Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.10.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Мартын, А. А. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. А. Мартын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106612/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателей и родителей детей с особыми возможностями здоровья.

Ключевые слова : расстройства аутистического спектра, коррекция речи, развитие речи, учитель-логопед, участники образовательного процесса.

Создание благоприятных условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями является неотъемлемой частью нашего образовательного учреждения. Перед педагогами и специалистами детского сада стоит задача обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок к учебной деятельности, поддержки развития личности и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

На базе нашего учреждения МОУ СОШ № 25 ДО1 «Рябинка» Городского округа Подольск, функционируют группы компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).

МОУ СОШ № 25 ДО1 «Рябинка» является учреждением комбинированного вида, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагогов и специалистов является осуществление квалифицированной коррекции отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников с особыми возможностями здоровья.

Для педагогов нашего образовательного учреждения, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с РАС является чрезвычайно актуальной. Успешность коррекционного процесса в работе с такими детьми, во многом зависит от правильно организованной совместной деятельности всех участников образовательного процесса: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, воспитателей и родителей группы.

Организация и содержание работы учителя-логопеда в рамках комплексного сопровождения детей с РАС, включает в себя следующее направление:

Диагностика. Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей с РАС в условиях группы компенсирующей направленности требуют от специалиста всестороннего обследования речевых и неречевых процессов воспитанников.

В ходе проведения исследования учитель-логопед выявляет объем речевых навыков ребенка с РАС, сопоставляет его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона.

Для того чтобы наглядно отразить уровень сформированности всех компонентов речевой деятельности, специалистом составляется индивидуальный речевой профиль ребенка с РАС. Полученные данные позволяют учителю-логопеду сделать педагогическое заключение и составить план коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

Определение основных направлений коррекционно-логопедической работы с детьми с РАС, в течение которой специалист разрабатывает индивидуальную программу воспитания и обучения на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ, и она является следующей линией системы деятельности учителя-логопеда.

Дети с РАС, посещающие группы нашего образовательного учреждения, имеют не только нарушения речи — у них, как правило, страдают процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, т. е. недостаточно сформирована психологическая база речи, также у детей наблюдается моторная неловкость, нарушена координация движений, слабо развита мелкая моторика, страдает пространственный гнозис. Знания детей об окружающем бедны и нуждаются не только в пополнении, но и в уточнении.

Налицо круг проблем, решение которых могут обеспечить только совместные усилия участников образовательного процесса, поэтому следующее направление, в рамках комплексного сопровождения детей, включает в себя: взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями группы по коррекции и развитию речи детей с РАС.

Структурамоделивзаимодействияспециалистагруппы с участникамиобразовательногопроцесса

Совместное планирование работы воспитателей группы и учителя-логопеда на диагностической основе

В зависимости от уровня усвоения материала детьми, этот план корректируется. Во время планирования педагоги группы стремятся максимально согласовать содержание планов во избежание информационной перегрузки детей.

Тематические консультации логопеда для воспитателей

Во время проведения данного мероприятия, учитель-логопед параллельно решает две задачи — с одной стороны, повышает компетентность воспитателей в вопросах развития всех сторон речи детей, с другой — углубляет теоретические знания о компенсаторном значении речи и ее функций для детей с РАС. Особенностью подбора тематических консультаций для воспитателей группы является отбор доминирующих проблем в зависимости от возрастных особенностей детей группы и данных, полученных в ходе проведения мониторинга.

Посещение воспитателями индивидуальных логопедических занятий с детьми

В группе компенсирующей направленности, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводится в индивидуальной и подгрупповой форме, в связи с тем, что эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая. Посещение воспитателями занятий учителя-логопеда проводятся с целью:

– самообразования — обогащение опыта воспитателей по использованию методов и приемов развития речи детей с РАС;

– выявления уровня потенциальных возможностей каждого ребенка, с целью единства требований к речи детей;

– планирования воспитателем последующей индивидуальной работы с ребёнком.

Сетка занятий с детьми группы компенсирующей направленности составлена таким образом, чтобы каждый воспитанник был ежедневно охвачен коррекционно-развивающей помощью со стороны специалистов и педагогов группы, а количество занятий не превышало установленных норм.

Проведение занятий воспитателями по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду

Тематика непосредственной образовательной деятельности с детьми в группе сочетается с лексической темой периода обучения.

Вечерние занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда Занятия проводятся с целью:

– закрепления лексико-грамматических навыков речи;

– развития фонематического слуха;

– формирования звукопроизношения (развитие подвижности артикуляционного аппарата, закрепление правильной артикуляции поставленных логопедом звуков, их автоматизация на различном речевом материале);

– развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Для вечерних занятий с детьми, учителем-логопедом подбирается дидактический материал для каждого ребёнка, который включает в себя разнообразные игры, упражнения и практические задания.

Максимальное обогащение речевой практики детей в режимных моментах

С целью равномерного распределения речевой деятельности детей в течение дня, учитель-логопед выходит в группу во время одевания и раздевания детей на прогулку, помогая детям одеваться, задает им вопросы о последовательности одевания и раздевания, о том, как называются части той или иной одежды детей, какой цвет она имеет. Во время совместных прогулок на улице, просит детей рассказать и показать, как играют в ту или иную игру, объяснить и показать, для чего нужны такие инструменты, как лопата, грабли, совок. Обращая внимание на растения, находящиеся на участке детского сада, просит детей вспомнить их названия, показать и назвать части растения, найти и рассказать о сезонных изменениях, произошедших на территории участка.

Разъяснение родителям домашних заданий учителя-логопеда для совместной работы с детьми

С этой целью воспитатели объясняют задания, которые записывает учитель-логопед в тетради ребёнка, так как родителям не всегда понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения задания. Воспитатели стараются замотивировать родителей на необходимость качественного и своевременного выполнения заданий для успешного продвижения ребенка в образовательном процессе. С этой целью воспитатели обращают внимание родителей на экран усвоения знаний детей по лексической теме, в содержание которого входит проверка тех знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен был овладеть во время совместной работы с родителями дома.

Создание методического обеспечения в помощь участникам образовательного процесса для формирования и развития речевых компонентов у детей с особыми возможностями здоровья

Для того чтобы взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями была ещё более тесной и эффективной, специалистом группы было разработано и систематизировано пособие под рубрикой «Дидактический материал по лексическим темам», в содержание которого входят:

– программные требования к знаниям детей по определённой теме;

– активный словарь по лексической теме;

– игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи;

– подвижные игры, физкультминутки;

– комплексы пальчиковой и зрительной гимнастики;

– наглядный и раздаточный дидактический материал, который воспитатели могут использовать на занятиях с детьми.

Такое тесное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями в процессе коррекции и развития речи детей с РАС имеет многоплановый характер и является непременным условием результативности коррекционно-педагогической работы специалиста.

Непрерывность логопедического воздействия в системе работы по коррекции и развитию речи ребёнка с РАС предполагает также тесную взаимосвязь учителя-логопеда с родителями, как участниками образовательного процесса.

Одним из актуальных направлений в аспекте содержания работы учителя-логопеда с воспитанниками, имеющими, особые возможности здоровья является взаимодействие учителя-логопеда с родителями по коррекции и развитию речи детей с РАС.

Непрерывная связь с родителями детей осуществляется учителем-логопедом с помощью коллективной, индивидуальной, подгрупповой, наглядно-информационной форм работы.

На родительских собраниях в группе, учитель-логопед повышает мотивацию родителей по развитию речи ребёнка с РАС (на основе полученных результатов логопедического обследования и задач обучения на данном этапе).

Семинары-практикумы для родителей детей с особыми возможностям здоровья проводятся с целью:

– показа артикуляционной гимнастики для формирования правильной артикуляции различных звуков у детей;

– демонстрации самомассажа языка, лица и пальцев рук;

– знакомства с символикой, необходимой для подготовки к обучению грамоте, звуко-слоговому анализу и синтезу детей дошкольного возраста с РАС.

По итогам проведённых семинаров родителям предлагается наглядный дидактический и практический материал, оформленный в виде буклетов.

Для того чтобы установить более тесный контакт с родителями группы, учитель-логопед использует индивидуальную форму работы. В её содержание входят беседы-знакомства , которые проводятся специалистом в начале учебного года с родителями вновь поступивших детей, с целью уточнения анамнестических сведений, налаживания контактов, определения уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослыми.

Посещение и участие родителей в вечерних индивидуальных логопедических занятиях с ребенком , является одним из эффективных средств повышения компетентности родителей в развитии речи детей с РАС. Целью данных занятий является показ учителем-логопедом методов и приёмов работы специалиста с ребёнком, превращение родителей из пассивных зрителей в активных участников коррекционного процесса.

Для того чтобы обеспечить более качественное усвоение детьми программного материала, а также повысить уровень речевой активности детей с РАС, учителем-логопедом были разработаны письменные консультации по лексическим темам для родителей под рубрикой «Домашняя игротека» и тематический альбом — «Полезная книжка для родителей и детишек». Содержание дидактических пособий, направлено на закрепление знаний, умений и навыков, которые ребёнок приобрёл на занятиях в детском саду.

При разработке дидактических пособий были соблюдены критерии подбора материала:

– учёт особенностей психического развития ребёнка;

– учёт образовательных возможностей родителей;

– доступность предлагаемых заданий;

– подбор заданий, предполагающих не только формирование речевых компонентов, но и сенсомоторное развитие детей с РАС, совершенствование психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания, речеслуховой памяти, логического мышления).

Результатыкомплексногосопровождениядетей

вМОУ СОШ№ 25 ДО1 « Рябинка »

В результате большой работы, проведённой учителем-логопедом МОУ СОШ ДО1 «Рябинка», у многих родителей появилась заинтересованность в выполнении домашних заданий с детьми. Благодаря их активной помощи, у детей улучшилась мелкая и общая моторика, внимание, память и зрительное восприятие, расширился запас знаний об окружающем.

Таким образом, благодаря правильно организованной совместной работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей детей группы компенсирующей направленности МОУ СОШ № 25 ДО1 «Рябинка», можно сказать, что у большинства наших воспитанников с РАС, отмечается положительная динамика в речевом развитии, наблюдается повышение речевой активности, речь детей достигает того уровня, при котором возможно взаимопонимание, достаточное для обучения. В зависимости от своих индивидуальных возможностей, дети овладевают элементарными речевыми высказываниями в форме слова, простой фразы, то есть речь наших воспитанников приобретает коммуникативную функцию, а это в свою очередь является главнейшим условием результативности процесса коррекции и развития речи, в рамках комплексного сопровождения детей с РАС.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательный процесс, РАСА, компенсирующая направленность, особая возможность здоровья, развитие речи детей, родитель, детский сад, комплексное сопровождение детей, образовательное учреждение.


Похожие статьи

Организация системы комплексного сопровождения...

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей.

Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей...

Следовательно, инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ...

Основной задачей сопровождения ребѐнка с ОВЗ в МДОУ д/с № 99 является создание психолого-педагогических условий для его развития в соответствии с его возможностями и состоянием здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили тенденцию к ежегодному ухудшению состояния здоровья вновь поступающих детей.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства...

Наше дошкольное образовательное учреждение активно реализует инклюзивную практику в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ и 5 детей с особыми образовательными потребностями: НОДА — 2 ребенка, синдром Дауна -1 ребенок...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

Таким образом, от того, как воспитатель построит взаимоотношения между детьми, как будет организовано комплексное сопровождение и от того, как будет выстроена в целом работа детского сада, зависит прохождение процесса адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе.

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ...

В детском саду регулярно проводятся «Дни открытых дверей» во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальным коррекционным оборудованием.

Похожие статьи

Организация системы комплексного сопровождения...

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей.

Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей...

Следовательно, инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ...

Основной задачей сопровождения ребѐнка с ОВЗ в МДОУ д/с № 99 является создание психолого-педагогических условий для его развития в соответствии с его возможностями и состоянием здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили тенденцию к ежегодному ухудшению состояния здоровья вновь поступающих детей.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства...

Наше дошкольное образовательное учреждение активно реализует инклюзивную практику в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ и 5 детей с особыми образовательными потребностями: НОДА — 2 ребенка, синдром Дауна -1 ребенок...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

Таким образом, от того, как воспитатель построит взаимоотношения между детьми, как будет организовано комплексное сопровождение и от того, как будет выстроена в целом работа детского сада, зависит прохождение процесса адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе.

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ...

В детском саду регулярно проводятся «Дни открытых дверей» во время которых родители имеют возможность ближе познакомиться с работой педагогов, предметно-развивающей средой, специальным коррекционным оборудованием.

Задать вопрос