Некоторые проблемы квалификации заведомо ложного доноса (статья 306 УК РФ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.10.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Андреев, А. Г. Некоторые проблемы квалификации заведомо ложного доноса (статья 306 УК РФ) / А. Г. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106768/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье проведен анализ некоторых проблем квалификации заведомо ложного доноса. На основе проведенного анализа сделаны предложения по совершенствованию уголовного законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: научный анализ, ложный, донос, заведомость.

Квалификация преступлений представляет собой один из фундаментальных и важнейших процессов в уголовном праве. Под квалификацией преступлений понимается установление соответствия между признаками конкретного общественно опасного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовным законом [1].

При определении особенностей квалификации заведомо ложного доноса, интерес вызывает определение конечного адресата, к которому поступает сообщение, составляющее предмет данного доноса. Как уже было отмечено ранее, в ППВС № 20 указано, что таковыми адресатами выступают, в частности, «органы дознания, предварительного следствия или прокуратуры». Закрепление указанного перечня, безусловно, послужило решению достаточно серьезной правоприменительной проблемы — определения границ квалификации заведомо ложного доноса. Исследование материалов судебной практики до принятия постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 20 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях против правосудия» (далее — ППВС № 20) [2] свидетельствует о том, что именно в квалификации указанного элемента наблюдались наиболее серьезные проблемы — суды вышестоящих инстанций отменяли или изменяли решение суда нижестоящих инстанций [3; 4; 5].

Мы полностью поддерживаем стремление правоприменителя (в лице Верховного Суда Российской Федерации) разрешить сложившуюся проблему, восполнить правовой вакуум, образовавшийся в области квалификации заведомо ложного доноса. В то же время, полагаем возможным обратить внимание на следующий аспект.

В ППВС № 20 не указано, что следует понимать под органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Очевидно, что в данном случае необходимо обращаться к положениям законодательства.

Так, правовой статус органов прокуратуры определен положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [6]. Согласно ч. 1 ст. 1 указанного нормативного правового акта «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». Таким образом, органы прокуратуры составляют собой отдельное ведомство. Каждое подразделение прокуратуры может быть причислено к органам прокуратуры, вне зависимости от конкретизации полномочий данного подразделения и направлений его деятельности.

Аналогичная ситуация констатируется и в отношении органов Следственного комитета Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства [7].

Вместе с тем, органы дознания и предварительного следствия включены в структуру множества других органов. В частности, речь идет об МВД России. Согласно действующим нормативным правовым актам, в составе МВД России свою деятельность (на всех уровнях организации, начиная от Центрального аппарата и оканчивая районным уровнем) осуществляют, как органы дознания, так и органы предварительного следствия. Вместе с тем, в отличии от двух предыдущих государственных органов, МВД России не является только органом дознания или исключительно органом предварительного следствия. Имеется множество подразделений, которые по своему правовому статусу не могут быть причислены к указанным органам. В частности, речь может идти о подразделениях Госавтоинспекции МВД России, участковых уполномоченных полиции, подразделениях по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы полиции и др. В связи с этим возникает вопрос о том, могут ли указанные подразделения выступать адресатом заведомо ложного доноса или нет? Ведь с формальной точки зрения, указанные подразделения не являются органами дознания или предварительного следствия. В то же время, зачастую, именно в указанные (перечислены выше) подразделения поступают соответствующие заявления о преступлениях, как правдивые, так и ложные. Например, согласно положениям приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» участковые уполномоченные полиции осуществляют деятельность по приему и рассмотрению заявлений о преступлениях [8]. Аналогичный вывод можно сделать и из анализа материалов судебной практики [9; 10].

Полагаем, что сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии определенного пробела правового регулирования. Формальный подход к толкованию положений п. 19 ППВС № 20 создает серьезные предпосылки для необоснованного обжалования решений судов о привлечении лиц, виновных в совершении заведомо ложного доноса, к установленной законом ответственности. Ведь, если лицо осуществило сообщение, составляющее заведомо ложный донос в адрес участкового уполномоченного полиции, то, с формальной точки зрения, данное лицо не обращалось в органы дознания или предварительного следствия.

На наш взгляд, сложившуюся проблемную ситуацию возможно разрешить, уточнив положения п. 19 ППВС № 20. Необходимо дополнительно указать, что адресатом сообщений являются не только органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры, но и органы, в составе которых имеются подразделения, реализующие соответствующие функции.

Литература:

  1. Практикум по особенностям квалификации отдельных видов преступлений: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2020. С. 5.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 20 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях против правосудия» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 15.06.2023).
  3. Апелляционное постановление Ярославского областного суда № 22-1024/2022 от 24 мая 2022 г. по делу № 1-54/2021 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 22.06.2023).
  4. Апелляционное постановление Томского областного суда № 22-2164/2020 22К-2164/2020 от 14 декабря 2020 г. по делу № 3/10-229/2020 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 22.06.2023).
  5. Апелляционное постановление Алтайского краевого суда № 22-4951/2020 от 20 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 22.06.2023).
  6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366
  7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета от 30 декабря 2010 г. № 296.
  8. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (Зарегистрирован в Минюсте России 03.07.2019 N 55115) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2019.
  9. Апелляционное постановление Ставропольского краевого суда № 22-5659/2020 от 3 ноября 2020 г. по делу № 1-47/2020 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 22.06.2023).
  10. Апелляционное постановление Волгоградского областного суда № 22-4029/2020 от 15 октября 2020 г. по делу № 1-447/2020 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 22.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): орган дознания, предварительное следствие, ложный донос, Российская Федерация, Следственный комитет, судебная практика, квалификация преступлений, МВД России, орган, орган прокуратуры.


Ключевые слова

научный анализ, донос, заведомость, ложный

Похожие статьи

Состав заведомо ложного доноса | Статья в журнале...

Законодатель устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложный донос для вменяемого физического лица, достигшего возраста шестнадцати лет, т. е. для общего субъекта преступления.

Проблемы квалификации посягательства на жизнь лица...

РФ, сокращенная форма, сокращенное дознание, общий порядок, производство дознания, дело, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, обвинительное постановление, судебное разбирательство.

Типичные нарушения, допускаемые органами предварительного...

В статье описываются типичные ошибки при расследовании уголовных дел, которые повлекли за собой необходимость возвращения уголовного дела прокурором для дополнительного расследования, а также анализируются допускаемые сотрудниками органов...

Незаконные действия органов дознания, предварительного...

В ст. 1070 ГК РФ указано, что за вред, причиненный гражданину действиями сотрудников суда, прокуратуры, в процессе предварительного следствия либо при дознании должностное лицо несет ответственность.

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета...

Подавляющее число нарушений закона, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел в ходе проверок сообщений о преступлениях, связано с сокрытием преступлений от учета.

Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке...

Результатом анализа материалов по сообщению о преступлении является проверка законности и обоснованности решения, принятого в соответствии со ст. ст. 145, 146, 148 УПК РФ органом дознания или предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов...

На законодательном уровне организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия регулируется Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») [2].

О развитии и значении проверки сообщения о преступлении...

Досудебное расследование преступлений осуществляется в форме досудебного следствия, а уголовных проступков — в форме дознания (ст. 215 УПК Украины).

Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода...

 Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности органов предварительного расследования, в ходе которого устанавливается наличие или отсутствие повода и основания для возбуждения уголовного дела.

Практические вопросы, возникающие на стадии проверки...

2) Период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель, по сути, позволяет органу дознания проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности только возможно будущего обвиняемого.

Похожие статьи

Состав заведомо ложного доноса | Статья в журнале...

Законодатель устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложный донос для вменяемого физического лица, достигшего возраста шестнадцати лет, т. е. для общего субъекта преступления.

Проблемы квалификации посягательства на жизнь лица...

РФ, сокращенная форма, сокращенное дознание, общий порядок, производство дознания, дело, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, обвинительное постановление, судебное разбирательство.

Типичные нарушения, допускаемые органами предварительного...

В статье описываются типичные ошибки при расследовании уголовных дел, которые повлекли за собой необходимость возвращения уголовного дела прокурором для дополнительного расследования, а также анализируются допускаемые сотрудниками органов...

Незаконные действия органов дознания, предварительного...

В ст. 1070 ГК РФ указано, что за вред, причиненный гражданину действиями сотрудников суда, прокуратуры, в процессе предварительного следствия либо при дознании должностное лицо несет ответственность.

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета...

Подавляющее число нарушений закона, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел в ходе проверок сообщений о преступлениях, связано с сокрытием преступлений от учета.

Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке...

Результатом анализа материалов по сообщению о преступлении является проверка законности и обоснованности решения, принятого в соответствии со ст. ст. 145, 146, 148 УПК РФ органом дознания или предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов...

На законодательном уровне организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия регулируется Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») [2].

О развитии и значении проверки сообщения о преступлении...

Досудебное расследование преступлений осуществляется в форме досудебного следствия, а уголовных проступков — в форме дознания (ст. 215 УПК Украины).

Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода...

 Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности органов предварительного расследования, в ходе которого устанавливается наличие или отсутствие повода и основания для возбуждения уголовного дела.

Практические вопросы, возникающие на стадии проверки...

2) Период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель, по сути, позволяет органу дознания проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности только возможно будущего обвиняемого.

Задать вопрос