Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 08.10.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Комарова, О. Ю. Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике / О. Ю. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 306-309. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106513/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Ключевые слова : дети, БОС-терапия, энурез.

БОС-методы позволяют работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма — нервной, иммунной и гуморальной. В настоящий момент разработаны и применяются БОС-методы в лечении болезни Рейно, бронхиальной астмы, энцефалопатии, эректильных дисфункций, недержания мочи у взрослых и детей.

Согласно рекомендациям Европейского общества по проблемам удержания мочи у детей (ICCS) БОС-терапия является базовым методом для лечения расстройств мочеиспускания любого генеза у детей старше 5 лет.

Суть метода состоит в тренировке мышц ректального и уретрального сфинктеров и мышц тазового дна посредством их электрической стимуляции или произвольных сокращений. Посредством регистрации биоэлектрической активности указанных мышц, представленной в виде наглядных графических объектов, возможна обратная связь в виде цепи событий: произвольное сокращение — пропорциональное изменение графической информации — дозированное усиление или ослабление сокращения для достижения заданного уровня эффекта. Одновременно электроды, контролирующие сокращения мышц передней брюшной стенки, позволяют дифференцировать собственно работу перианальных мышц и мышц брюшного пресса.

Принцип «физиологического зеркала».

Рис. 1. Принцип «физиологического зеркала».

В процессе лечения одним из важнейших факторов является мотивация, поэтому для тренировки методом БОС у детей в качестве подкрепляющего видеоряда используется набор игровых интерактивных сюжетов, что особенно важно для достижения общей нервно-мышечной релаксации, при которой создаются оптимальные условия для эффективной выработки необходимых центральных программ координированной работы мышц и сфинктерного аппарата.

Немаловажную роль в дальнейшем течении заболевания играет реакция семьи на возникшую проблему. В результате осознания наличия заболевания, нарушения мочеиспускания в частности, взрослые члены семьи формируют определенное отношение к происходящему, которое транслируется ребенку, в результате чего симптоматика обретает смысл и становится значимой для всей семьи. Это находит отражение в стиле родительских отношений и влияет на течение заболевания. [2].

В подготовке к процедуре БОС терапии в условиях лечебного учреждения очень важную роль играет поддержка ребенка ближайшими родственниками и специалистами. Пациент боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В этом случае нужно доступное информирование пациента, ребенку необходимо создать ситуацию чтобы он был спокоен, не испытывал боли.

Процедура БОС-терапии требует активного участия ребенка. Выглядит процедура как компьютерная игра. На ребенка устанавливаются электроды, медработник, производящий процедуру, настраивает параметры ребенка на компьютере — расслабление и напряжение. Во время процедуры ребенку приходится по команде компьютера расслаблять мышцы ректального и уретрального сфинктеров и мышц тазового дна. Например, в программе Urostym / игра «Феечка», пациент управляет Феей таким образом: если пчелки летят внизу экрана, расслабляясь пациент опускает Фею вниз, а она превращает пчел в розовых бабочек; если пчелки летят наверху экрана, то напрягая тренируемые мышцы, пациент направляет Феечку вверх. Чем ребенок более быстро и ловко играет, тем больше он набирает очков. Набранные пациентами очки можно сравнивать между пациентами, появляется дух соревнования между собой. Этот подход срабатывает для пациентов любого возраста. Дети с удовольствием спрашивают, в какую игру сегодня играем, и по окончании процедуры сравнивают, кто сколько очков заработал.

Дети, страдающие энурезом, энкопрезом, дети с нейрогенным мочевым пузырем очень ранимы, поэтому работа с ними требует особой деликатности и уважения. Это пациенты, имеющие врожденные пороки развития, дети-инвалиды, дети после развода родителей, дети из многодетных семей. Чаще всего параллельно с психосоматическими проявлениями такие дети имеют психологические проблемы и травмы, проблемы с социализацией. Например, как ребенку с энурезом отдыхать в летнем лагере чтобы о его диагнозе не стало известно окружающим его детям? Пациенты БОС-терапии разные: одни очень самостоятельны и находятся в стационаре с 5 лет без сопровождения родителя, других гиперопекают родители. Конечно, идеальна «золотая середина» в заботе со стороны родителей. Главное — это приобретение ребенком навыков самообслуживания, социализации. Особенно это актуально с детьми-инвалидами. Наша задача, как взрослых, поддержать их, приободрить, дать понять, что мы в них верим и у них все получится. Для этого обязательно необходимо отмечать их успехи и не акцентировать внимание на недостатках.

В зависимости от возраста ребенка выстраиваются доверительные отношения, используется методика активного общения и мотивация на процедуру. К каждой возрастной группе существует определенный подход.

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения:

1) внешней мотивации (extrinsic motivation) и соответственно внешне мотивированного поведения (extrinsic motivated behavior);

2) внутренней мотивации (intrinsic motivation) и соответственно внутренне мотивированного поведения (intrinsic motivated behavior).

Внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Формы внешней организации мотивационного процесса (Е. П. Ильин)

Рис. 2. Формы внешней организации мотивационного процесса (Е. П. Ильин)

Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

Дети младшего школьного возраста ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас». Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы. [1].

Так как БОС-терапия проводится повторными курсами, очень важно замотивировать, заинтересовать ребенка, поощрять (хвалить) или журить во время проведения процедуры чтобы было желание работать во время процедуры, возвращаться и лечится.

Детям младшего школьного возраста очень важно чтобы рядом находился близкий человек, который его знает и может найти подход к нему. Это помощник и союзник медицинского персонала. Бывает, что первые процедуры ребенку тяжело управлять героем игры при проведении БОС-терапии, он учится и самое главное, чтобы близкий рядом поощрял и хвалил ребенка при его победах, ни в коем случае не ругал, не угрожал. В таком случае будущие курсы БОС-терапии и дальнейшее лечение пройдут успешно.

В возрасте, называемом переходным, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л. С. Выготский (1984), это существенно изменяет сферу интересов ребенка. Этот процесс проистекает в две фазы. Первая фаза характеризуется как фаза резких колебаний установок, фаза крушения авторитетов. В этой фазе происходит отмирание прежде установившейся системы интересов, вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пренебрежение правилам и общественного поведения.

Вторая фаза — фаза интересов — вначале характеризуется их многообразием. Для этой фазы характерным является также расширение и укрепление общественных связей.

Кроме того, самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. Однако требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Уровень притязаний завышен, что является причиной частых неудач в осуществлении задуманного [1].

Подростки уже понимают для чего и почему им необходимо лечится и в почти 100 % случаев идут на сотрудничество и стараются во время проведения процедур. Единственное исключение — пациенты с психиатрическими диагнозами, в таких случаях на помощь придёт обещание поощрения в виде, например, аскорбинки.

И в заключение — то, на что необходимо обратить внимания родителям.

Если ваш ребенок в возрасте до года (да и позже!) «путает день и ночь», беспокойно спит, реагируя на самые незначительные звуки, кричит по ночам. вскакивая от страха, задумайтесь, почему так происходит, забеспокойтесь, обратитесь к специалисту!

Если ваш ребенок пуглив, «плачет по пустякам», у него плохой аппетит или он крайне избирателен в еде, если он постоянно простужается, а мелкие простуды и нетяжелые болезни (ринит, фарингит, отит) идут «цепочкой», одна за другой; если он бледен, без особой причины утомляем, насторожитесь относительно состояния его нервной системы, проконсультируйтесь с Вашим доктором!

Если ваш ребенок не удерживает мочу ночью и днем (даже если только пятнышки на трусиках), «пачкать трусики, не удерживая кал, не откладывайте визит к врачу!

Не прячьте болезнь от специалистов! В ней нет ничего постыдного для вашей семьи! Не теряйте драгоценное время, помните, «Шила в мешке не утаишь!».

Не наказывайте за болезнь, не унижайте сына (дочь), стыдя его (ее) за «мокрое» и «грязное», снижая тем самым уровень его (ее) самооценки и самоуважения!

Проживайте каждый день вместе со своими детьми: делитесь сними тем, что Вас волнует; спрашивайте их мнение при принятии важных семейных решений; искренне интересуйтесь их делами; помогайте им в разрешении проблем, жертвуя своим временем; беседуйте с ними дома, гуляя в парке, выезжая за город.

Интересуйтесь литературой для родителей, читайте, учитесь, делайте открытия! Родительство — это наука, наука жизни, где роль открытий не менее значима, чем в фундаментальных дисциплинах. Привносите в то, к чему научила Вас семья, в которой Вы воспитывались. открытое лично Вами, как уже родителями «светлое, разумное, вечное», чтобы Ваши дети были счастливее Вас, непременным условием чего является здоровье, особенно психическое [3].

Литература:

  1. Гроголева, О. Ю. Психология мотивации: учебное пособие — Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2015.
  2. Длина В. В., Гусева Н. Б., Моисеев А. Б., Морозов С. Л. Метод биологической обратной связи в педиатрической практике: Руководство для врачей/под редакцией — М.: «Оверлей», 2019 г. — ….с.ил.
  3. Фесенко Ю. А. Возрастная физиология и психофизиология: энурез и энкопрез у детей. — Москва, Юрайт 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ваш ребенок, пациент, ICCS, внешняя мотивация, время процедуры, младший школьный возраст, половое созревание, тазовое дно, уретральный сфинктер.


Ключевые слова

дети, энурез, БОС-терапия

Похожие статьи

Преждевременное половое развитие у мальчиков

Чаще всего, преждевременное половое созревание у мальчиков является врожденной наследственной чертой [5]. Патологией раннее половое созревание может считаться только в том случае, когда у ребенка нарушен процесс гипофиза.

Выбор метода коррекции послеоперационной анальной...

Пролечен 61 больной в возрасте от 3 до 14 лет с диагнозом послеоперационная анальная инконтиненция (АИ). Гелевая пластика анального канала у больных с послеоперационной АИ является методом выбора и является альтернативой реконструктивно-пластическим...

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного...

Встречаются дети, темп развития которых ускорен, и по уровню биологической зрелости они опережаюткалендарный возраст: по И. А. Аршавскому реализуется принцип избыточного анаболизма [19].

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования...

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием.

Развитие у школьников мотивации к учению

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено исследование, которое проводилось на базе МБОУ “СШ № 2 — многопрофильная” г. Нижневартовска в следующих классах

Учебная мотивация младших школьников

учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, познавательный интерес, учитель, младший школьный возраст, мотив, отметка, становление личности.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол. Пол состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального.

Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой...

Выявить отношение детей с задержкой психического развития к школе, процессу учения и его эмоциональную реакцию на школу в целом, можно с помощью методики Н. Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» [8].

Результаты опроса «Половое воспитание в России»

Большая часть опрошенных (31,8 %) считают, что половое образование стоит начинать с начальной школы; далее 27 % и 26,6 % считают подходящий возраст детского сада и с началом подросткового возраста, соответственно.

Похожие статьи

Преждевременное половое развитие у мальчиков

Чаще всего, преждевременное половое созревание у мальчиков является врожденной наследственной чертой [5]. Патологией раннее половое созревание может считаться только в том случае, когда у ребенка нарушен процесс гипофиза.

Выбор метода коррекции послеоперационной анальной...

Пролечен 61 больной в возрасте от 3 до 14 лет с диагнозом послеоперационная анальная инконтиненция (АИ). Гелевая пластика анального канала у больных с послеоперационной АИ является методом выбора и является альтернативой реконструктивно-пластическим...

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного...

Встречаются дети, темп развития которых ускорен, и по уровню биологической зрелости они опережаюткалендарный возраст: по И. А. Аршавскому реализуется принцип избыточного анаболизма [19].

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования...

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием.

Развитие у школьников мотивации к учению

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено исследование, которое проводилось на базе МБОУ “СШ № 2 — многопрофильная” г. Нижневартовска в следующих классах

Учебная мотивация младших школьников

учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, познавательный интерес, учитель, младший школьный возраст, мотив, отметка, становление личности.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол. Пол состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального.

Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой...

Выявить отношение детей с задержкой психического развития к школе, процессу учения и его эмоциональную реакцию на школу в целом, можно с помощью методики Н. Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» [8].

Результаты опроса «Половое воспитание в России»

Большая часть опрошенных (31,8 %) считают, что половое образование стоит начинать с начальной школы; далее 27 % и 26,6 % считают подходящий возраст детского сада и с началом подросткового возраста, соответственно.

Задать вопрос