Правовое регулирование социального предпринимательства в Российской Федерации: отдельные проблемы и пути совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.10.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Валиева, А. А. Правовое регулирование социального предпринимательства в Российской Федерации: отдельные проблемы и пути совершенствования / А. А. Валиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107080/ (дата обращения: 10.05.2024).



Социальное предпринимательство обладает широкими возможности в решении социальных проблем, в связи с этим данный институт получает все большее признание в управленческом и общественном дискурсе. В статье анализируются отдельные проблемы правового регулирования социального предпринимательства в Российской Федерации, предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, правовое регулирование социального предпринимательства в Российской Федерации, экологическое предпринимательство, правотворчество.

Институт социального предпринимательства представляет собой эффективный инструмент решения социальных проблем, который способствует нивелированию недостатков государственного управления рыночной экономикой и социальной сферой. Социальное предпринимательство, зачастую также называемое “альтруистическим” предпринимательством, представляет собой практику ведения бизнеса с целью принести пользу обществу, а не просто максимизировать индивидуальную прибыль. Правовое регулирование социального предпринимательства занимает важную часть правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Некоторые аспекты государственного регулирования в данной сфере вызывают вопросы.

В данное статье будут рассмотрены основные проблемы правового регулирования социального предпринимательства, предложены возможные пути их решения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на государственную поддержку, оказываемую социальным предприятиям, может рассчитывать только тот субъект, который обладает официальным статусом малого и среднего предприятия. Это обстоятельство является свидетельством так называемого “МСП-ценза”, ограничивающего субъектный состав потенциальных получателей государственной поддержки, отсекая коммерческие организации, не имеющие статус малого или среднего предприятия [2].

Представляется необходимым предусмотреть возможность получения мер государственной поддержки, оказываемой социальными предприятиям, также крупному бизнесу.

Как указывают некоторые авторы, основными критериями социального предпринимательства являются не самоокупаемость и прибыль, а социальная миссия и новаторство в решении социальных проблем [3]. Именно представители крупного бизнеса способны сохранять некий баланс и заниматься социально полезной деятельностью без потери рентабельности всего их предприятия, при этом способствуя решению острых социальных проблем с наибольшей эффективностью, внедрению современных инновационных технологий.

Основным трендом современной экономики является ее экологизация. Существующие экологические проблемы сегодня вызывают особую озабоченность со стороны мирового сообщества. Однако законодательством Российской Федерации не предусмотрена поддержка социальных предприятий, осуществляющих экологическую предпринимательскую деятельность. Согласно пункту 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам социального предпринимательства относят субъекта малого или среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, однако экологическое предпринимательство данным федеральным законом к указанному виду деятельности не отнесена.

В литературе высказывается мнение о том, что регламентация экологического предпринимательства нуждается в специальном правовом режиме, предусмотренном специальным законом, который бы закреплял статус экологического предпринимателя, правовые формы (финансовые, налоговые, кредитные), средства (субсидирование, ценообразование, государственный заказ) обеспечения данного вида предпринимательства, а также вопросы ответственности [5].

А. В. Барков и Я. С. Гришина справедливо указывают на то, что для решения вышеуказанной проблемы необходимо принятие закона, учитывающий зарубежный социально-предпринимательский опыт и российскую действительность [4].

Одним из первых шагов для отечественного законодателя в целях поддержки экологических предпринимателей должно быть внесение изменений в пункт 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем включения в один из видов социально полезной деятельности деятельность, целью которой является сохранение и восстановление окружающей среды и охрана природных ресурсов.

Таким образом, законодательство, регулирующее социальное предпринимательство, нуждается в реформировании. Мы считаем, что российский законодатель может перенять положительный опыт Италии в регулировании данного института.

Италия — это первая в мире страна, которая ввела на законодательном уровне понятие социального предприятия в форме социального кооператива и добилась в результате произведенных законодательных реформ заметных успехов в борьбе с такими социальными проблемами как безработица и бедность.

Согласно закону Италии от 8 ноября 1991 г. № 381 «О социальных кооперативах» выделялось два вида кооперативов, которым гарантировалась государственная поддержка:

— типа А — «социально-трудовой интеграции»;

— типа Б — «общественной пользы».

В последующем в законодательстве Италии понятие «социальный кооператив» стало применяться в значении статуса, который предоставлял право на государственную поддержку социально и эколого-ориентированным коммерческим и некоммерческим юридическим лицам вне зависимости от организационной формы. В 2017 г. термин «социальный кооператив» официально заменен тождественным понятием «социальное предприятие» [6].

Считаем, что отечественный законодатель также может использовать подобный подход, предусмотрев возможность получения государственной поддержки для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающими признаками социального предприятия.

В Италии учрежден специализированный фонд поддержки социального предпринимательства, финансируемый за счёт ежегодных обязательных отчислений, выплачиваемых в размере не меньше 3 % годового дохода социального предпринимателя. Фонд сосредотачивает средства, которые могут быть направлены на целевые проекты в области социального предпринимательства. Считаем, в России также может быть создан подобный фонд [2].

Отсутствие целостной нормативной правовой основы для функционирования социального предпринимательства в России затрудняют его учет, контроль, а также разработку и применение дифференцированных форм поддержки со стороны различных субъектов. Для восполнения указанного пробела необходимо реформирование законодательства в указанной сфере путем разработки и принятия специального федерального закона “О социальном предпринимательстве”, который позволит достаточно детально и полно урегулировать соответствующие общественные отношения.

Социальное предпринимательство играет важную роль в современном обществе. В литературе справедливо подчеркивается, что социальное предпринимательство — это модель изменения мира. Система государственной поддержки социального предпринимательства требует дальнейшего своего совершенствования. К основным проблемам правового регулирования социального предпринимательства можно отнести наличие “МСП-ценза”, ограничивающего субъектный состав потенциальных получателей государственной поддержки, а также отсутствие права на государственную поддержку социальных предприятий, осуществляющих экологическую предпринимательскую деятельность. В качестве решения проблемы отсутствия целостной нормативной правовой основы для функционирования социального предпринимательства в России автор предлагает принятие федерального закона “О социальном предпринимательстве”.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
  2. Авакян-Форер А. Г. Этика античного стоицизма в современном социальном предпринимательстве // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Философия. — Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2020. № 3. С. 5–12.
  3. Астафуров Д. Р. Правовое обеспечение социального предпринимательства: пути совершенствования российского законодательства // Образование и право. 2020. № 3. С. 120–127.
  4. Барков А. В., Гришина Я. С. Легализация экологического предпринимательства в рамках российского социально-предпринимательского правотворческого подхода // Вестник СГЮА. 2019. № 5 (130). С. 92–98.
  5. Барков А. В., Гришина Я. С. Правовое обеспечение государственной поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в зарубежных странах // Ex jure. 2020. № 2. С. 31–42.
  6. Бобкова А. Г. Тенденции развития законодательства об экологическом предпринимательстве // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 3. С. 5–8.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, государственная поддержка, правовое регулирование, Российская Федерация, Италия, проблема, развитие малого, Россия, экологическое предпринимательство, крупный бизнес.


Ключевые слова

правотворчество, социальное предпринимательство, правовое регулирование социального предпринимательства в Российской Федерации, экологическое предпринимательство

Похожие статьи

Задать вопрос