Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, О. В. Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий / О. В. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106390/ (дата обращения: 11.05.2024).



На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Обучение детей Правилам дорожного движения занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья — одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что удетей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей , отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста . Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентирования в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

С каждым годом количество автомобилей на дорогах увеличивается. Это становится причиной проблем безопасности не только дорожного движения, но и безопасности поведения пешеходов. Важную роль в ее обеспечении играет формирование навыков безопасного поведения на дорогах, прежде всего, у детей дошкольного возраста. Данный процесс может быть осуществлен через дидактические игры и пособия, которые позволяют детям в доступной форме усвоить правила дорожного движения и научиться их применять в реальной жизни.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Целью обучения является формирование у ребенка навыков безопасного поведения на дороге, а также получение знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

Задачи обучения включают в себя:

Знакомство с основными понятиями и терминами дорожного движения;

Обучение детей правилам перехода улицы, посадки и высадки из транспорта;

Формирование знаний о дорожных знаках и их значении;

Развитие качеств, необходимых для безопасного движения.

Для обучения детей основам безопасности можно использовать различные дидактические пособия и игры. Вот некоторые из них:

настольные игры, например, «Дорожное движение», «Перекресток»; «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Наша улица»;

пазлы и головоломки на тему дорожного движения; раскраски с изображением дорожных знаков и ситуаций на дороге; квесты по ПДД;

мнемотаблицы; игры ходилки с правилами; моделирование 3Д-ручкой дорожных знаков; куб «Мы и дорога»; раскрась автомобиль из глины.

Обучение безопасности на дороге должно проводиться в несколько этапов:

  1. Знакомство с основными понятиями. На этом этапе дети знакомятся с такими понятиями, как «пешеход», «водитель», «дорога», «перекресток» и т. д. Иллюстративным материалом могут послужить игровые модели дорожных знаков, картинки, настольные игры.
  2. Изучение правил перехода улицы. На данном этапе дети узнают о том, как правильно переходить улицу, какие знаки и сигналы светофора разрешают переход. Изучение этого материала может происходить в игровой форме — через настольные игры и пазлы, на которых изображены различные ситуации на дороге.
  3. Изучение дорожных знаков. На этом этапе ребенок узнает о различных дорожных знаках, их назначении и правилах поведения на дороге в соответствии с этими знаками. Для этого используются раскраски, игровые модели дорожных знаков настольные и подвижные игры, целью которых является приобретение ребенком умения определять, какой знак изображен на картинке и как он называется.

На последнем этапе дети применяют полученные знания на практике, играя в ролевые подвижные игры, в которых они выступают в роли водителей или пешеходов. Это помогает им лучше усвоить правила и научиться применять их в реальных ситуациях.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать её целям и задачам. Это во многом определяет эффективно осуществляется в игровой форме. Обучая ребёнка правилам дорожного движения, взрослый должен сам чётко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребёнком. От того, как взрослые сумеют научить ребёнка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации, порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Содержание игры должно быть продуманным и отвечать её целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному движению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.

Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей действительности, освоить социальные нормы и смыслы человеческих отношений.

Самоконтроль, механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности; является одним из новообразований старшего дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин).

Таким образом, использование дидактических игр и пособий является эффективным способом формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности поведения на дороге. Разнообразный формат обучающего материала помогает детям усвоить основные правила дорожного движения, научиться распознавать дорожные знаки и применять полученные знания в реальных ситуациях на дороге.

За период работы в практикуемой мною системе я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года .

Результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною системы работы.

Я с уверенностью могу сказать, что у детей, а также и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения . Удетей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам уровень знаний детей значительно повысился.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по ПДД. Я буду продолжать работу в этом направлении , т. к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге .

Уберечь ребенка от беды на дорогах — долг нас, взрослых!

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, игра, ребенок, безопасное поведение, дорога, знак, дошкольный возраст, обучение детей, правило, дидактическая игра.


Похожие статьи

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Самое главное заинтересовать детей в применении этих правил. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте, конечно игра. Через игру ребенок узнает новую информацию, переживает ее, усваивает, и делится с другими.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада...

Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра как форма обучения детейсодержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Особенности организации работы с дошкольниками по...

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Главным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игра. Игра представляет самовыражение ребенка, средство его совершенствования, что в свою очередь имеет большое значение для воспитания и формирования личности у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через... Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых...

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например, для детей 5–6 лет подготовлены такие презентации, как

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Похожие статьи

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Самое главное заинтересовать детей в применении этих правил. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте, конечно игра. Через игру ребенок узнает новую информацию, переживает ее, усваивает, и делится с другими.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада...

Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра как форма обучения детейсодержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Особенности организации работы с дошкольниками по...

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Главным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игра. Игра представляет самовыражение ребенка, средство его совершенствования, что в свою очередь имеет большое значение для воспитания и формирования личности у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через... Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст.

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения...

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых...

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например, для детей 5–6 лет подготовлены такие презентации, как

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задать вопрос