Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.10.2023

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Андреева, З. А. Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы / З. А. Андреева, А. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106301/ (дата обращения: 13.05.2024).



В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут оопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельности профориентационной работы является мастер-класс, так как подразумевает обучающий тренинг-семинар, при котором происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам. Поэтому по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» для презентации специфики работы монтера была выбрана данная технология. В заключении статьи приведен план-конспект мастер-класса и критерии оценивания результатов.

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей профессии. Эта проблема является достаточно сложной для учеников, которые не определились с будущей специальностью. Для учащихся вопросы профориентации актуальны и знакомы, но с какой стороны подойти к решению, далеко не все представляют. Поэтому школы и профессиональные образовательные учреждения могут совместно разработать ряд мероприятий, которые будут способствовать самоопределению учащихся.

В общеобразовательных учреждениях профориентационная работа ведется нацелено на выбор конкретной профессии каждым учеником или с целью формирования универсальных качеств (общих компетенций), позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный выбор профессии.

Профориентационная работа является системой учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о будущей профессии.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе и в профессиональных образовательных учреждениях приносит большую пользу тогда, когда привлечен весь педагогический коллектив и работодатели.

В нашем техникуме профориентационная работа проводится под ответственностью руководителя центра содействия трудоустройства выпускников, ответственного секретаря приемной комиссии, преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Формы деятельности профориентационной работы в техникуме:

— дни открытых дверей; презентация профессий, специальностей; выставки; экскурсии;

— мастер-классы, тренинги;

— поддержка страницы по профориентации на сайте техникума;

— видеоролики, виртуальные экскурсии по техникуму;

— выезд профориентаторов в школы близлежащих районов;

— профориентационный проект «Билет в будущее»;

— сотрудничество с работодателями, проведение совместных мероприятий, взаимодействие с социальными партнерами.

Для того, чтобы качественно проводилась профориентационная работа в нашем техникуме действует проект «Транспортная школа». В рамках данного проекта проводятся различные мероприятия: профпробы, мастер-классы, экскурсии, встречи с выпускниками техникума, которые успешно работают по своей специальности. Также с нового учебного года планируется открытие железнодорожного класса, который будет проходить в форме элективного курса.

На наш взгляд, самой эффективной формой проведения профориентационной работы является мастер-класс. Так как мастер-класс представляет собой тренинг-семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения интереса школьников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-классы проводят все преподаватели специальных дисциплин для школьников, которые приезжают для ознакомления со специальностями, материально-технической базой, особенностями проведения занятий.

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса: «Рабочая профессия — монтер пути»

Цель : Ознакомление с профессией монтера пути

Задачи :

1) Демонстрация преподавателем конструкции и отдельных элементов верхнего строения пути;

2) Наглядный показ последовательности действий при выполнении работ в качестве монтера пути.

План проведения мастер-класса:

1. Вступительная часть, где даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

2. Основная демонстрационная часть;

3. Разделение по командам из 3–4 обучающихся;

4. Выполнение заданий, связанных с профессией монтера пути;

5. Взаимопроверка обучающимися выполненных заданий;

6. Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;

7. Подведение итогов руководителем мастер-класса.

I Этап «Верхнее строение пути»

Верхнее строение пути служит для направления движения подвижного состава, восприятия силовых воздействий от его колес и передачи их на нижнее строение.

Верхнее строение пути представляет собой комплексную конструкцию, включающую балластный слой, шпалы, рельсы и рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, мостовые и переводные брусья [2 с.62].

Задание : Викторина «Железнодорожный путь»

  1. Назовите основные элементы верхнего строения пути ( ответ : рельсы, шпалы, балластный слой, рельсовые скрепления);
  2. Какие виды шпал вы знаете? ( ответ : железобетонные, деревянные);
  3. Чем скрепляют рельсы к деревянным шпалам? ( ответ : костылями);
  4. С помощью чего скрепляют рельсы между собой? ( ответ : накладками, болтами, гайками, шайбами);
  5. Какие материалы применяют в качестве балласта? ( ответ : щебень, гравий, песчано-гравийная смесь).

II этап «Сигнальные знаки»

Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ, подлежащий безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала [2 с.135]. Визуальные (видимые) сигналы подаются сигнальными приборами железнодорожного транспорта (светофорами, локомотивными светофорами (устройствами индикации локомотивных устройств безопасности), семафорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и сигнальными знаками) [3 с.94].

Задание : Установите соответствие между знаками и их названиями

Таблица 1

Сигнальные знаки на железнодорожном транспорте

Сигнальные знаки

Наименования

Путевой сигнальный знак Сигнал остановки, купить по низкой цене в Москве

А.

Переносные сигналы «Уменьшение скорости»

Знаки путевые и сигнальные железных дорог - Каталог знаков и плакатов безопасности. ООО Электро-Стандарт

Б.

Сигнал остановки

Железнодорожные путевые знаки. Виды и описание, 03.09.2019 – «ГАСЗНАК», Москва

В.

Сигнальные знаки «начало опасного места» и «конец опасного места»

Железнодорожные путевые сигнальные жд знаки ГОСТ 8442-65

Г.

Сигнальный знак «о подаче свистка»

Запишите ответы в данной таблице

1

2

3

4

Правильный ответ : 1-Б; 2-А;3-Г; 4-В

III этап «Путевые шаблоны»

Проверка ширины рельсовой колеи и уровня производится по ходу осмотра выборочно шаблоном типа ЦУП [1 с.123]. Штангенциркуль предназначен для измерения геометрических параметров элементов верхнего строения пути.

Оборудования : шаблон путеизмерительный ПШ1520, штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец», рельс Р 65

Измеряемые параметры :

  1. ширина колеи;
  2. уровень рельсовых нитей;
  3. высота рельса Р65;
  4. ширина головки рельса Р65.

Задание : При помощи путевых шаблонов измерьте геометрические параметры верхнего строения пути

Таблица 2

Практические задания

п/п

Задание

Изображение

Ответ

1

С помощью данного шаблона измерьте ширину колеи и запишите результат

Путевой шаблон устанавливают, как показано на рисунке 1.

Шаблон путеизмерительный ПШ1520

Рис. 1 Шаблон путеизмерительный ПШ1520

Для измерения ширины колеи считать показания против стрелки

по шкале рис. 2

Шкала измерения

Рис. 2 Шкала измерения

2

С помощью данного шаблона измерьте уровень рельсовых нитей и запишите результат

Необходимо поворачивать диск шкалы возвышения шаблона до тех пор, пока пузырек ампулы не встанет между средними штрихами ампулы рис. 3

Уровень

Рис. 3 Уровень

3

При помощи штангенциркуля измерьте высоту рельса Р65

Установите штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец» на измеряемый рельс, как показано на рис. 4, подведите рамку большую до упора измерительного наконечника в головку рельса и закрепите рамку зажимны устройством.

Измерение высоты рельса

Рис. 4 Измерение высоты рельса

4

Используя штангенциркуль, измерьте ширину головки рельса Р65

Установите штангенциркуль ПШВ «Путеец» на головку рельса так (рис. 5), чтобы измерительная поверхность движка касалась поверхностикатания головки, а штанга направлена внутрь наконечников. Сведите губки штангенциркуля до касания измерительныеми наконечниками головки рельса и закрепите положение зажимным устройством

Рис. Измерение головки рельса

Результат: количество правильных ответов, вовлеченность в работу всей команды.

Наибольшее количество правильных ответов означает заинтересованность школьников к профессии монтера пути.

После проведения мастер-класса обучающимися были проведены самоанализы для выявления удачных и менее удачных этапов, чтобы затем внести в содержание и форму проведения коррективы.

Для определения эффективности, подготовки и проведения мастер-класса использованы следующие критерии: презентативность, мотивированность и последовательность.

Литература:

  1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» № 2288р от 14.11.2016
  2. Общий курс железных дорог: учеб. пособие для студентов 2 курса / Т. В. Бахтина. — Волгоград: ВТЖТ — филиал ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. — 224 с.
  3. ПТЭ ЖД РФ 2022 — Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России № 250 от 23.06.2022. — 523 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, верхнее строение пути, железнодорожный транспорт, ответ, профессия монтера пути, III, балластный слой, будущая специальность, высота рельса, опасное место.


Похожие статьи

Железнодорожные шпалы: настоящее и будущее

Задача такого робота за короткое время выполнить дозировку балласта, предварительно выгруженного вдоль пути; срезать балласт у торцов шпал; сделать планировку откосов и междупутных зон призмы; поднять путевые решетки на формируемый балластный слой.

Применение участковой системы содержания пути в путевом...

Путевое хозяйство — важная составная часть железнодорожного транспорта. Основной задачей путевого хозяйства являются текущее содержание и ремонт железнодорожного пути.

Геодезический мониторинг земляного полотна железнодорожных...

Земляное полотно является несущей конструкцией железнодорожного пути, воспринимая статические нагрузки от верхнего строения пути и динамические от подвижного состава, оно должно упруго передавать их на основание.

Реализация программы по ранней профориентации на...

В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью..

Исследование зависимости получения травмы работниками...

В 10 — 55 мест вр, проезжая мимо модуля КТСМ на электропоезде, электромеханик ШЧ Кемерово Богданов О.Л, выбросил из окна вагона связку из 4 металлических штырей и держатели в обертке, травмировав монтера пути Засухина Е.А. в левую ногу, упавшим штырем.

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Теоретические и методические основы опыта подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта в исследуемый период играют особенно важную роль, однако практически не освещены в педагогической литературе.

Методы экономии затрат в путевом комплексе на...

Шпала (от нидерл. spalk — подпорка) — это опора для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей...

Возможные пути развития железнодорожного транспорта

Исходя из вышеуказанного определения, можно сделать вывод о том, что фантастические варианты с летающими или плавающими в любых направлениях поездами не могут относиться к ж/д транспорту, поскольку не имеют рельсов.

Обеспечение безопасной работы в путевом хозяйстве с учетом...

Дистанции пути, относящиеся к дирекции инфраструктуры имеют на своих территориях ОПО (зона железнодорожного пути), а также рабочие места, с классом условий труда 3 (вредным различной степени).

Класс по риску причинения вреда здоровью для рабочих путевой части следует устанавливать по наиболее опасному виду деятельности.

III класс опасности.

Похожие статьи

Железнодорожные шпалы: настоящее и будущее

Задача такого робота за короткое время выполнить дозировку балласта, предварительно выгруженного вдоль пути; срезать балласт у торцов шпал; сделать планировку откосов и междупутных зон призмы; поднять путевые решетки на формируемый балластный слой.

Применение участковой системы содержания пути в путевом...

Путевое хозяйство — важная составная часть железнодорожного транспорта. Основной задачей путевого хозяйства являются текущее содержание и ремонт железнодорожного пути.

Геодезический мониторинг земляного полотна железнодорожных...

Земляное полотно является несущей конструкцией железнодорожного пути, воспринимая статические нагрузки от верхнего строения пути и динамические от подвижного состава, оно должно упруго передавать их на основание.

Реализация программы по ранней профориентации на...

В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью..

Исследование зависимости получения травмы работниками...

В 10 — 55 мест вр, проезжая мимо модуля КТСМ на электропоезде, электромеханик ШЧ Кемерово Богданов О.Л, выбросил из окна вагона связку из 4 металлических штырей и держатели в обертке, травмировав монтера пути Засухина Е.А. в левую ногу, упавшим штырем.

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Теоретические и методические основы опыта подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта в исследуемый период играют особенно важную роль, однако практически не освещены в педагогической литературе.

Методы экономии затрат в путевом комплексе на...

Шпала (от нидерл. spalk — подпорка) — это опора для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей...

Возможные пути развития железнодорожного транспорта

Исходя из вышеуказанного определения, можно сделать вывод о том, что фантастические варианты с летающими или плавающими в любых направлениях поездами не могут относиться к ж/д транспорту, поскольку не имеют рельсов.

Обеспечение безопасной работы в путевом хозяйстве с учетом...

Дистанции пути, относящиеся к дирекции инфраструктуры имеют на своих территориях ОПО (зона железнодорожного пути), а также рабочие места, с классом условий труда 3 (вредным различной степени).

Класс по риску причинения вреда здоровью для рабочих путевой части следует устанавливать по наиболее опасному виду деятельности.

III класс опасности.

Задать вопрос