Особенности правового положения учреждений науки и образования в системе органов исполнительной власти Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.11.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Петросян, М. А. Особенности правового положения учреждений науки и образования в системе органов исполнительной власти Российской Федерации / М. А. Петросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107176/ (дата обращения: 13.05.2024).



Рассматривая вопрос о правовом статусе учреждений науки и образования и их места в системе органов исполнительной власти РФ, необходимым является определение систем образования и управления образовательной деятельностью.

Ключевые слова: образование, наука, управление.

Considering the issue of the legal status of scientific and educational institutions and their place in the system of executive authorities of the Russian Federation, it is necessary to determine the systems of education and management of educational activities.

Keywords: education, science, management.

Проведя исследование нормативно-правовых актов, регламентирующих управление образовательной деятельностью, можно утверждать, что законодатель не закрепляет понятие системы образования в главе «Система образования», соответствующего федерального закона. При этом, система образования представлена различными структурами и субъектами, взаимодействующими друг с другом, такими как:

– органами государственной власти федерального, регионального и территориального уровня, задействованными в организации образовательной деятельности, а также сформированные ими совещательные и иные органы участвующие в управлении образованием;

– учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность, включая педагогов, родителей, учащихся;

– частные организации и объединения, ведущие деятельность в области образования;

– контролирующие образовательную деятельность организации и наделенные соответствующими, полномочиями органы власти, должностные лица;

– государственные образовательные программы, стандарты и федеральные требования, предъявляемые к ведению образовательной деятельности.

Необходимо указать на различие понятия отечественной системы образования в отношении зарубежных стран, где более четко регламентирована структура образовательной деятельности. Например, в странах Прибалтики, в частности, Литве, система образования представлена видами получения образовательных услуг. Выделяют, формальное, неформальное и спонтанное образование, оказание помощи в его получении. В Чешской республике, система образования включает школы и организации, ведущие образовательную деятельность. Структура системы образования Бразилии состоит из федеральных, региональных, муниципальных подсистем, в которые входят, те или иные, образовательные учреждения с органами управления данной деятельностью [1, c. 89].

Сравнив и рассмотрев характерные элементы отечественной системы образования, можно дать следующее ее определение, как комплекса образовательных стандартов, требований, предъявляемых к реализации образовательной деятельности, различные ее формы, порядок и условия ее осуществления, контролируемой уполномоченными органами власти различных уровней, подведомственных подразделений и должностными лиц.

Отечественную систему образования можно представить, указав ее подсистемы, выделив: содержательную, функциональную и организационно-управленческую. Так, содержательная часть управления образовательной деятельностью включает программы, стандарты ее осуществления на различных уровнях и обусловлена необходимостью определения минимального набора требований к организациям и учреждениям, предоставляющим образовательные услуги с целью формирования единого образовательного пространства на всей территории государства. Вместе с тем, не исключается отступление от них, но законодатель не закрепляет понятия вариативности образовательного процесса, что осложняет практику применения и позволяет истолковывать его образовательным учреждениям, использующим установление собственных стандартов и программ образования, удовлетворяющих запросу и особенностям учащихся [4, c. 4].

Надо отметить, что содержательная подсистема образования занимает первостепенное значение в системе отечественного образования, поскольку от стандартов образовательного процесса, реализации программ образования зависит определение финансирования, обеспечение профессиональным кадровым составом, необходимой материально-технической базой, удовлетворяющей потребностям учреждения образования. При этом, возникает необходимость особого управления образовательной деятельностью сопряженного с обеспечением ее функционирования органами власти, осуществлением контроля. Таким образом, содержательная подсистема включает исполнение конкретных программ образования и разработанных стандартов, контролирование которых органами государственной власти осуществляется в тех же рамках, установленных образовательной организацией.

Функциональная подсистема, определяющая управление образованием, представлена субъектами, ведущими образовательную деятельность. Различают государственные, частные, муниципальные образовательные организации деятельность которых различается типом реализации стандартов и программ, то есть предоставлением дошкольного, общего, профессионального, высшего образования. Стоит указать, что законодатель наделяет правом дошкольные, общеобразовательные организации, учреждения высшей школы, использовать программы и создавать собственные стандарты реализации образовательных услуг, сообразно их типу, например: дошкольные организации могут вводить дополнительные программы развития; общеобразовательные, ориентируются на программы дошкольного образования, вправе использовать дополнительные варианты в рамках профессионального обучения; профессиональные учебные заведения, опираясь на общеобразовательные программы разрабатывают стандарты, по развитию дополнительных профессиональных навыков; организации высшего образования используют программы образования общей школы, среднего образования, профессионального обучения в разработке стандартов и программ, дополняющих процесс образования. Функциональная подсистема содержит организацию образовательной деятельности в рамках дополнительного образования, как на дошкольном, так и профессиональном уровне, разработку стандартов и программ специального профессионального обучения, прохождения ординатуры, включает обеспечение кадрами образовательной деятельности [2].

Еще одним элементом функциональной подсистемы являются организации, осуществляющие обучение, под которыми понимают те, для которых образовательная деятельность не является главной, например, научные учреждения, медицинские заведения, культурно-досуговые организации и т. д. Для реализации этой функции в них должны быть созданы соответствующие подразделения. Наконец, образовательную деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, как лично, так и с привлечением педагогических работников.

Организационно-управленческая подсистема является наиболее сложным из элементов системы образования, причем следует отметить, что ее структура в законе «Об образовании» в должной мере не прописана, а также не дано определения самого понятия. Вместо этого указано, что в себя включает управление образованием:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций [4].

При этом в статьях 6–9 закона «Об образовании» прописаны полномочия органов государственной власти на федеральном и региональном уровне, а также полномочия муниципальной власти, однако никак не выделена система органов управления образованием. В результате этого, организационно-управляющая подсистема, по сути, сводится к совокупности ее элементов, без четко определенных связей между ними, а также без однозначного определения того, какие из управляющих субъектов выполняют какие из прописанных функций.

Система управления образованием в России, исходя из вышеназванных статей, может быть разделена на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Но, помимо этого, в той или иной степени, функции управления образованием выполняют также учредитель образовательной организации (в том случае, если он не относится к органам власти), сама образовательная организация, а также общественные объединения и иные организации, наделенные правами в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Однако четкого разграничения управленческих функций и полномочий на самом низовом уровне управления в законодательстве не прописано.

Литература:

  1. Путило Н., Волкова Н., Еремина О. Принцип многоуровневого управления системой образования: опыт реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В. Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 89
  2. Молчанов Н. А. Правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества // Lex russica. 2019. N 11. С. 124–130.
  3. Рукавишников С. М. Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 5. С. 46–53.
  4. Ярославцева Н. В., Инютина А. И. Вариативность как ресурс образовательных программ // Вариативность образовательных программ как необходимое условие реализации ФГОС: модель и технология, примеры реализации (эффективные практики). Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2019. С. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, система образования, сфера образования, орган, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление, орган власти, отечественная система образования, функциональная подсистема.


Похожие статьи

Задать вопрос