Проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.10.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, К. Ю. Проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации / К. Ю. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 276-277. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107119/ (дата обращения: 13.05.2024).



В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, экстремистская деятельность, местное самоуправление, организация противодействия.

Экстремистская деятельность, безусловно, является одним из самых опасных направлений преступной направленности, которое может привести к масштабным последствиям разрушительного характера.

Поэтому борьба с экстремизмом является важнейшим направлением деятельности любого государства, Российская Федерация не является исключением. В любой стране эффективное противодействие экстремизму возможно только при наличии полного и отвечающего современным тенденциям законодательства [1].

Важнейшей составляющий противодействия экстремизму является его профилактика, которой, однако, в действующем законодательстве Российской Федерации не уделено должное внимание.

Проблемам экстремизма, его основным направлением, формам проявления и организации противодействия ему посвящено значительное количество работ различных авторов как в нашей стране, так и за рубежом [2].

Важнейшей задачей на современном этапе является разработка эффективных мер противодействия экстремистской угрозе на государственном уровне, постановка задач по профилактике этих явлений и их реализация.

Организация противодействия экстремистской деятельности должна постоянно находиться в центре внимания государственных институтов и формирований, сотрудников силовых и правоохранительных органов, а также ученых, общественных организаций и религиозных конфессий.

Рост количества зарегистрированных, по сведениям МВД России, преступлений экстремистской направленности в 2021 г. на 26,9 % (1057 преступлений) указывает и на имеющую место тенденцию к увеличению числа обвиняемых и осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы [3].

На законодательном уровне не в полной мере обозначено различие между умышленным размещением экстремистской информации в сети Интернет, образующей целенаправленные действия по пропаганде идей ненависти и вражды или неполноценности по каким-либо основаниям, и однократного размещения, например, личного субъективного мнения без умысла на нарушение общественной безопасности и интересов государства.

Исходя из статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон № 114-ФЗ) [4] профилактика экстремистской деятельности — это система мер, в том числе воспитательных, пропагандистских, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Указанные мероприятия являются приоритетными и реализуются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления исходя из вверенных им полномочий.

В целом, регулирование именно профилактики экстремистской деятельности на уровне федерального законодательства на положениях статьи 5 заканчиваются.

Федеральный закон № 114-ФЗ в большей степени посвящен вопросам ответственности за экстремизм, выявлению и устранению преступлений экстремистской направленности.

Однако, из положений статьи 5 следует, что законодатель отдает право, главное, обязанность разрабатывать профилактические меры органам власти различного уровня.

Действительно, например, исходя из пп. «а» п. 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 182-ФЗ) [5] высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

Как утверждают Г. Р. Дондоков и Ц. С. Дондоков «перечисленные в законодательстве полномочия органов местного самоуправления носят общий характер, не предполагают организации и проведения системной профилактической работы среди населения, в том числе среди молодежи» [6].

Следует уделить особое внимание нормам, регламентирующим меры по профилактике экстремизма и терроризма. Именно такие мероприятия направлены на эффективное выявление условий и первопричин возникновения, образования и проявления различных форм проявления экстремизма и терроризма.

В действующем Федеральном законе № 182-ФЗ необходимо закрепить положения, обязывающие органы власти всех уровней разрабатывать подробный план мероприятий по реализации профилактических мер по предупреждению преступлений экстремистской направленности.

Это позволит региональным и местным органам власти при разработке своих программ формировать наиболее структурированные, действенные профилактические меры, а, главное, подробный план реализации этих мер.

В завершении отмечу, что Федеральный закон № 182-ФЗ в детализированной редакции не возлагает на органы власти обязанности по разработке подробного плана реализации тех или иных профилактических мероприятий, что подтверждает наличие существенных пробелов в действующем законодательстве по вопросам профилактики экстремистской деятельности.

Таким образом, вопросы правового регулирования профилактики экстремистской деятельности в Российской Федерации требуют дальнейшего совершенствования, в первую очередь, на уровне федерального законодательства.

Литература:

  1. Румянцев, Н. В. К вопросу о некоторых проблемах административно-правового регулирования по противодействию экстремистской деятельности / Н. В. Румянцев // Человек: преступление и наказание. — 2022. — Т. 30, № 4. — С. 567–574. — DOI 10.33463/2687–1238.2022.30(1–4).4.567–574. — EDN PMNCYA.
  2. Шубкин, Р. Г. Аспекты административно-правового регулирования противодействия экстремистской деятельности / Р. Г. Шубкин // Юридическая наука: история и современность. — 2019. — № 9. — С. 73–77. — EDN KRRRGW.
  3. Мельников В. Ю. Противодействие преступлениям экстремистской направленности в Российской Федерации // Российский следователь. — 2020. — № 7. — С. 57–61.
  4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031
  5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // «Российская газета» от 28 июня 2016 г. N 139
  6. Дондоков Г. Р., Дондоков Ц. С. О некоторых проблемах, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере профилактики терроризма и экстремизма среди молодежи // Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 8. — С. 47–50.
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, Российская Федерация, местное самоуправление, организация противодействия, экстремистская направленность, государственная власть субъектов, действующее законодательство, план реализации, правовое регулирование профилактики, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Задать вопрос