Развитие устойчивости (aplomb) на занятиях классическим танцем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гебель, Ю. В. Развитие устойчивости (aplomb) на занятиях классическим танцем / Ю. В. Гебель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41.1 (488.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106597/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье представлены аспекты, на которые педагогам необходимо обратить пристальное внимание в процессе развития у учащихся устойчивости (aplomb) на занятиях классическим танцем.

Ключевые слова: устойчивость (aplomb), классический танец, хореография, танцевальное искусство.

Развитие устойчивости — важный аспект обучения классическому танцу. Устойчивость, или aplomb (фр. aplomb — в буквальном смысле — отвесно, прямо, вертикально), представляет собой способность танцора сохранять равновесие даже в самых неустойчивых позициях и контролировать свое тело в движении. Хорошо развитая устойчивость позволяет действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально. Она является как бы невидимым фундаментом, на котором строится каждое движение.

«Если танцовщик не владеет достаточной устойчивостью, то настоящий творческий процесс окажется для него недоступным, он не сможет выполнить актерские задачи. Например, образы Китри и Умирающего Лебедя по своему характеру прямо противоположны. Китри — сама жизнь, Лебедь — обреченность. Для первого образа характерно волевое, энергичное действие, отображающее радость, жизнеутверждение, для второго — это угасание, смерть. Но оба требуют отлично отработанной устойчивости…», — так считал педагог классического танца, директор и художественный руководитель Московского хореографического училища Большого театра Николай Иванович Тарасов [3, с. 37]. Другими словами, необходимо, чтобы устойчивость (aplomb) стала неотъемлемой составляющей исполнительной техники учащегося хореографического коллектива, ансамбля и использовалась как средство актерской экспрессии.

Каким же образом развивается устойчивость на занятиях классическим танцем? Первый шаг к развитию устойчивости — это работа над осанкой и правильным положением тела. Танцор нужно помнить о необходимости держать спину прямо, плечи должны быть опущены, мышцы живота напряжены. Это создает стабильную основу для выполнения танцевальных движений.

Важно отметить, что для сохранения устойчивости во время выполнения многократного и быстрого вращения, сложных прыжков учащимся на занятиях классическим танцем нужно акцентировать внимание на правильном распределении центра тяжести тела. Правило устойчивого равновесия гласит, что центр тяжести всегда должен находиться на опорной ноге; в эти моменты недопустимо расслабленное состояние корпуса.

В учебной практике широко известны следующие термины: «подтянуть корпус», «взять спину», «свободно раскрыть и опустить плечи», «встать на ногу». Они неразрывно связаны с состоянием полной сосредоточенности и гармоничной собранности, которые необходимы для развития устойчивости (aplomb).

Второй важный аспект развития устойчивости на занятиях классического танца — изучение позиций ног; здесь учащимся впервые прививают умение твердо и правильно стоять на выворотных ногах.

С первого года обучения на занятиях классическим танцем педагог помогает учащимся развивать силу мышц ног, эластичность суставно-связочного аппарата, мягкость, пластичность. Вырабатывается «стальной носок» танцовщицы. Движения ног — первооснова техники классического танца: чем крепче ноги, тем легче танцовщикам действовать в заданном темпе и ритме.

Ключевым фактором успеха в освоении устойчивости является строгое соблюдение и исполнение правил. Пальцы ног должны с силой удерживать равновесие, пятки — плотно и равномерно, но мягко и эластично примыкать к поверхности пола. Важно избегать сильного давления на большой палец, так как это сокращает площадь опоры и снижает устойчивость, делает её недостаточной, ненадёжной.

В сохранении устойчивости важную роль также играет голеностопный сустав, который способен корректировать нарушения равновесия упругими, малозаметными движениями в сторону смещения точки опоры. Кроме того, внимание необходимо уделить работе колена и бедра. Их следует удерживать выворотно с эластичным взаимодействием стопы. Если колени будут направлены вперед, то это нарушит выворотность, внутреннюю устойчивость бедра, приведет к неправильному положению ступней и создаст слабую и неустойчивую опору.

В-третьих, правильное положение и движения рук, также как ног и корпуса, содействуют поддержанию равновесия всего тела в классическом танце. Если учащийся не умеет легко и точно управлять своими руками, в соответствии с движениями всего тела, это свидетельствует о его неспособности действовать с апломбом.

Каждая часть руки учащегося должна ощущать пластическую определенность и завершенность танцевального жеста. Недопустимо, чтобы локти и кисти юного танцовщика оставались пассивными и безжизненными, производили слабые и угловатые движения. Также важно, чтобы учащиеся не напрягали руки без необходимости, не делали нервные рывки, а также не повторяли движения ног механически.

Четвертый аспект, который способствует развитию устойчивости, связан с правильными движениями головы. Повороты и наклоны должны быть тщательно согласованы с ритмом, силой и характером движения всей фигуры танцовщика. Даже малейшая неточность движения головы может существенно подорвать устойчивость равновесия, особенно при выполнении сложных многократных вращений.

Пятый важный момент — это развитие координации движений. Танцор должен научиться выполнять сложные комбинации, включающие в себя быстрые повороты, подсечки и прыжки, с полной уверенностью и контролем каждого шага.

Из всего вышесказанного следует, что для развития устойчивости необходимо отрабатывать силу и выносливость всей фигуры учащегося. «У скрипача и пианиста есть свой инструмент, на котором он выявляет своё искусство. У танцора инструмент — его тело. Прежде чем выявлять искусство танца, он должен привести этот инструмент в порядок. Для этого требуется продолжительная работа и умение хранить свой замечательный инструмент», — говорил на этот счёт артист балета, балетмейстер В. Д. Тихомиров.

Наконец, развитие устойчивости на занятиях классическим танцем также связано с работой над эмоциональным контролем. Учащийся должен научиться сохранять спокойствие и грацию в сложных ситуациях, сохраняя свою уверенность и устойчивость даже при возникновении ошибок или неожиданностей. Это важно не только для технического исполнения, но и для передачи эмоционального содержания танцевального произведения.

Начиная с четвертого года обучения необходимо уделять особое внимание развитию пластичности движения на основе мелодии музыкального произведения, формированию умения передавать эмоциональный характер музыки, её настроение в танцевальных комбинациях. Учащиеся должны выполнять каждое движение «с душой», выразительно.

Устойчивость можно развивать не только на занятиях классическим танцем. Йога, пилатес, гимнастика и другие виды спорта помогут укрепить мышцы, усилить равновесие и способствовать лучшему контролю тела учащегося.

В заключении стоит отметить, что развитие устойчивости (aplomb) на занятиях классическим танцем является неотъемлемой частью подготовки каждого юного танцора. Этот процесс включает в себя работу над осанкой и положением всего тела, укрепление мышц, развитие координации движений и эмоциональный контроль. Кроме того, что устойчивость является важной частью танца, она также помогает предотвратить травмы, которые могут возникнуть в результате неправильного движения или падения. Именно развитие устойчивости является ключевым элементом, позволяющим танцору выразить свою индивидуальность и совершенствоваться в искусстве классического танца.

Литература:

  1. Ваганова А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. — СПб.: Лань, 2007. — 192 с.
  2. Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца: учеб. для хореогр. училищ и хореогр. отд-ний вузов искусств и культуры / В. С. Костровицкая, А. А. Писарев. — Л.: Искусство,1986. — 260 с.
  3. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. — М.: Искусство, 2005. — 494 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие устойчивости, танец, занятие, устойчивость, учащийся, движение, движение ног, развитие координации движений, сохранение устойчивости, эмоциональный контроль.


Ключевые слова

хореография, танцевальное искусство, устойчивость (aplomb), классический танец

Похожие статьи

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников...

На констатирующем этапе был определен уровень развития чувства ритма и координации в двух группах детей 4-х и 5–6 лет. На формирующем этапе проводилась серия занятий по развитию чувства ритма и координации.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных...

Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Исторический ракурс возникновения теории методики развития...

Программы и правил соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики. Программа I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций, которые не содержали в себе сложных по манипуляции и координации, насыщенных движений.

Экспериментальная работа по формированию координационных...

– комплексное исследование двигательного развития детей, на основе работ В. И. Ляха, включающее изучение состояния: общей моторики (основных движений), ручной и пальцевой моторики, мимической и артикуляторной моторики [2].

План-конспект открытого занятия по хореографии...

Цель: Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с танцем посредством изобразительного творчества, танцевального движения. Основные задачи

Комплексный подход к развитию координационных способностей...

Пытаясь осознать мышечные напряжения и расслабления во время упражнений на релаксацию, дети учатся управлять движениями и эмоциями. Занятия ритмикой способствуют развитию согласованности и координации движений, гибкости, пластичности.

Методика обучения основным видам движения по физкультуре...

Для этого необходимо прижать подбородок к груди, поднять прямые ноги назад вверх. Нужно подхватить ноги во время подъема. партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг и другие поддерживающие средства).

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Объектом исследования являются учащиеся 10–12 лет в количестве 10 человек, родители учащихся. Предметом исследования является методика развития координационных способностей (способности к равновесию) у детей школьного возраста 10–12 лет.

Похожие статьи

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников...

На констатирующем этапе был определен уровень развития чувства ритма и координации в двух группах детей 4-х и 5–6 лет. На формирующем этапе проводилась серия занятий по развитию чувства ритма и координации.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных...

Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Исторический ракурс возникновения теории методики развития...

Программы и правил соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики. Программа I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций, которые не содержали в себе сложных по манипуляции и координации, насыщенных движений.

Экспериментальная работа по формированию координационных...

– комплексное исследование двигательного развития детей, на основе работ В. И. Ляха, включающее изучение состояния: общей моторики (основных движений), ручной и пальцевой моторики, мимической и артикуляторной моторики [2].

План-конспект открытого занятия по хореографии...

Цель: Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с танцем посредством изобразительного творчества, танцевального движения. Основные задачи

Комплексный подход к развитию координационных способностей...

Пытаясь осознать мышечные напряжения и расслабления во время упражнений на релаксацию, дети учатся управлять движениями и эмоциями. Занятия ритмикой способствуют развитию согласованности и координации движений, гибкости, пластичности.

Методика обучения основным видам движения по физкультуре...

Для этого необходимо прижать подбородок к груди, поднять прямые ноги назад вверх. Нужно подхватить ноги во время подъема. партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг и другие поддерживающие средства).

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Объектом исследования являются учащиеся 10–12 лет в количестве 10 человек, родители учащихся. Предметом исследования является методика развития координационных способностей (способности к равновесию) у детей школьного возраста 10–12 лет.

Задать вопрос