Совершенствование системы социальной поддержки: внедрение критериев оценки нуждаемости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.09.2023

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Сараева, Д. Ю. Совершенствование системы социальной поддержки: внедрение критериев оценки нуждаемости / Д. Ю. Сараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106210/ (дата обращения: 12.05.2024).



Приоритетным направлением государственной политики в наше время стало своевременное принятие мер социальной поддержки населения страны.

Реализация дополнительных мер поддержки позволила частично компенсировать снижение доходов граждан и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях экономики. При этом структурные изменения в экономике ускорили адаптацию сферы социальной защиты граждан к новым реалиям.

По информации в открытых источниках Минтруда России, в настоящее время в РФ реализуется более четырехсот видов мер социальной поддержки, а если взять в расчет все региональные и муниципальных выплаты то это приблизительно тридцать тысяч вариаций разных социальных мер и услуг. Максимально упростить алгоритм получения гражданами доступной для их категории помощи, облегчая затраты времени для получения необходимых документов из разных ведомств и организаций, призван проект «Социальное казначейство».

С 2021 года в Российской Федерации ведется планомерная работа по обеспечению перехода к определению права малоимущих семей на получение некоторых видов денежных выплат на основании комплексной оценки нуждаемости. К началу 2023 года планируется обеспечить перевод в формат «Социальное казначейство» более 30 федеральных мер социальной поддержки, которые затронут около 50 миллионов граждан.

До недавнего времени распределение пособий строилось почти исключительно на характеристиках реципиентов, как указывают в своих трудах С. Н. Смирнов и И. В. Колосницын. Именно принадлежность к той или иной категории населения позволяла гражданам получать социальные пособия (в частности, одинокие матери, одиноко проживающие пенсионеры и другие). Это была основа, с которой и начиналось предоставление социальной помощи гражданам. Поскольку этот подход по ряду параметров оказался малоэффективным, а в каких-то ситуациях не работал вовсе, было принято решение ввести критерий адресности при рассмотрении заявлений.

Принцип адресности, в моем понимании, строится на простом правиле — индивидуальность каждого конкретного случая. Каждого заявителя проверяют, имеет ли в действительности он или она право на получение социальной помощи. При оказании адресной социальной помощи принят разграниченный подход к определению конкретной формы или вида помощи с учетом материального положения, состояния трудоспособности, возраста граждан, возможной помощи со стороны детей и близких родственников, пассивный доход и интеллектуальная собственность. Комплексная проверка нуждаемости призвана реализовать принцип адресного подхода при оказании социальной помощи.

Последние введенные государством меры для поддержки семей предоставляются в соответствии с принципами «Социального казначейства», и требуют проверки уровня доходов граждан также.

Первой и «пилотной» такой мерой стала ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (назначалась и осуществлялась по определенным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 правилам). Заявление на выплату можно было подать в электронном виде — через портал «Госуслуги», форма заявления предусматривала уточнение жизненной ситуации заявителя, большую часть необходимых для принятия решения о выплате сведений автоматически подгружалось из государственных информационных систем через систему межведомственного взаимодействия. При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающимися в поддержке, ввелась та самая адресность, о которой мы говорили выше. Лица, претендующие на указанную выплату, проверялись по новым критериям.

В первую очередь начала проводиться комплексная оценка нуждаемости. Помимо доходов семьи начала оцениваться имущественная обеспеченность, дома, квартиры, авто и мотосредства а также маломерные суда и самоходные машины. Что касалось непосредственно самого дохода семьи, среднедушевой доход не должен был превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Денежный доход семьи определяется как общая сумма денежных доходов всех членов семьи. В «потенциал» семьи включались доходы, которые семья может иметь от сдачи жилья; от ведения личного подсобного хозяйства; дачных участков; предоставление в аренду транспортных средств; гаража; учитывались в доход средства, полученные от хранения сбережений в виде вкладов.

Во-вторых, стали применять исследование использования трудового потенциала. Было введено правило нулевого дохода. Учитывался как реальный трудовой стаж, так и возможный. В целом, понятие трудового потенциала основано на том, что граждане, подающие заявление на получение социальной помощи, могли бы использовать ресурсы своего потенциала для повышения своего уровня дохода, но по каким-то причинам этим потенциалом не воспользовались. При отсутствии объективных причин или обстоятельств, при оценке уровня дохода семьи эти потенциальные ресурсы берутся в расчет. Гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте, не имеющий ограничений к труду, должен иметь довольно веские причины не получать доход от трудовой деятельности. Перечень причин не иметь доход, прописан четко в законодательстве или правилах/порядке назначения той или иной выплаты. Все возможные обстоятельства предусмотрены, в целях избежать неправомерного решения об отказе в предоставлении выплаты.

По мере использования правила оценки нуждаемости менялись в пользу потенциальных получателей (постановление Правительства от 28.01.2022 № 68). Так, с апреля 2022 года из доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, были исключены: денежные средства, полученные в рамках государственной социальной поддержки; средства материнского (семейного) капитала, региональный капитал так же не учитывается; налоговый вычеты. Изменения коснулись и беременных женщин, изменился принцип «нулевого дохода» в зависимости от срока беременности. Таким образом, мы понимаем, что работа по улучшению предоставления выплаты велась постоянно, система критериев модернизировалась и логичные исключения вводились для поддержания еще большей адресности социальной помощи.

Планы по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми продолжают реализовываться в России в 2023 году. Появилось так называемое единое пособие на детей для семей с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека. Его получатели — это беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки, и родители детей от рождения до их 17-летия (изменения отражены в Федеральном законе от 21.11.2022 № 455-ФЗ). По сути, данное пособие обеспечивает поддержу семьи с момента беременности женщины и до вполне трудоспособного возраста ребенка, безусловно при соблюдении все тех же критериев комплексной оценки нуждаемости, о которых мы говорили ранее.

Единое, или универсальное пособие объединило в себе действующие меры социальной защиты для семей— 6 федеральных ежемесячных пособий и некоторые региональные (в каждом регионе список индивидуален). Выплаты назначают по правилам, которые аналогичны выплатам пособий для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет, применяя уже отработанную схему расчета комплексной оценки нуждаемости, повышая адресность получателей и рассматривая каждое заявление с учетом индивидуальности каждой конкретной семьи.

Более 1 млн. заявлений на единое пособие на детей подали жители страны в первую неделю через портал Госуслуги. Цифры впечатляют и дают хороший прогноз на использование методики комплексной оценки нуждаемости в будущем. Учитывая популярность данной выплаты среди семей с детьми, можно сделать вывод об эффективности мер социальной поддержки с проверкой доходов и имущества относительно других мер для семей с детьми.

Доля выплат с критериями нуждаемости увеличивается с каждым годом. Подобные выплаты уже предусмотрены для разных категорий граждан. Большая работа сейчас проводится по помощи гражданам, ведущим индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тем, кто находится в стадии поиска работы. Для них предусмотрена помощь на основании социального контракта. Это означает, что применение критериев нуждаемости успешно повышает адресность мер социальной поддержки и количество получателей выплат. Я считаю, что это именно та цель, к которой идет социальная работа в целом.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: при полноценной реализации «Социального казначейства» государство меняет подход к оценке нуждаемости семей с тем, чтобы поддержать незащищенные слои населения, а также стимулировать их трудовую и предпринимательскую активность.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
  3. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения»
  4. Постановление Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении»
  5. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»
  6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
  7. Волгина, Н. А. Социальная политика: Учебник / Н. А. Волгина. — М.: Экзамен, 2013.
  8. Алёшина И. В. Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека // Молодой ученый. — 2017. — № 41.
  9. Жуков, В. И. Теория и методика социальной работы/ В. И. Жуков, И. Г. Займышев. — М.: Союз, 2014.
  10. Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы/ Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова: учебное пособие для ВУЗов, 2015.
  11. Холостова, Е. И. Социальная политика/Е. И. Холостова: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.
  12. Смирнов С. Н., Колосницын И. В. Социальные обязательства государства: сокра- щение или реструктуризация? // Мир России. 2000. № 1.
  13. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент / Под ред. ака- демика РАЕН Н. М. Римашевской. М.: Изд-во «ИСЭПН». 1999.
  14. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. — 215 с
  15. — Гарант.ру
  16. Сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): комплексная оценка нуждаемости, социальная помощь, социальная поддержка, семья, выплата, ежемесячная выплата, критерий нуждаемости, Россия, среднедушевой доход, трудовой потенциал.


Похожие статьи

Денежные выплаты как форма оказания государственной...

Еще одним видом денежной поддержки граждан в рамках государственной социальной помощи является субсидия, которая определяется как полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социально-значимых услуг, имеющая целевое назначение.

Меры поддержки семей с детьми | Статья в журнале...

6) Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, в размере в зависимости от среднедушевого дохода семьи от 50 до 100 % прожиточного минимума для детей (предоставлялась Пенсионным фондом РФ) [2].

Пособия на ребенка: проблемы законодательства | Молодой ученый

При этом должны учитываться доходные и имущественные различия граждан, которые предопределяются не только разный потребительский уровень, но и различный уровень нуждаемости семьи при рождении ребенка.

Поддержка малоимущих семей со стороны государства

Псковская область, семья, социальная поддержка, ребенок, прожиточный минимум, мера поддержки. В данной статье поднимается проблема социальной поддержки и социальной помощи. государственная социальная помощь, социальная помощь, семья, Российская.

Организация деятельности государственных органов по...

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляются ежемесячные денежные выплаты и социальные услуги Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о...

Социальная поддержка многодетных семей в Псковской области

Псковская область, семья, социальная поддержка, ребенок, прожиточный минимум, мера поддержки, многодетная семья, среднедушевой доход, региональный материнский капитал, ежемесячная денежная выплата.

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется как на федеральном уровне (органами ПФР), так и на уровне субъектов РФ (органами социальной защиты населения).

Дети и защита семьи как приоритет государственной политики...

До 2018 года из всех мер социальной поддержки действовали только программа материнского капитала, поддержка семей с детьми в возрасте до 1,5 лет, а также при рождении третьего или последующих детей.

Совершенствование системы социальной защиты малоимущих...

— осуществлять регулярное проведение комплексной оценки нуждаемости семей с детьми, с учетом кредитной и иждивенческой нагрузки семьи и мониторинг влияния результатов этой оценки на получение мер социальной поддержки в целях повышения их эффективности

Похожие статьи

Денежные выплаты как форма оказания государственной...

Еще одним видом денежной поддержки граждан в рамках государственной социальной помощи является субсидия, которая определяется как полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социально-значимых услуг, имеющая целевое назначение.

Меры поддержки семей с детьми | Статья в журнале...

6) Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, в размере в зависимости от среднедушевого дохода семьи от 50 до 100 % прожиточного минимума для детей (предоставлялась Пенсионным фондом РФ) [2].

Пособия на ребенка: проблемы законодательства | Молодой ученый

При этом должны учитываться доходные и имущественные различия граждан, которые предопределяются не только разный потребительский уровень, но и различный уровень нуждаемости семьи при рождении ребенка.

Поддержка малоимущих семей со стороны государства

Псковская область, семья, социальная поддержка, ребенок, прожиточный минимум, мера поддержки. В данной статье поднимается проблема социальной поддержки и социальной помощи. государственная социальная помощь, социальная помощь, семья, Российская.

Организация деятельности государственных органов по...

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляются ежемесячные денежные выплаты и социальные услуги Пенсионным фондом РФ гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о...

Социальная поддержка многодетных семей в Псковской области

Псковская область, семья, социальная поддержка, ребенок, прожиточный минимум, мера поддержки, многодетная семья, среднедушевой доход, региональный материнский капитал, ежемесячная денежная выплата.

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется как на федеральном уровне (органами ПФР), так и на уровне субъектов РФ (органами социальной защиты населения).

Дети и защита семьи как приоритет государственной политики...

До 2018 года из всех мер социальной поддержки действовали только программа материнского капитала, поддержка семей с детьми в возрасте до 1,5 лет, а также при рождении третьего или последующих детей.

Совершенствование системы социальной защиты малоимущих...

— осуществлять регулярное проведение комплексной оценки нуждаемости семей с детьми, с учетом кредитной и иждивенческой нагрузки семьи и мониторинг влияния результатов этой оценки на получение мер социальной поддержки в целях повышения их эффективности

Задать вопрос