Управление интеллектуальной собственностью и стратегия в бизнесе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.10.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Худайбердиева, Н. А. Управление интеллектуальной собственностью и стратегия в бизнесе / Н. А. Худайбердиева, Э. А. Розыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106687/ (дата обращения: 11.05.2024).



Потребность в управлении интеллектуальной собственностью (ИС) является следствием глобализации и роста экономики знаний. Крупные предприятия, работающие по всему миру, уже адаптировались к изменившимся реалиям, и теперь малые и средние предприятия (МСП) ощущают необходимость извлечь выгоду из своих активов ИС. ИС, согласно определению ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), относится к творениям разума: изобретениям, литературным и художественным произведениям, а также символам, названиям, изображениям и дизайнам, используемым в торговле. ИС — очень важный элемент бизнеса. Патенты, товарные знаки, коммерческая тайна и т. д. — это активы, которые увеличивают стоимость бизнеса. Эти активы представляют собой особую категорию бизнес-активов, которые называются нематериальными активами.

Но какое место занимают нематериальные активы на предприятии? Как это связано с ИС? Нематериальные активы и ИС могут быть поняты только в контексте предприятия, где они создаются, используются и создают наибольшую ценность. Каждое предприятие, малое или крупное, состоит из трех основных элементов: 1. денежные активы: 2. материальные активы; 3. нематериальные активы

Источник интеллектуальной собственности. Дэвис и Харрисон (2001) определили интеллектуальный капитал (ИК) как “знания, которые могут быть преобразованы в ценность”. Они также определили, что ИК состоит из двух основных компонентов: человеческого капитала (идей, которые есть у нас в голове) и интеллектуальных активов (идей, которые были определенным образом кодифицированы). В рамках интеллектуальных активов существует подмножество идей, которые могут быть защищены законом, называемое ИС. (См. рис. 1.)

Источник интеллектуальной собственности

Рис. 1. Источник интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность — это интеллектуальные активы, которые охраняются законом. Целью менеджмента является “производство” ИС.

Стратегические цели ИС. Компании, имеющие патентные портфели, создают их с учетом ожиданий относительно того, как они будут использоваться в краткосрочной перспективе и в будущих возможностях, основанных на технологиях. Стратегическими целями ИС являются: защита от конкуренции, дополнительная защита, предотвращение споров, основы для альянсов.

Стратегические цели интеллектуальной собственности

Рис. 2. Стратегические цели интеллектуальной собственности

Стратегия в области ИС укрепляет общую бизнес-стратегию и будет меняться по мере прохождения бизнесом различных этапов своего развития. Стратегия в области ИС должна пересматриваться всякий раз, когда меняется бизнес-стратегия, и не реже одного раза в год. Компоненты стратегии в области ИС (рис.3):

Компоненты стратегии в области ИС

Рис. 3. Компоненты стратегии в области ИС

Хорошая стратегия управления ИС повышает способность бизнеса привлекать финансирование путем решения вопросов, влияющих на оценку активов ИС.

Основные стратегии в области ИС. Для компании существует целый ряд стратегий в области ИС. Тем не менее, четыре основные стратегии в области ИС могут послужить основой для последующих усовершенствований:

  1. Путь к минимизации рисков;
  2. Путь к снижению затрат;
  3. Путь к значению;
  4. Путь к стратегической ценности.

Иерархия ценностей управления ИС. Дэвис и Харрисон в своей работе структурировали иерархию ценностей, которая представляет собой пирамиду с пятью уровнями. Каждый уровень представляет собой различные ожидания компании относительно вклада, который ее функция ИС должна вносить в достижение корпоративных целей. Подобно строительным блокам, каждый более высокий уровень опирается на фундамент более низких уровней и вносит свой вклад в акционерную стоимость.

Иерархия ценностей управления ИС

Рис. 4. Иерархия ценностей управления ИС

Уровень защиты. Когда корпорация владеет интеллектуальным активом, она может помешать конкурентам использовать этот актив. На этом уровне компании используют свою ИС только в защитных целях и рассматривают ее как юридический актив. Их цели состоят в том, чтобы защитить свои собственные инновации, гарантировать, что они не нарушают права ИС других лиц. Расходы, связанные с регистрационными сборами, принудительным исполнением и другими юридическими издержками, могут быть высокими.

Уровень контроля затрат. Компании этого уровня по-прежнему придерживаются защитного подхода, но теперь сосредоточены на поиске способов получения защиты при одновременном снижении затрат на создание и поддержание своих портфелей ИС.

Уровень центра прибыли. Компании на этом уровне обращают свое внимание на более активные стратегии, которые могут генерировать значительный объем дополнительных доходов при одновременном дальнейшем сокращении расходов. Переход от предыдущих уровней деятельности к этому требует серьезных изменений в отношении компании — и даже в ее организации. В такой компании IP может выполнять свою собственную функцию. Именно на этом уровне компании начинают рассматривать ИС как бизнес-актив, а не просто юридический актив.

Интегрированный уровень. На этом уровне функция ИС служит организации в целом. Здесь бизнес-подразделения компании осознали всю мощь использования ИС для выполнения целого ряда бизнес-функций. Использование ИС для бизнеса становится интегрированным во всю деловую деятельность компании.

Провидец. На этом уровне сложности управления ИС компании оценивают долгосрочную роль компании в бизнесе и в своей отрасли. Они стремятся использовать ИС компании для создания большей стратегической ценности. Из этой пирамиды не следует делать вывод, что высочайший уровень сложности приравнивается к “наилучшему” уровню управления ИС. Важно определить, какой уровень наилучшим образом соответствует потребностям и возможностям вашей конкретной компании. Каждая компания может улучшить свое положение в пирамиде, таким образом повышая акционерную стоимость за счет укрепления своих нематериальных активов. Каждый уровень служит строительным блоком для уровней над ним.

Выводы. Предприятие, желающее получать прибыль от ИС, должно хорошо ею управлять. Стратегическое использование активов ИС может существенно повысить конкурентоспособность малых и средних предприятий. Ведомствам ИС и учреждениям, оказывающим поддержку МСП, следует рассмотреть повышение осведомленности и обучение в области ИС в качестве одного из основных видов деятельности, определенных на национальном уровне для содействия более широкому и эффективному использованию официальной системы ИС малыми и средними предприятиями.

Литература:

  1. Дэвис Дж. и Харрисон С. (2001), Как ведущие компании извлекают выгоду из своих интеллектуальных активов;
  2. Янг, Д. (2008), Понимание интеллектуальной собственности и извлечение прибыли из нее.
Основные термины (генерируются автоматически): область ИС, интеллектуальная собственность, актив, уровень, акционерная стоимость, иерархия ценностей управления ИС, компонент стратегии, уровень компании, функция ИС, юридический актив.


Похожие статьи

Влияние нематериальных активов на стоимость компании на...

Бренд «Лукойл» показыается нам как элемент интеллектуальной собственности предприятия и может быть отнесен к классу маркетингового актива. В нынешних условиях становится актуален вопрос о защите нематериальных активов.

Взаимодействие информационной системы управления...

Итак, ИС влияют на то, кто проектирует, для кого, когда, где и как. Меж организациями и информационной системой управления образуется новая связь, изображенная на рис. 1.

Изменение в компонентах ведет к изменению в других элементах.

Актуальные проблемы управления интеллектуальной...

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты...

Основные подходы к оценке эффективности информационных...

Рис. 1. Классификация методов оценки экономической эффективности ИТ-проектов. ТСО информационной системы (ИС) — это затраты, связанные с приобретением, внедрением и использованием ИС.

Использование морфологического анализа при изучении...

В составе интеллектуальных активов наибольшую роль играет деловая репутация, следовательно, необходимо уделять наибольшее внимание процессу управления. В международной практике созданы следующие модели управления деловой репутацией

Повышение эффективности управления фирмой путем внедрения...

Быстрый рост предприятия и связанное с ним увеличение уровня информатизации компаний ставит перед управляющем персоналом цель грамотного подбора информационной системы, автоматизирующей необходимые компании функции и бизнес-процессы.

Разработка проекта по внедрению информационной системы...

В статье будут рассмотрены задачи, проблемы и особенности внедрения корпоративной информационной системы. Изложены основные методологии для укоренения и запуска в эксплуатацию ИС, а также процессы структурирования большого комплекса работ на фазы.

Исследование моделей деятельности организации в условиях...

Информационные системы управления и предприятия взаимодействуют друг с другом. С технической точки зрения предприятие рассматривает методы входов и выходов, при внедрении ИСУ в организации.

Анализ корпоративных информационных систем | Молодой ученый

ERP-система — это интегрированная система на базе ИТ, которая предназначена для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия. Такими ресурсами могут быть физические активы, финансовые, человеческие и материально-технические ресурсы.

Методы и средства проектирования информационных систем

Рассмотрим применение данных методов проектирования в разработке ИС для высокотехнологичного электронного компонента «многокристальный модуль» (МКМ), представляющего собой несколько полупроводниковых кристаллов в одном корпусе.

Похожие статьи

Влияние нематериальных активов на стоимость компании на...

Бренд «Лукойл» показыается нам как элемент интеллектуальной собственности предприятия и может быть отнесен к классу маркетингового актива. В нынешних условиях становится актуален вопрос о защите нематериальных активов.

Взаимодействие информационной системы управления...

Итак, ИС влияют на то, кто проектирует, для кого, когда, где и как. Меж организациями и информационной системой управления образуется новая связь, изображенная на рис. 1.

Изменение в компонентах ведет к изменению в других элементах.

Актуальные проблемы управления интеллектуальной...

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты...

Основные подходы к оценке эффективности информационных...

Рис. 1. Классификация методов оценки экономической эффективности ИТ-проектов. ТСО информационной системы (ИС) — это затраты, связанные с приобретением, внедрением и использованием ИС.

Использование морфологического анализа при изучении...

В составе интеллектуальных активов наибольшую роль играет деловая репутация, следовательно, необходимо уделять наибольшее внимание процессу управления. В международной практике созданы следующие модели управления деловой репутацией

Повышение эффективности управления фирмой путем внедрения...

Быстрый рост предприятия и связанное с ним увеличение уровня информатизации компаний ставит перед управляющем персоналом цель грамотного подбора информационной системы, автоматизирующей необходимые компании функции и бизнес-процессы.

Разработка проекта по внедрению информационной системы...

В статье будут рассмотрены задачи, проблемы и особенности внедрения корпоративной информационной системы. Изложены основные методологии для укоренения и запуска в эксплуатацию ИС, а также процессы структурирования большого комплекса работ на фазы.

Исследование моделей деятельности организации в условиях...

Информационные системы управления и предприятия взаимодействуют друг с другом. С технической точки зрения предприятие рассматривает методы входов и выходов, при внедрении ИСУ в организации.

Анализ корпоративных информационных систем | Молодой ученый

ERP-система — это интегрированная система на базе ИТ, которая предназначена для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия. Такими ресурсами могут быть физические активы, финансовые, человеческие и материально-технические ресурсы.

Методы и средства проектирования информационных систем

Рассмотрим применение данных методов проектирования в разработке ИС для высокотехнологичного электронного компонента «многокристальный модуль» (МКМ), представляющего собой несколько полупроводниковых кристаллов в одном корпусе.

Задать вопрос