Действие частного и публичного права в Российской государственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.09.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Захария, О. Г. Действие частного и публичного права в Российской государственности / О. Г. Захария. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106266/ (дата обращения: 13.05.2024).



Лучшее понимание о изучаемом вопросе позволит рассмотрение функционирования и структуры частного и публичного права в обыденном для нас государстве, с известным для нас административно-территориальным устройством, политическим режимом и знакомой формой правления.

Зарождение частного права в России имеет интересную специфику, сложно найти исторические предпосылки к дуализму, профессор Г. Ф. Шершеневич, писал, что в России не было причины к обособлению торгового права, в древней России не было деления на сословия, в следствии чего противоборствующие стороны отстаивали бы свои интересы. Единство гражданского общества долгое время было догмой русского государства.

Первые годы Советской власти ознаменовались нивелированием частных интересов государственными. Был установлен контроль на все экономические отношения. Последствием стало отрицание всего частного, личной неприкосновенности, отказ от принципа в пользу личных интересов государственной власти. Наиболее ярко характер того времени описывает речь Ленина: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Мы допускаем капитализм только государственный... Отсюда — расширить применение государственного вмешательства в «частно-правовые» отношения; расширить право государства отменять «частные» договоры…» [1, c. 398].

Позже, термин «частное право» всеми силами пытались изъять из оборота. Номинально частное право собственности допускало доступ лишь к предметам потребления [2, c. 121]. Тем не мене юристы совершали попытки классифицировать советское право на частное и публичное, под страхом репрессий правоведам пришлось на долгое время закрыть этот вопрос [3, c. 43].

Возвращаясь к нашему времени, следует подметить специфику отраслевого деления права в современном Российском государстве.

Гражданский кодекс наилучший пример отражения влияния частного права, вернее первая и вторая части. И это вовсе не удивительно, так как существование гражданского права основывается на системе децентрализованных диспозитивных решений, содержит объединённое представление о структуре и функциях частного права с публичным. Лицо имеет право беспрепятственно присваивать и отчуждать собственность на основе любого из указанных договоров в законодательстве, заключать договор в зависимости от цели. Отношения собственности необходимы для товарообмена, зарождающегося в период формированием рыночного хозяйства, что невозможного без частной собственности [4, c. 502].

Подсистема самый крупный и значительный элемент в системе по методологическому и структурному статусу. Выделение из подсистемы права её отраслей, затем, вытекающие из отраслей подотрасли и институты лучше позволит понять систему частного и публичного права в России.

Итак, отрасль права — это весь массив норм, регулирующих какую-либо сферу. Отрасли права делаться по регулируемым отношениям в обществе. Всем известное деление отраслей права происходит на частное и публичное, однако это не сами отрасли, а сферы, в которых расположены отрасли права. Отрасли разграничиваются по предмету и методу регулирования: императивный, присущий публичным отношениям (вертикальная система) и диапозитивный метод (горизонтальная система).

Частное или гражданское право действует по диспозитивному методу, в нормах права указаны возможное модели поведения, субъекты находятся на равном положении между собой, допуская автономное правовое регулирование, то есть договоры, способствующие изменению прав и обязанностей. Гражданское, предпринимательское, семейное, земельное, международно-правовое, природоресурсное право составляет комплекс частного права [5, c. 93].

Конституционное, административное, процессуальное, уголовное находиться под сферой публичного права . Преобладают императивные нормы, требующие строго выполнения предписаний закона.

Отраслевой институт трактуется как группа норм, элементы, которой предметно и функционально связаны и осуществляют регулирование отношений общественности. При создании институтов предпочтительно учитывается объективный фактор, а именно изменения и корректировки, происходящие в общественных отношениях [6, c. 95]. Отраслевые институты образуют связующее звено между нормативными актами, отраслями права и общественностью.

Вся система законодательства между собой взаимосвязана, поскольку нельзя задействовать одну правовую норму, не задев другую. Аналогичная система функционирует с отраслевыми институтами, ни один институт частной отрасли не функционирует обособленно от публичной, соответственно и публичная отрасль на прямую не отделена от частной. Следствием этого стало образование межотраслевых институтов : уголовно-правовой комплекс зародился, воссоединив с себе уголовно-процессуальное, исправительно-правовое и уголовное право [7, c. 94].

К институтам частного права относят : право собственности, обязательственное, наследственное, и авторское

Право собственности — установление над вещами хозяйственного господства, позволяющее собственнику самостоятельно определять характер пользования.

Обязательственное право — комплексное правоотношение, то есть обязательство характеризуется наличием нескольких правомочий и обязанностей как на стороне кредитора, так и на стороне должника [8, c. 117].

Наследственное право — переход имущества, основанного на праве собственности, от умершего(наследодателя) к другим лицам (наследникам).

Авторское право — результаты такой интеллектуальной деятельности как произведение.

К институтам публичного права определяют : уголовное право, административное, финансовое, конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, экологическое.

Уголовное право — охрана и проведение превентивных мир от преступлений в сфере собственности, окружающей среды, общественного порядка и безопасности, конституционного строя.

Административное право — право регулирования государственного устройства, системы суда и органов местного самоуправления, правоприменительного, правотворческого процесса, международных отношений. В некотором смысле, право публично-правового регулирования [9, c. 51].

Финансовое право — регулирует общественные в сфере образования, распределения и использования благ в превалирующей степени централизованных начал с жёсткой регламентацией деятельности, но с придатком децентрализации и свободы определения поведения.

Конституционное право — система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, в качестве предмета правового регулирования имеющих отношения, подвергающиеся правовому регулированию.

Задачи уголовного и гражданского процессуальных прав регулировании процесса деятельности участников соответствующих институтов.

Экологическое право — объектом выступает окружающая среда, в которой и происходи регулирование взаимодействия общества и природы.

Остаётся не затронутым важный элемент отраслевого деления права – функции частного и публичного права в Российском государстве.

Частноправовые функции направлены на распределение материальных благ и тем самым на закрепление ресурсов за конкретными субъектами. В отличие от публичного права тут не найти центрального органа, обладающего всеобъемлющим списком полномочий, каждый человек в частном праве обладает автономией воли. Область, имеющая приоритетом частный интерес пользуется особым инструментом — саморегулированием и организацией личной жизни [10, c. 17]. Несомненно государство контролирует эту сферу, для этого декларируются разрешённые действия для граждан и управомоченных органов, в случае нарушения которых предусматривается метод государственно принуждения. Договор в частном праве выступает индивидуальной нормой, может заключаться между субъектами права самостоятельно, предписываться государством специализированному органу, условия договора действуют на заключившие их стороны и не распространяется на остальных. А. П. Сергеев обозначал договор ‒ ядром системы частного права, инструментом, благодаря, которому саморегуляция остаётся допустимой. Договор предмет доказательства автономии и свободоизъвления частных правоотношений.

В осуществление публично-правовых функций государства вовлекаются не только государственные органы, но и общественные институты, в силу закона принимающие определённые обязанности [11, c, 123–127]. Базовая функция — регулирование общественных отношений. Подробнее можно разобрать на примере главы государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации: президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека, выступает координатором действий судебных органов, по обеспечению конституционных прав граждан, выступает органом государственной власти в процессе рассмотрения судебного дела. Это неисчерпывающее доказательство, таким образом, анализируя часть полномочий можно увидеть широту возможностей публичного права по сравнению с частным правом.

Литература:

  1. Ленин В. И. О задачах Наркомюста в условиях новой экономической политики. полн. собр. соч. Т. 44. — С. 398.
  2. Абрамов, Г. Я. Место гражданского права в подсистеме частного права // Новая наука: теоретический и практический взгляд. — Государство и право. — Юридические науки. — 2017. — № 2. — С. 118–125.
  3. Иванова, С. А. Частное и публичное право: вопрос классификации // Правозащитник. — Государство и право. — Юридические науки. — 2013. — № 1. — С. 152–161.
  4. Суханов, Е. А. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. — С. 958.
  5. Рудь, И. Д. Частное и публичное право в современной России // Образовательная система: новации в сфере современного научного знания. — Государство и право. — Юридические науки. — 2019. — С. 91–95.
  6. Малый, А. Ф. Институты права и правовые институты в современном российском праве и особенности их формирования / А. Ф. Малый, С. О. Логунова// Образование и право. — Государство и право. –Юридические науки. — 2021. — № 2. — С. 91–96.
  7. Денисова, А. В. Межотраслевые правовые институты как средство обеспечения системности российского уголовного законодательства // Общество и право. — Право. — 2011. — № 1. — С. 94–98.
  8. Толстой В. С. Исполнение обязательств. — Москва: Юрид. лит., 1973. — 207 с.
  9. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 5-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 567с.
  10. Максименко, С. Т. К вопросу о функции частного права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — Право. — 2013. — № 5. — С. 16–19.
  11. Миронов, А. Л. Публично-правовые функции государства // Вестник Московского университета МВД России. — Право. — 2010. — № 8.– С. 123–127
Основные термины (генерируются автоматически): частное, институт, отношение, отрасль, Россия, государственная власть, долгое время, отраслевое деление, правовое регулирование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Конституционное право — право кратологическое: дискутивные...

В общей системе специальных методов отрасли российского конституционного (кратологического) права нельзя не выделить метод статусного регулирования общественных отношений, на который указывают многие видные российские учёные — юристы [10, С.60–61].

Взаимодействие власти и бизнеса как необходимый элемент...

В данной статье обосновывается необходимость взаимодействия органов власти и бизнес-структур как элемента развития экономической сферы. В статье также рассмотрено взаимодействие власти и бизнеса как форма государственно-частного партнерства.

Место Президента Российской Федерации в системе...

В качестве объекта проведенного исследования выступают конституционные положения, нормативные правовые акты, регулирующие принцип разделения властей в России и место Президента РФ в системе органов государственной власти.

Функции и принципы государственного управления как объекта...

Орган государственной власти является частью государственного механизма, в пределах своей компетенции от имени государства выполняющий его задачи. государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти...

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных...

 Проблемы, связанные с обеспечением скоординированных действий органов исполнительной власти субъектов РФ в управленческой деятельности, являются главнейшей политической задачей для современной Российской Федерации.

Соблюдение принципа разделения властей как основа...

В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения...

Принцип разделения властей как основа организации...

Нижняя палата Федерального Собрания РФГосударственная Дума РФ и представляет собой в полной мере представительный государственный орган, депутаты которого избираются гражданами России сроком на пять лет.

Структура системы права | Статья в сборнике международной...

Отраслевой правовой институт состоит из норм одной отрасли права, и бывает, как указывалось, простым или сложным, когда объединяет несколько простых правовых институтов.

Реализация принципа разделения властей на уровне субъектов...

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Похожие статьи

Конституционное право — право кратологическое: дискутивные...

В общей системе специальных методов отрасли российского конституционного (кратологического) права нельзя не выделить метод статусного регулирования общественных отношений, на который указывают многие видные российские учёные — юристы [10, С.60–61].

Взаимодействие власти и бизнеса как необходимый элемент...

В данной статье обосновывается необходимость взаимодействия органов власти и бизнес-структур как элемента развития экономической сферы. В статье также рассмотрено взаимодействие власти и бизнеса как форма государственно-частного партнерства.

Место Президента Российской Федерации в системе...

В качестве объекта проведенного исследования выступают конституционные положения, нормативные правовые акты, регулирующие принцип разделения властей в России и место Президента РФ в системе органов государственной власти.

Функции и принципы государственного управления как объекта...

Орган государственной власти является частью государственного механизма, в пределах своей компетенции от имени государства выполняющий его задачи. государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти...

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных...

 Проблемы, связанные с обеспечением скоординированных действий органов исполнительной власти субъектов РФ в управленческой деятельности, являются главнейшей политической задачей для современной Российской Федерации.

Соблюдение принципа разделения властей как основа...

В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения...

Принцип разделения властей как основа организации...

Нижняя палата Федерального Собрания РФГосударственная Дума РФ и представляет собой в полной мере представительный государственный орган, депутаты которого избираются гражданами России сроком на пять лет.

Структура системы права | Статья в сборнике международной...

Отраслевой правовой институт состоит из норм одной отрасли права, и бывает, как указывалось, простым или сложным, когда объединяет несколько простых правовых институтов.

Реализация принципа разделения властей на уровне субъектов...

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Задать вопрос