Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.10.2023

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Патрушева, М. С. Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией / М. С. Патрушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106931/ (дата обращения: 10.05.2024).



Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в их коррекции.

Ключевые слова: дизартрия, темпо-ритмические нарушения, музыкально-вокальные упражнения.

В настоящее время современная дошкольная педагогика становится ориентированной и на коррекционную работу при помощи различных видов искусства. Музыка является одним из важнейших средств развития и воспитания личности ребёнка с дизартрией как варианта тяжелого нарушения речи и активным его включением в культурно-образовательный социум.

В специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию просодической стороны речи, музыкально-ритмических способностей с использованием музыкально-вокальных упражнений осуществляется в разных организационных формах — на логопедических, логоритмических, музыкальных занятиях, а также на различных воспитательских занятиях и в свободной досуговой деятельности [11].

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения у детей с нарушениями речи особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи при реализации основных положений воспитания и обучения.

Музыкально-вокальные упражнения и особенности их организации у детей дошкольного возраста с дизартрией в коррекционно-педагогической работе, отсутствие системы целенаправленного формирования у этих детей музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и просодики являются актуальными на сегодняшний день и требуют разработки [13] .

Пение — уникальное средство для формирования развития ребёнка. Оно влияет на вегетативную нервную систему, помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания, радостного общения. Также певческая деятельность оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма [7].

Занятия пением помогают также исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых; гармонизуют работу левого и правого полушарий мозга. В результате укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Голос человека является инструментом общения.

Так как значительная часть вибрации нашего голоса идёт внутрь организма, то он еще воздействует и на внутренние органы говорящего, являясь своеобразным самомассажем. Поэтому значение голоса и пения огромно, а проблема обучения дошкольников вокальным навыкам чрезвычайно важна. Особенно это относится к детям с различными нарушениями речи.

Дизартрия — тяжелое нарушение речи, сопровождаемое расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, вследствие которых речь утрачивает свою членораздельность и ясность [5]. При дизартрии в первую очередь нарушена полнота функциональной системы экспрессивного речевого образования — искажен фонетический строй речи (тон, громкость, высота голоса, фонетическая окраска речевых звуков и ритмико-интонационный уровень высказывания).

У детей с дизартрией всегда снижена интонационно-выразительная окраска речи , может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Детям сложно передать голосом эмоциональный окрас речи (испуг, удивление, волнение), голоса животных и сказочных персонажей (страшный волк, осторожная лиса). Тембр голоса напрямую связан с эмоциональным состоянием. При преобладании процесса торможения — голос тихий, слабый, немодулированный, если же преобладают процессы возбуждения, то голос громкий, резкий, крикливый [10].

Речевое дыхание недостаточно развито, поэтому речь дизартриков зачастую носит захлебывающий характер. Это выражается в резких вдохах посреди повествования предложения или строчки стихотворения [6].

Темп речи является одним из выразительных средств устной речи. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого [9]. У детей с дизартрией темп речи либо ускоренный, либо замедленный. Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая [6].

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Это связано с тем, что, помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация [2].

С учетом выявленных в результате наблюдения нарушений речи у детей с дизартрией определены основные направления коррекционно-развивающей работы:

1) развитие дыхательных функций.

2) формирование ритмической организации высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, усвоение ритмики слова и предложения.

3) формирование представлений об интонационной выразительности речи.

4) формирование умений выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности и развития эмоциональной лексики, позволяющей вербализовать эмоциональную выразительность.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Затем предлагаются музыкально-вокальные упражнения на изменение высоты голоса. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса, а именно:

— пение отдельных слогов — «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;

— пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.

Подбор вокальных упражнений индивидуален для каждой группы детей, так как детский голос требует максимально щадящего отношения. Диапазон песен должен быть удобным, соответствовать возрасту, необходимо использование крайних нот; мелодии с короткими певческими фразами. Интонировать следует негромко, без напряжения. Удобная тесситура песен очень важна для дошкольников с речевыми нарушениями. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма; пренебрежение правилами ведет к нарушению голосовой функции.

Система занятий по развитию вокальных навыков предполагает начинать с развития речевого голоса, так как речью дети уже владеют. На этом этапе можно почувствовать динамику и высоту голоса. В речевой этап входят артикуляционная гимнастика и игры с голосом, развивающие мимику, артикуляционную моторику, речевой и музыкальный слух. Это способствует развитию дыхания, дикции, выразительных навыков правильной речи. В результате занятий происходит плавный переход к развитию вокальных навыков детей и их музыкальных способностей. У детей с речевыми нарушениями одной из проблем является работа над дыханием. Поэтому мы проводим на занятиях специальные дыхательные упражнения. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого вдоха. Особое внимание надо обратить на продолжительность выдоха. Она воспитывается постепенно, начиная с коротеньких попевок до более длинных музыкальных фраз.

Показателями эффективности освоения детьми музыкально-вокальных упражнений будет выступать улучшение характеристик темпо-ритмической организации движений и речи. Средства музыкально-вокальных упражнений можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально- вокальных упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Систематическое применение упражнений способствует развитию вокальных навыков и коррекции речевых нарушений у детей. Но в работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и подбирать упражнения, ориентируясь на его голосовые возможности, чтобы не допустить дополнительных нарушений голоса.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010.
  2. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова; под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005.
  3. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
  4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
  5. / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6. Зенн Л. Б. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики / Л. Б. Зенн // Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru
  7. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. Руководителя/Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 2008. — 212 с.
  8. Краснолепова Т. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе / Т. Краснолепова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Ростов-на-Дону -2006. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/457/7287.php
  9. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л. В. Лопатина. СПб., 2005.
  10. Флоренская Ю. А. Логопедическая ритмика. / Ю. А. Флоренская. — Москва, 2007, С. 53–73.
  11. Cantarella G, Viglione S, Forti S, Pignataro L. Voice therapy for laryngeal hemiplegia: the role of timing of initiation of therapy. Journal of Rehabilitation Medicine 2010;42(5):442‐6.
  12. Marchant J, McAuliffe MJ, Huckabee M. Treatment of articulatory impairment in a child with spastic dysarthria associated with cerebral palsy. Developmental Neurorehabilitation 2008;11(1):81‐90.
  13. Namasivayam AK, Pukonen M, Goshulak D, Yu D, Kadis D, Kroll R, et al. Relationship between speech motor control and speech intelligibility in children with speech sound disorders. Journal of Communication Disorders 2013;46(3):264‐80.
  14. Tamplin J. A Music Therapy Treatment Protocol for Acquired Dysarthria Rehabilitation // https://www.researchgate.net/publication/282787340
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, дизартрия, развитие, артикуляционная моторика, высота голоса, двигательная сфера, музыкально-ритмическое чувство, речевое дыхание, тяжелое нарушение речи.


Ключевые слова

дизартрия, темпо-ритмические нарушения, музыкально-вокальные упражнения

Похожие статьи

Задать вопрос