и любовь легко как завоевать, так и разрушить. На фоне быстрой и насыщенной жизни в интернет-пространстве реальность может показаться скучной и обыденной, рутиной. Подросток, у которого еще не в полной мере сложилось собственное мироощущение, может занижать ценности реальной жизни и стремиться сделать ее насыщенней, совершая зачастую необдуманные поступки.

Как в этом случае стоит действовать педагогам и родителям ребенка? Есть несколько способов снизить возможное негативное влияние соцсетей на неокрепшую психику подростка.

Во-первых, составьте четкий график нахождения в интернет-пространстве, опираясь на расписание ребенка. Определите время, которое будет посвящено общению в социальных сетях.

Во-вторых, ребенку необходимо объяснить сознательное использование социальных сетей. Открывая необходимый ресурс, он должен четко осознавать, зачем он это делает. Каждый интернет-сеанс должен нести определенную цель, а не быть бесцельным средством от скуки.

В-третьих, помогите ребенку разобраться в используемых ресурсах, исключив из них, по возможности, недружелюбные чаты, сайты с вредоносным контентом. Научите его не вступать в перепалку и не читать переписку, которая носит абьюзивный характер.

Ну и конечно, нужно делать разгрузочные дни — дни, в которые ребенок не посещает интернет, или его использование сведено к минимуму. Педагогу и близким подростка в такое время предстоит важная задача — продумать его занятость, помочь в исследовании реального мира, подобрать хобби, на которое ребенок сможет переключить все свое внимание.

Социальные сети сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни, и полностью исключить их не представляется возможным. Поэтому для грамотного использования соцсетей необходим взвешенный, индивидуальный подход к каждому и только тогда они принесут несомненную пользу в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Киричик, Е. С. Роль интернет-среды в формировании личности подростков / Е. С. Киричик // Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения и профессиональной культуры будущего специалиста [Электронный ресурс]
  2. Социальная сеть (материал из свободной энциклопедии Википедия) https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть
  3. В чем опасность социальных сетей и как ее избежать (Электронный ресурс) https://www.b17.ru/article/356501/
  4. Как общаться с аудиторией в соцсетях: четыре простых правила (Электронный ресурс) https://skillbox.ru/media/marketing/kak_obshchatsya_s_auditoriey/
  5. Нездоровая зависимость: дети в социальных сетях (Электронный ресурс) https://kids.usafe.ru/blog/nezdorovaya-zavisimost-deti-v-sotsialnykh-setyakh/
  6. Сазанов В. М. Социальные сети как новая общественная сфера. Системный анализ и прогноз. М.: Лаборатория СВМ, 2010.

Продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подросток, сеть, возможность, всемирная паутина, дистанционное обучение, общение, ограниченная возможность здоровья, реальный мир.


Похожие статьи

Задать вопрос