Перспективы развития туристических центров в составе туристско-рекреационного кластера на полуострове Таймыр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.09.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Еремеева, А. Ф. Перспективы развития туристических центров в составе туристско-рекреационного кластера на полуострове Таймыр / А. Ф. Еремеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106256/ (дата обращения: 12.05.2024).



Сегодня внимание общественности все больше привлекает арктический регион. Представление о данной территории как исключительно источнике минеральных ресурсов сменяется трендом на арктический туризм. [1] Формирование и поддержка функционирования туристско-рекреационного кластера (далее ТРК) «Арктический», занимающего территорию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края является одним из приоритетных направлений развития туризма в Арктической зоне Российской Федерации. [2, 3] В статье проведено исследование существующего положения и дана оценка перспективам развития туристических центров в составе ТРК «Арктический». Туристический кластер рассмотрен с точки зрения качества организации архитектурной среды, поскольку это является важным фактором привлекательности территории и критерием освоенности для туризма. Под туристическими центрами автором понимаются объекты, где происходит оказание основных туристических услуг: размещение, питание туристов, проведение досуга и занятие основными видами туристической деятельности.

ТРК «Арктический» обладает ресурсами для развития разнообразных видов туризма:

  1. Экологический туризм — посещение уникальных первозданных природных ландшафтов, наблюдение за дикими животными в их естественной среде обитания. На полуострове Таймыр имеется несколько федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий (наиболее популярная и посещаемая — Путоранский заповедник вблизи Норильска), а также объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
  2. Экстремальный (активный) туризм — занятие активными видами спорта.
  3. Этнокультурный туризм — районы, где можно познакомиться с пятью различными локальными этносами: энцы, эвенки, долгане, нганасаны.
  4. Промышленный туризм — посещение действующий предприятий, знакомство с современным технологическим оборудованием.
  5. Научно-популярный туризм — посещение исследовательских станций с целью приобретения новых знаний о природе, климате, технологиях.
  6. Круизный туризм — посещение заповедников в прибрежной зоне полуострова Таймыр — Большой Арктический заповедник.

Однако при развитии туризма ТРК «Арктический» сталкивается с рядом сложностей:

  1. Проблемы с логистикой, как внешней, так и внутренней, что создает сложности на фоне других конкурирующих и более развитых с точки зрения транспортной системы регионов России и мира (Мурманская область, Аляска). [4] Единственной реальной связью полуострова Таймыр с другими регионами на данный момент является авиасообщение. В Норильске расположен аэропорт, откуда выполняются рейсы в Москву и другие крупные центры страны и регионов. Также сюда можно добраться самолетом через город Хатанга: город принимает рейсы из Красноярска. Регионы с развитым арктическим туризмом имеют большое количество действующих аэропортов, рассчитанных на местные авиалинии и малую авиацию. Гренландия (Дания) 14, Нунавут и Северо-Западные территории (Канада) 25, Аляска (США) более 50. На полуострове Таймыр осталось 3 действующих аэропорта и 10 брошенные взлетно-посадочные полосы.
  2. Полуостров Таймыр имеет обширную береговую территорию, на которой функционирует всего два порта: Дудинка на р. Енисей и Диксон на берегу Карского моря. Порты принимают только торговые и промышленные суда, для пассажирских перевозок не используются. В перспективе возможно развитие круизного сообщение вдоль побережья полуострова Таймыр при условии появления соответствующей туристической инфраструктуры.
  3. Отсутствие туристической инфраструктуры. ООПТ региона не предназначены для принятия туристов, за исключением Путоранского заповедника. Недостаток средств размещения является проблемой как в населенных пунктах, так и на природных территориях региона. [5]

Границы и потенциальные места формирования туристических центров в составе ТРК «Арктический»

Рис. 1. Границы и потенциальные места формирования туристических центров в составе ТРК «Арктический»

4. Строительство на берегах озер вокруг Норильска происходит без какой-либо организации и соблюдений требований законодательства относительно расстояния от воды, оборудования санузлов и безопасности их размещения. Из-за этого происходят значительные изменения во внешнем виде территории, природная красота исчезает, в озера попадают стоки канализации, фактически природа уничтожается, а рекреационный потенциал местности снижается.

В связи с этим, туризм на полуострове Таймыр сейчас ориентирован больше на поток внутри региона, чем на туристов из других частей страны. Туристов на территории кластера по оценке экспертов прибывает не более 5000 в год, при этом 15000 вахтовиков учитываются по статистике в сегменте делового туризма. Поэтому деловой туризм здесь составляет 80 %. Для сравнения 2421 туристов посетили в 2019 г. плато Путорана, в то время как внутренний турпоток (жителей Норильска) на плато Путорана составил 3064 человек.

Таким образом, для развития туризма на полуострове Таймыр необходимо повышение доступности региона, появление новых транспортных узлов и новых видов транспорта, уменьшение зависимости транспорта от климатических ограничений. Помимо этого, для привлечения внимания к ТРК «Арктический», необходимо формирование в его составе современных туристических центров, которые бы способствовали раскрытию разнообразных туристических ресурсов региона. Преодолев значительное расстояние, туристы должны попадать в комфортные условия. Для многих это является решающим фактором при выборе направления поездки.

В ТРК «Арктический» можно выделить четыре основных территориальных направления развития туристической инфраструктуры:

  1. Город Норильск. Норильск является наиболее крупным городом на полуострове Таймыр, через который в регион прибывает большинство туристов. Это также крупнейший промышленный и деловой центр России. В связи с этим здесь необходимо создание арктического центра культуры и конгрессов. Крупные залы могут принимать деловые и культурные мероприятия. Помимо этого, в таких комплексах происходит координация регионального туризма, первое знакомство с особенностями региона, обучение техники безопасности в Арктике перед поездками в дикую природу [6]. Помимо этого, необходимо развитие устойчивой транспортной инфраструктуры для связи Норильска с подцентрами ТРК «Арктический» — Дудинка, Диксон, Хатанга.
  2. Плато Путорана. Плато Путорана не только привлекает туристов своим горным массивом, но и предлагает разветвленную систему озер и рек, которые пронизывают весь горный регион. При наличии соответствующей инфраструктуры, реки и озера могут быть использованы как транспортные пути для перемещения туристов по всему плато Путорана. Согласно действующему законодательству, на выделенной территории в структуре ООПТ разрешается создание объектов для временного размещения, культурного и экологического просвещения, общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, здесь возможно создание центров экологического туризма. [6] Зона плато Путорана может быть развита с учетом массового активного и индивидуального экологического туризма.
  3. Побережье полуострова Таймыр. Развитие инфраструктуры вдоль побережья полуострова Таймыр и островах в Северном Ледовитом океане перспективно для круизного и экспедиционного туризма. При условии формирования системы прибрежных туристических центров, побережье полуострова Таймыр от Дудинки до Хатанги может иметь потенциал для развития туризма и создания альтернативных точек для отправки экспедиций на Северный Полюс.
  4. «Внутренний Таймыр» — это удаленные от основных транспортных магистралей территории, доступ к которым возможен только воздушным путем или в рамках многодневного экстремального тура по бездорожью. Эти отдаленные уголки полуострова Таймыр, находящиеся далеко как от основной транспортной инфраструктуры, так и от побережья, представляют собой самую недоступную, но, возможно, самую привлекательную и интересную часть региона для любителей приключений. Вблизи стоянок коренных народов возможно формирование центров этнокультурного туризма, пространство которых позволяет узнать о традициях и культуре коренных народов полуострова Таймыр, не вторгаясь в их жизненный уклад. [6]

В мировой практике есть успешные примеры туристических центров в Арктике. Данные комплексы имеют развитую функциональную структуру. Некоторые из них также включают в себя функции, предназначенные для местного населения. Архитектурные решения нетривиальны и отражают в себе образ Арктики. Конструктивные и инженерные решения спроектированы с учетом особенностей климата и зачастую удаленности территории от крупных населенных пунктов. Нередко применение энергоэффективных и экологичных решений в целях сохранения природных ресурсов Арктики. Избранные туристические центры из мирового опыта включены в таблицу 1.

Таблица 1

Международный опыт проектирования туристических центров в Арктике

Название объекта

Основные функции

Особенности

Экоотель Manshausen 2.0,

Норвегия

Экоотель, активный досуг (дайвинг, альпинизм), ресторан

Отель расположен на острове, является полностью автономным

Отель Kaksluattanen,

Финляндия

Отель, активный досуг (лыжи, рыбалка, походы, катание с хаски, оленями), спа, ресторан

Номера представляют собой стеклянные иглу, изнутри которых можно наблюдать за северным сиянием и звездным небом

Отель Fogo Island Inn, Канада

Отель, галерея, кинотеатр, библиотека, ресторан, спортзал, спа

Здание спроектировано с учетом современных экотехнологий (конструкции, система сбора и повторного использования воды, облицовка фасадов)

Общественный центр Borgarfjordur, Норвегия

Отель, выставочное пространство, офис, кафе, место для хранения лодок

Центр обслуживает туристов и местных жителей, выставочное пространство может трансформироваться под различные мероприятия

Центр наблюдения за китами The Whale (проект), Норвегия

Музей, аквариум, офисы, кафе

На крыше центра расположена площадка для наблюдения за китами в естественной среде, а также изнутри через аквариум

При разработке предложений по формированию архитектурно-пространственной среды туризма в Арктической зоне Российской Федерации, безусловно, необходимо учитывать лучшие достижения из мирового опыта с учетом особенностей и возможностей каждого конкретного региона российской Арктики.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимых условиях для развития туризма в ТРК «Арктический»:

  1. Определение ключевых районов для развития туризма на территории ТРК «Арктический», создание системы туристических центров и технической базы, которая будет поддерживать широкий спектр активностей.
  2. Развитие транспортной инфраструктуры международной, межрегиональной и внутрирегиоальной.
  3. Создание качественной и разнообразной инфраструктуры проживания в ключевых районах развития туризма.
  4. Формирование комплексного туристического продукта с полным пакетом услуг, включающий транспорт, проживание, питание, организацию разнообразной досуговой программы. Данные функции должны концентрироваться в туристических центрах выше упомянутых типов.

Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет») в 2023 году.

Литература:

1. Лукин Ю. Ф. Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы // Арктика и Север. — Архангельск: ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», 2016. — № 23. — С.96–123.

2. Полянских Е. А. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в регионе // Вестник Евразийской академии административных наук. — 2023. — № 1(22). — С. 97–105.

3. Полякова И. Л. Туристско-рекреационный комплекс: сущность, функции и структура // Вестник ОГУ. — Оренбург: ОГУ, 2011. — № 13 (132). — С.376–378.

4. Perov F. V. Requirements for transport accessibility during service organization in the settlement system in the North of Tyumen region // Transportation Research Procedia. — 2021. — Vol. 57. — P.392–397.

5. Еремеева А. Ф. Особенности туристической инфраструктуры в российской Арктике. Проблематика и потенциал развития // Системные технологии. — 2022. — № 2 (43). — С. 68–74.

6. Еремеева А. Ф. Средоформирующие элементы туристического кластера в арктическом регионе // Известия вузов. Строительство. — 2023. — № 6. — С. 76–87.

Основные термины (генерируются автоматически): Таймыр, норильск, побережье полуострова, развитие туризма, арктика, Дудинка, Норвегия, Хатанга, центр, Арктическая зона.


Похожие статьи

Арктический туризм. Дизайн туристических комплексов...

Одним из набирающих популярность направлений развития туризма в настоящее время является арктический туризм. Возникновение интереса у людей к этим территориям приводит к экономическому росту и развитию этого региона и, как следствие, еще большему росту...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Варианты размещения базы для утилизации айсбергов в Арктике...

Аэропорт Хатанга — один из крупнейших в Арктике, через него осуществляются местные авиаперевозки. Порт Сабетта — молодой порт, находится на восточном берегу полуострова Ямал, на западном берегу обской губы Карского моря.

Особенности и перспективы развития туризма в арктических...

Территория Арктической зоны Российской Федерации является одним из наиболее привлекательных направлений для развития различных сфер экономической деятельности: от научных исследований до туристской активности.

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыты особенности развития Арктики и арктической зоны, сделаны выводы о том, что главной задачей на современном этапе...

Разработка технических решений создания поселка городского...

Развитие Арктической инфраструктуры является важной задачей для правительства Российской Федерации, именно поэтому внимание уделяется все новым коммерческим проектам, которые открывают возможности для развития новых, а также возобновления...

Перспективы развития Северного морского пути...

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути [2]. Основой развития арктической транспортной системы и главной судоходной магистралью России в Арктике является знаменитый Северный морской путь (СМП).

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В пределах Арктики расположены пять приарктических государств — Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.

Арктика как геополитический регион | Статья в журнале...

Ключевые слова: Арктика, географическая зона, геополитический регион. Северный Ледовитый океан привлекает политический интерес со стороны все большего числа государств, как европейских, так и азиатских, больших и малых, полярных и тропических.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Ключевые слова: инновационное развитие, социально — экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации. Освоение и исследование природных ресурсов Арктики стало приоритетным направлением приарктических государств ввиду растущего...

Похожие статьи

Арктический туризм. Дизайн туристических комплексов...

Одним из набирающих популярность направлений развития туризма в настоящее время является арктический туризм. Возникновение интереса у людей к этим территориям приводит к экономическому росту и развитию этого региона и, как следствие, еще большему росту...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Варианты размещения базы для утилизации айсбергов в Арктике...

Аэропорт Хатанга — один из крупнейших в Арктике, через него осуществляются местные авиаперевозки. Порт Сабетта — молодой порт, находится на восточном берегу полуострова Ямал, на западном берегу обской губы Карского моря.

Особенности и перспективы развития туризма в арктических...

Территория Арктической зоны Российской Федерации является одним из наиболее привлекательных направлений для развития различных сфер экономической деятельности: от научных исследований до туристской активности.

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыты особенности развития Арктики и арктической зоны, сделаны выводы о том, что главной задачей на современном этапе...

Разработка технических решений создания поселка городского...

Развитие Арктической инфраструктуры является важной задачей для правительства Российской Федерации, именно поэтому внимание уделяется все новым коммерческим проектам, которые открывают возможности для развития новых, а также возобновления...

Перспективы развития Северного морского пути...

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути [2]. Основой развития арктической транспортной системы и главной судоходной магистралью России в Арктике является знаменитый Северный морской путь (СМП).

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В пределах Арктики расположены пять приарктических государств — Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.

Арктика как геополитический регион | Статья в журнале...

Ключевые слова: Арктика, географическая зона, геополитический регион. Северный Ледовитый океан привлекает политический интерес со стороны все большего числа государств, как европейских, так и азиатских, больших и малых, полярных и тропических.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Ключевые слова: инновационное развитие, социально — экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации. Освоение и исследование природных ресурсов Арктики стало приоритетным направлением приарктических государств ввиду растущего...

Задать вопрос