Молодой специалист — работодатель: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Преснякова, Л. Ю. Молодой специалист — работодатель: проблемы и перспективы / Л. Ю. Преснякова, И. В. Куликовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41.1 (488.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106602/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье выявляются проблемные аспекты начала трудовой деятельности молодых специалистов по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и рассматриваются области сотрудничества по повышению профессиональной компетентности студентов и выпускников.

Ключевые слова: молодой специалист, профессиональные компетенции.

В условиях обновления системы дополнительного образования ведущее место занимают вопросы разработки и реализации нормативных, правовых, научно-методических и иных документов, направленных на эффективное решение задач обучения и воспитания [1]. Данное обстоятельство к современному педагогу предъявляет новые требования в области нормативной деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 22.09.2021 № 652н) (далее Профстандарт) определяют, какие профессиональные компетенции нужно развивать современному педагогу.

Качество педагогических кадров — один из важнейших компонентов системы дополнительного образования, потому что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена образовательная система. Требования к личности, профессиональной компетентности и компетенциям педагогических работников отражены в Профстандарте, где детально прописаны общие сведения о педагогической деятельности в дополнительном образовании детей, обозначены знания и умения, которыми должны обладать педагогические работники, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы по должностям, в том числе по должности «педагог дополнительного образования» [1].

На различных этапах профессионального развития требуются различные знания и компетенции для принятия правильного решения и ответа на поставленный вопрос [3].

С позиции работодателя стоит отметить следующие привлекательные профессиональные навыки выпускников:

— владение содержанием предметных дисциплин;

— владение информационными технологиями;

— планирование, организация и проведение мероприятий;

— учет интересов учащихся при проведении досуговых мероприятий.

Однако этого багажа профессиональных компетенций явно недостаточно для осуществления всего спектра трудовых функций педагога дополнительного образования. Мы выделили Трудовые функции Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» [2] в исполнении которых молодые специалисты испытывают затруднения (Таблица 1).

Таблица 1

Трудности в исполнении трудовых функций «Педагог дополнительного образования» молодыми специалистами

Трудовые функции

Затруднения в исполнении

3.1.1 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

— Набор детей на обучение по программе, комплектование групп.

— написание рекламного проспекта,

— анонсирование программы перед детьми и родителями

— Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения учащихся на учебных занятиях

— использование на занятиях педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности, в том числе ТСО (электронная доска, проектор); не умение применить педагогические технологии на практике;

— пишут «идеальный» план занятия, любое отклонение от плана (в том числе реакция и поведение детей) приводит в «ступор». Испытывают трудность при заполнении технологической карты занятия.

3.2.1. Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы

— Контроль соблюдения учащимися требований охраны труда, анализ и устранение (минимизация) возможных рисков для жизни и здоровья учащихся

— Недостаточная оценка условий возникновения рисков, недостаточная степень реагирования на острую ситуацию, считают ребенка «маленьким взрослым» («он должен…».)

3.1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

— Планирование взаимодействия с родителями учащихся

— Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями учащихся

— Организация совместной деятельности детей и взрослых, при проведении занятий и досуговых мероприятий

— Трудности в установлении коммуникации с родителями, разъяснении приоритетности задач, отстаивании педагогической целесообразности воспитательных аспектов

3.1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

— Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации)

— Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий

— Незнание актуальной нормативно-правовой базы, нет навыка проектирования и конструирования дополнительной общеразвивающей программы. Структурные части программы по макету заполняют эклектично (без взаимосвязей цели и задач, задач и планируемых результатов, материалов промежуточной аттестации с содержанием).

Ничто не заменит практического опыта и здоровых амбиций молодых специалистов. На наш взгляд, для успешного построения карьеры практическое освоение профессии лучше начинать еще во время обучения, хотя бы на последних курсах. Самое главное для молодого специалиста — возможность получить хороший опыт и убедиться в правильности выбора профессии. Мы видим следующие возможности по повышению профессиональной компетентности студентов и выпускников:

— совместная реализация научных и общественных проектов на уровне учреждения (НПК, социальные проекты);

— соучастие в деятельности учреждения дополнительного образования студентов и выпускников (волонтерская деятельность в объединениях с детьми с особыми образовательными потребностями — ОВЗ, инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; участие в подготовке и проведении массовых мероприятий — новогодние представления, отчетные концерты, этапы городских конкурсов; выполнение различных заданий и разработка проектов, связанных с маркетинговой деятельностью, информационными технологиями (разработка флаеров и рекламных проспектов для новых объединений, афиш мероприятий и конкурсов);

— посещение семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства учреждения (конкурсы профессионального мастерства — «Сердце отдаю детям», «Методическая копилка»; стажировочная площадка для начинающих педагогов дополнительного образования «Алгоритмы разработки нормативной базы деятельности педагога дополнительного образования в условиях ПФДО», семинар-практикум «Решение педагогических ситуаций», командные игры «Вместе мы сила!», участие студентов в подготовке педагогами дополнительного образования мастер-классов и методических интенсивов в целях распространения своего педагогического опыта);

— сотрудничество по вопросам организации и прохождения практики студентов и дальнейшего трудоустройства.

Как показывает практика, правильное планирование, четкое целеполагание при высокой мотивации и активное включение в деятельность позволит будущему молодому специалисту реализовать себя на профессиональном поприще и достичь успеха.

Литература:

  1. Буйлова Л. Н. «Нормативное правовое обеспечение реализации дополнительного образования детей» / коллектив авторов Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» — Создание новых мест дополнительного образования детей — Санкт-Петербург: Счастливый билет, 2021. — 192 с.
  2. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 22.09.2021 № 652-н) // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения 27.08.23)
  3. Стрелкова И. Б. Управление профессиональной карьерой: возможности и перспективы для молодых специалистов / И. Б. Стрелкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kaus-group.ru/knowledge/300-articles/category/career/material/786/ (дата обращения 27.08.23)
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная программа, дополнительное образование детей, молодой специалист, Педагог, профессиональная компетентность студентов, Профессиональный стандарт, родитель учащихся, Российская Федерация, современный педагог.


Похожие статьи

Внедрение профессионального стандарта «Педагог...»

 Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника.

Современные подходы к разработке дополнительных...

Дополнительное образование детей обеспечивает (ФЗ ст.75, п.1): их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Развитие профессиональных компетенций педагога как...

В статье приводятся требования к профессиональным компетенциям педагога. А также отмечается ряд проблем в современной системе образования. Сейчас главный акцент в системе образования делается на потребности учащихся и родителей.

Актуальные проблемы формирования профессиональных...

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их различия.

Педагог в контексте модернизации системы дополнительного...

- диссимиляция педагогического опыта и участие педагога дополнительного образования в профессиональных конкурсах; - разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.

Походы к профессионально-личностным качествам педагога...

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей.

Индивидуальная образовательная программа (в соответствии...)

Нумерованный перечень мероприятий по достижению каждого планируемого результата (номера мероприятия и результата должны совпадать. Номера могут повторяться, поскольку на одном и том же мероприятии педагог может освоить несколько профессиональных компетенций).

Формирование профессиональных компетентностей будущего...

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься формированием профессиональных компетентностей – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Реализация комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Пирамида» стала предпосылкой разработки «образовательного стандарта» дополнительного технологического образования в Доме детского творчества.

Похожие статьи

Внедрение профессионального стандарта «Педагог...»

 Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника.

Современные подходы к разработке дополнительных...

Дополнительное образование детей обеспечивает (ФЗ ст.75, п.1): их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Развитие профессиональных компетенций педагога как...

В статье приводятся требования к профессиональным компетенциям педагога. А также отмечается ряд проблем в современной системе образования. Сейчас главный акцент в системе образования делается на потребности учащихся и родителей.

Актуальные проблемы формирования профессиональных...

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их различия.

Педагог в контексте модернизации системы дополнительного...

- диссимиляция педагогического опыта и участие педагога дополнительного образования в профессиональных конкурсах; - разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.

Походы к профессионально-личностным качествам педагога...

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов.

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей.

Индивидуальная образовательная программа (в соответствии...)

Нумерованный перечень мероприятий по достижению каждого планируемого результата (номера мероприятия и результата должны совпадать. Номера могут повторяться, поскольку на одном и том же мероприятии педагог может освоить несколько профессиональных компетенций).

Формирование профессиональных компетентностей будущего...

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься формированием профессиональных компетентностей – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Реализация комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Пирамида» стала предпосылкой разработки «образовательного стандарта» дополнительного технологического образования в Доме детского творчества.

Задать вопрос