Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.10.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Батталова, Г. М. Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака / Г. М. Батталова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106584/ (дата обращения: 10.05.2024).



Школьный музей — это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще — первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка. Школьный музей является одним из замечательных и уникальных явлений отечественной системы образования, который играет большое значение в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения.

История школьного музея боевой славы «Сокол» начинается с музейного уголка в кабинете истории. Основателем музея принято считать Юсупову Альмиру Султановну, учителя истории МАОУ «СОШ № 1». Альмира Султановна 15 лет являлась бессменным руководителем школьного музея. Первое заседание совета музея состоялось в апреле 1986 года. В 1989 году комната боевой славы школы официально приобрел статус музея.

Первым председателем совета музея «Сокол» являлся Красиков Борис Сергеевич — ветеран Великой Отечественной войны. Он принимал активное участие в жизни школьного музея, организовывал встречи ветеранов войны и тружеников тыла микрорайона «Курчатовский».

С 1981 г. по 1989 г. на базе музея работал военно-патриотический клуб «Гвардеец».

Музей постоянно развивается. Со дня своего основания музей не прекращает работу, получая всеобщее признание. На данный момент музей боевой славы «Сокол» насчитывает более 314 экспонатов в основном фонде. Научно-вспомогательный фонд музея составляют 204 материала. На базе школьного музея «Сокол» работает кружок гражданско-патриотического направления «Патриот». Тематика экспозиций школьного музея разнообразна: «Ветераны школы», «Они сражались за Родину», «Небесные ястребы», «Страницы истории школы», «Руководители школы», «Сердце отдаю детям», «Помнит мир спасенный», «Школьные годы чудесные», «История открытия музея», «Пантелькин А. А. герой Советского Союза», «Стерлитамак и стерлитамаковцы во время войны», «Великая Отечественная война».

Образовательные области, в рамках которых ведётся работа в музее, охватывают такие предметы и учебные программы, как обществознание, история Отечества, всемирная история, основы безопасности жизнедеятельности, включая Основы военной службы, литература, искусство, иностранные языки и другие. По широте охвата содержания работы, музей является межпредметным. Это свидетельство постоянно действующей интеграции в учебно-воспитательном процессе школы с позиции музея.

В музее насчитывается более 200 единиц документов и материалов основного фонда и столько же вспомогательного, которые используются как иллюстративный и вспомогательный материал для углублённого изучения учащимися учебных предметов.

Основными целевыми установками в работе музея являются:

— расширение образовательного пространства, совершенствование обучения средствами дополнительного образования;

— формирование исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

— развитие познавательных интересов и способностей детей;

— гражданско-патриотическое воспитание учащихся;

— развитие социальной активности и творческой инициативы ребят в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

— овладение практическими навыками поисковой проектной и исследовательской деятельности;

— активного освоения учащимися историко-культурной среды;

— развитие детского и молодёжного самоуправления.

К основным формам использования музея в учебном процессе следует отнести:

— использование экспозиции и фондов музея на уроках ОБЖ, истории и обществознания;

— проведение уроков или фрагментов уроков по указанным предметам непосредственно в музее;

— уроки мужества;

— тематические экскурсии;

— подготовка исследовательских проектов по тематике музея;

— подготовка и реализация коллективных проектов, посвящённых знаменательным датам отечественной истории (торжественные утренники, круглые столы и другие);

— выступления членов совета музея перед учащимися с подготовленными сценариями, представляемыми на конкурсах школьных музеев города;

— подготовка на информационной базе музея стендов, выставок, газет.

Уроки по учебной программе строятся на основе использования музейных предметов, документов, находящихся в экспозиции музея, исследовательских работ самих учащихся, рассказа учителя как непосредственного свидетеля конкретных исторических событий. Практически по всем темам учебных дисциплин в музее имеются экспонаты дополняющие, а иногда и усиливающие программную тематику учебных предметов.

В экспозиции музея широкий спектр материалов по Великой Отечественной войне. В учебнике истории Отечества скупые строчки об этом периоде не всегда вызывают чувства учащихся. На помощь приходят документы музея. Именно экспозиционные документы создают эмоционально-насыщенный образ времени, передают дух эпохи, они дают возможность знакомиться с мыслями и чувствами реальных людей того времени. Это такие экспонаты как письма с фронта, брошюра «Памятка партизана», полевая сумка, солдатский котелок, кобура от пистолета, бинокль, краги и многие другие.

Действенной формой обучения и воспитания обучаемых являются уроки мужества, которые проводятся регулярно с учащимися всех ступеней обучения и, как правило, посвящаются конкретным знаменательным датам военной истории России, подвигам Героев Отечества. Особенностью уроков мужества является то, что наряду с рассказами о подвигах известных героев России прошлого и настоящего, осуществляется органическая связь с духовной сферой общества, со школой, её учителями, а самое главное — с ветеранами, т. е. осуществляется преемственность поколений.

Участие обучаемых в проектно-исследовательской деятельности можно рассматривать как углублённое изучение отдельной проблемы в рамках того или иного предмета, а так же, как процесс их самовоспитания, под руководством учителя. При некоторых важных темах исследования вполне возможен метод совместной проработки проблемы учителем и учеником. Творческая, исследовательская работа школьников помогает им развивать логическое мышление, лучше понимать закономерности исторического процесса, совершенствует их познавательную деятельность, вырабатывает умение поиска и обработки исторических фактов из разнообразных источников.

Постановка задачи улучшения качества успеваемости учащихся потребовала изменить с нашей стороны понятие «творческая работа ученика». Мы отошли от реферативного понятия к понятию «научная, исследовательская работа». Главной причиной этому послужило то, что для пополнения экспозиции музея требовались не рефераты, а исследования, результатами которых были бы новые знания, доисследования фондов музея. Такие проекты требовали серьёзного подхода со стороны учащихся и научного руководителя.

Основные требования к таким работам заключаются в следующем:

— форма и содержание работы должны соответствовать научному исследованию (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, определение цели и задачи, сил и средств, научные методы исследования);

— обязательно должны быть теоретические выводы (новые знания) на основе использования научных методов познания;

— исследование должно в любом случае заканчиваться практическими рекомендациями (общественная значимость);

— реализация проекта.

За время существования музея учащимися подготовлено около двух десятков исследовательских проектов на основе хранящихся в фондах документов и материалов. Большинство из них посвящались периоду Великой Отечественной войны.

Несколько слов о реализации исследований учащихся. В своей педагогической деятельности и, в частности, в руководстве кружком «Патриот», автор кроме всех имеющихся методологических требований, руководствуется положениями «Конвенции о правах ребёнка» (1989), в плане того, что ребёнок имеет право искать и распространять любую, не запрещённую законом информацию, а также право на уважение своего мнения.

Мы считаем результатами работы по гражданско-патриотическому воспитанию не многочисленные дипломы и грамоты по музейной работе, не количество проведённых мероприятий, а их эффективность и действенность.

Под результатами мы понимаем изменение сознания учащихся до содержательной стороны патриотизма, воздействие на обучаемых всеми имеющимися средствами, формами, методами и средствами воспитания в процессе учёбы, с целью привития им высоких моральных и волевых качеств, которые позволили бы им добиваться положительных результатов в учёбе, быть дисциплинированными, ответственными, социально активными членами нашего общества, занять достойное место в жизни.

Поэтому мы с удовлетворением отмечаем, что у ребят растёт и развивается интерес к отечественной истории, как важной составной части гуманитарного знания, в целом, к получению образования и правильного выбора будущей профессии.

Музей осуществляет связь с научными и государственными учреждениями, общественными организациями: советом ветеранов Афганистана и Чеченских компаний, всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы». Ежемесячно на базе музея проводятся различные мероприятия. Выставка исследовательских работ «Мой дед — участник Великой Отечественной войны». Выставка экспозиций, в холле школы посвященной прорыву блокады Ленинграда (книги, исследовательские работы), «Вечный подвиг народа в СМИ» выставка вырезок из газет, журналов об участниках ВОВ, тружениках тыла, героях Советского Союза. Выставка экспозиций, посвященной Дню освобождения узников немецких концлагерей (воспоминания узников, фоторепродукции, описание концлагерей). А также проводятся экскурсии по темам: «Ради жизни на земле», «Пусть поколения помнят», «Небесные ястребы», «Вспомним тех, кто легендой овеян», «Они сражались за Родину».

Благодаря школьному музею боевой славы «Сокол», появляется возможность творчески и интересно подходить к изучению множества тем уроков. Такие уроки являются существенным дополнением к школьной программе.

Литература:

1. Военно-патриотический клуб «Гвардеец», 1989.

2. Отчет о проделанной работе (работа кружка «Гвардеец»), 1989.

3. Они вернулись с победой. Списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Том 10 — Уфа: Ки- тап, 2004.

4. На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. Выпуск десятый. — М.: Воениздат, 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, Великая Отечественная война, музей, боевая слава, баз музея, выставка экспозиций, основа использования, основной фонд, отечественная история, Советский Союз.


Похожие статьи

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Наш Музей Боевой Славы посвящен боевому пути Первой Гвардейской Армии в годы Великой Отечественной войны. В нем собран материал о командующих Первой Гвардейской, о дивизиях, входящих в состав Армии.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Основные задачи музея: 1. Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

Хакасский областной музей в годы Великой Отечественной войны

 История Хакасского областного музея (ныне Хакасский республиканский краеведческий музей) началась 17 декабря 1928 года, с основанием по решению Хакасского облисполкома [1, С. 178] Хакасского общества краеведения в селе Усть-Абаканском.

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках...

Особое место в этом ряду с точки зрения организации учебного процесса школы № 98 Санкт-Петербурга и в преподавании предмета «История» принадлежит музею «Из истории Волховского фронта».

Патриотическое воспитание школьников на основе...

Рассмотрены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея. Предложена примерная тематика учебных филуменистических коллекций.

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания...

В 1977 году Вышневолоцкий музей становится филиалом Тверского государственного объединенного музея [3]. Был образован общий фонд, что увеличило информативные, экспозиционные и экскурсионные возможности музея.

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Музей работает по 3-м основным направлениям: 1) изучение военной истории. В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны.

Из истории создания и развития Музея Краснознамённого...

Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей).

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Библиографическое описание: Коноваленко, Е. А. Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода) / Е. А. Коноваленко.

Похожие статьи

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Наш Музей Боевой Славы посвящен боевому пути Первой Гвардейской Армии в годы Великой Отечественной войны. В нем собран материал о командующих Первой Гвардейской, о дивизиях, входящих в состав Армии.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Основные задачи музея: 1. Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

Хакасский областной музей в годы Великой Отечественной войны

 История Хакасского областного музея (ныне Хакасский республиканский краеведческий музей) началась 17 декабря 1928 года, с основанием по решению Хакасского облисполкома [1, С. 178] Хакасского общества краеведения в селе Усть-Абаканском.

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках...

Особое место в этом ряду с точки зрения организации учебного процесса школы № 98 Санкт-Петербурга и в преподавании предмета «История» принадлежит музею «Из истории Волховского фронта».

Патриотическое воспитание школьников на основе...

Рассмотрены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея. Предложена примерная тематика учебных филуменистических коллекций.

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания...

В 1977 году Вышневолоцкий музей становится филиалом Тверского государственного объединенного музея [3]. Был образован общий фонд, что увеличило информативные, экспозиционные и экскурсионные возможности музея.

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Музей работает по 3-м основным направлениям: 1) изучение военной истории. В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны.

Из истории создания и развития Музея Краснознамённого...

Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей).

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Библиографическое описание: Коноваленко, Е. А. Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода) / Е. А. Коноваленко.

Задать вопрос