Право педагогического работника на неприкосновенность частной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.09.2023

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Воробьева, Р. А. Право педагогического работника на неприкосновенность частной жизни / Р. А. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105910/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье автор рассматривает определения понятия «частная жизнь», анализирует особенности реализации права на неприкосновенность частной жизни педагогическими работниками.

Ключевые слова: право на неприкосновенность частной жизни, аморальный проступок.

Разработка вопросов, связанных с конфиденциальностью и неприкосновенностью частной жизни, была начата в юридической науке ещё в конце XIX в. «Право быть оставленным в покое» — так назвали право на неприкосновенность частной жизни исследователи С. Уоррен и Л. Брандейс в 1890 году. [1]

В современном цифровом мире реализовывать «право на оставление в покое» становится всё сложнее, в том числе если речь идёт о правоотношениях работника и работодателя. [2] Работодателю доступны многочисленные технические средства, позволяющие осуществлять контроль за поведением работника в рабочее время: системы видеонаблюдения, средства прослушивания телефонных разговоров работника с клиентами, программы отслеживания, используемые для контроля дистанционного работника.

Особого внимания заслуживает то, что сегодня работодатель может располагать информацией о поведении работника и в нерабочее время, если работник проявляет активность в социальных сетях, а работодатель осуществляет их мониторинг.

Возникает вопрос, при каких обстоятельствах и в каких пределах допустимо вмешательство работодателя в частную жизнь работника, проявляющееся в оценке поведения работника в случае, если поведение не связано с выполнением работником трудовой функции. Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать понятие «частная жизнь» и обозначить ту область, в которой работник может действовать, не подвергаясь контролю работодателя и не неся правовые последствия за выбор конкретной модели поведения.

Право на неприкосновенность частной жизни закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации (далее по тексту — Конституция РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации (далее по тексту — КС РФ) понимает право на неприкосновенность частной жизни как «предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера». Также КС РФ отмечает, что частная жизнь — это та область жизнедеятельности человека, которая не подлежит контролю со стороны общества и государства, если не носит противоправный характер (Определение КС РФ от 9 июня 2005 г. N 248).

Таким образом, КС РФ формулирует определение частной жизни, отражая две её стороны: во-первых, частная жизнь — это возможность человека контролировать информацию о себе. Но, исходя только из данного определения, к частной жизни не относится та информация, которую работник размещает в открытом доступе, поскольку он сам выбирает способ ей распорядиться, и информация становится доступна неопределённому кругу лиц в результате действий самого работника. Поэтому необходимо обозначить вторую сторону частной жизни. Частная жизнь — это сфера, неподконтрольная обществу и государству, за исключением совершения лицом противоправных действий. Таким образом, даже если работник разместил информацию о себе в публичном пространстве, но данная информация относится к частной жизни работника, работодатель не имеет права оценивать её и на основании произведённой оценки привлекать работника к юридической ответственности.

Право на уважение частной и семейной жизни закреплено также на международном уровне — в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Несмотря на то, что 16 сентября 2022 г. Россия перестала являться Высокой Договаривающейся Стороной данной Конвенции, закрепленные в ней права и свободы, а также практика ЕСПЧ, остаются предметом для осмысления.

Так, ещё в Постановлении от 16 декабря 1992 г. «Нимитц против Германии» (жалоба N 13710/88) Европейского суда по правам человека (далее по тексту — ЕСПЧ) указал, что дать исчерпывающее определение понятию «частная жизнь» невозможно, поскольку в таком случае частная жизнь будет ограничена лишь интимной жизнью человека. [4] Уважение же частной жизни включает также право устанавливать и развивать отношения с другими людьми.

На сегодняшний день в целях развития отношений с другими людьми часто используются социальные сети, позволяющие общаться с родственниками, коллегами, друзьями. Руководствуясь данным подходом, работодатель не должен ограничивать активность работника в социальных сетях (например, устанавливать ограничения в Кодексе профессиональной этики), если работник размещает там информацию, не связанную с его трудовой деятельностью, с деятельностью компании или с поведением руководства. В противном случае будет иметь место нарушение таких конституционных прав и свобод, как свобода слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ), право иметь убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ), право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Несмотря на то, что позиция ЕСПЧ о невозможности сформулировать исчерпывающее определение понятия «частная жизнь», аргументирована и, по нашему мнению, справедлива, в практических целях представляется необходимым конкретизировать данное понятие. В научной литературе выделяют следующие составляющие права на неприкосновенность частной жизни: неприкосновенность внешнего облика работника, физическая неприкосновенность, неприкосновенность средств личного общения работника, неприменение средств аудио- и видеонаблюдения за поведением работника на рабочем месте (по общему правилу), неприменение средств специального контроля за достоверностью информации, предоставляемой работником, защита персональных данных. [3]

Право на неприкосновенность частной жизни тесно связано с правом на выражение работником своего мнения (в социальных сетях или иным способом в публичном пространстве). Право на выражение мнения может быть ограничено: 1) в случае, если мнение противоправно; 2) в случае, если высказанное мнение наносит ущерб репутации работодателя (деловая репутация является нематериальным благом, подлежащим защите).

Интересен вопрос, можно ли ограничить неприкосновенность частной жизни в случае, если работник занимается педагогической деятельностью и имеет место расхождение между идеями, которые работник транслирует во время исполнения своей трудовой функции и в нерабочее время.

Рассуждая об этом, следует обратиться к Постановлению ЕСПЧ от 12 июня 2014 г. по делу «Фернандес Мартинес против Испании» (жалоба N 56030/07). Заявитель являлся католическим священником и работал преподавателем религии и морали в средней школе. В его трудовом договоре была установлена обязанность преподавать «без создания угрозы скандала». Однако заявитель нарушил данную обязанность: получив от Ватикана освобождение от безбрачия, он выступил на собрании «Движения за необязательное безбрачие», где выразил своё мнение, позднее опубликованное в газете.

За нарушение названной выше обязанности заявитель был уволен. По его мнению, в данном случае имело место нарушение ст. 8 Европейской конвенции прав человека и основных свобод.

Однако ЕСПЧ не усмотрел нарушения ст. 8, поскольку расхождение между идеями заявителя (заявитель не только высказывался о том, что безбрачие должно быть необязательным, но и фактически на момент выступления на собрании имел семью) и идеями, которые он должен был преподавать, вызывает вопрос о достоверности транслируемой им информации.

Следует обратить внимание, что данное решение было вынесено девятью голосами «за» и восемью — «против». Правомерно ли, если убеждения работника-преподавателя противоречат общепринятым, лишать его права иметь эти убеждения и выражать их в публичном пространстве? Вероятно, правомерность подобных действий необходимо оценивать, ориентируясь на характеристики учащихся. Учащиеся способны произвести различие между личными убеждениями преподавателя и общепринятыми лишь при определенном уровне психофизического развития, в определенном возрасте.

Но это лишь предложение возможного критерия для установления пределов вмешательства — далеко не совершенного, поскольку уровень психофизического развития связан с возрастом часто, но не всегда, и при использовании данного критерия присутствует риск дискриминации по возрасту.

В российской практике вопрос пределов вмешательства в частную жизнь педагогического работника в области выражения им своего мнения в публичном пространстве не имеет конкретного решения. Вмешиваясь в частную жизнь работника, работодатель оценивает не только мнения, но и любую другую информацию, которую работник размещает в сети (о самом себе или о других людях, событиях). При увольнении работника за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, пределы вмешательства в частную жизнь не оцениваются: в соответствии с п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, аморальный проступок может быть совершен как по месту работы, так и в быту.

Например, в 2019 году в СМИ была освещена история увольнения школьного учителя Татьяны Кувшинниковой. Татьяна Кувшинникова уволилась по собственному желанию после публикации в социальной сети своей фотографии в купальнике, сделанной во время соревнований по плаванию, поскольку работница полагала, что в противном случае высок риск увольнения за совершение аморального проступка: администрация школы оказывала давление на работницу. Татьяна Кувшинникова не обратилась за защитой в суд, однако, оценивая данную ситуацию, нельзя не констатировать нарушение права на неприкосновенность частной жизни со стороны руководства школы.

Завершая, следует отметить, что любой мониторинг в отношении работника, в том числе мониторинг его социальных сетей, должен быть оправдан конкретными причинами. [5] КС РФ полагает, что п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ направлен на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и не нарушает баланса конституционных ценностей; предъявление к педагогическим работникам требований морально-нравственного уровня справедливо (Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 3009-О). Соглашаясь с данной позицией, нужно, однако, обратить внимание на то, что действие педагогического работника, рассматриваемое как потенциальный аморальный проступок, должно анализироваться с точки зрения влияния на конкретную группу учащихся , узнавших о совершении данного действия. Именно тогда будет реализована указанная КС РФ цель п.8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: защита прав и законных интересов учащихся.

Литература:

  1. Богданов Д. Е. Технодетерминизм в частном праве: влияние биопринтинга на развитие концепции защиты права на цифровой образ // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. N 4. С. 678–704.
  2. Ромашов П. А. К вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни в цифровой век / под ред. О. А. Кузнецовой, В. Г. Голубцова, Г. Я. Борисевич, Л. В. Боровых, Ю. В. Васильевой, С. Г. Михайлова, С. Б. Полякова, А. С. Телегина, Т. В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2019. N 1. С. 103–118.
  3. Лушникова М. В. Личные неимущественные трудовые права в XXI веке // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 1. С. 17–20.
  4. Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1.- М.: Норма, 2000. С. 768–773.
  5. Фомина С. Е. Права человека в информационном обществе // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2021. N 12. С. 154–163.
Основные термины (генерируются автоматически): частная жизнь, КС РФ, аморальный проступок, Конституция РФ, неприкосновенность, публичное пространство, работник, информация, поведение работника, частная жизнь работника.


Похожие статьи

Право публичного лица на неприкосновенность частной жизни

Данный перечень, приведенные Верховным судом и определяющие публичность лица, совпадают с аналогичным перечнем, указанными в Резолюции 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность частной жизни.

О содержании понятия «частная жизнь» в российском...

Основой уголовно-правовой охраны частной жизни в России является ст. 137 в Уголовном кодексе Российской Федерации [1], закрепившая запрет на. В Конституции РФ же говорится о праве на неприкосновенность частной жизни вне контекста личной и семейной тайны.

К вопросу об аморальном проступке как основании для...

Если аморальный проступок был совершен не на работе, то указывается, откуда об этом стало известно работодателю (жалоба соседей, обращение полиции т. п.). Акт подписывают все члены комиссии и представляют работнику для ознакомления под роспись.

Правовое обоснование конституционного права на...

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни, как и других конституционных прав и свобод человека и гражданина должно быть соразмерным, предусмотрено Конституцией РФ или федеральным законом и установлено в целях защиты конституционного строя...

Ограничение права человека на неприкосновенность частной...

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. впервые в новейшей истории России установил ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни в ст. 137 УК РФ.

Охрана неприкосновенности частной жизни в сети Интернет

Соответственно, если рассматривать распространение информации о частной жизни лица в представленном понимании, то распространение данных в сети Интернет подпадает под состав преступления, предусмотренный ст. 137 УК РФ.

Юридические гарантии защиты персональных данных работника...

Защита персональных данных граждан осуществляется на основе Конституции РФ и Федеральных законов. Обработка и защита персональных данных работников регулируется, в первую очередь, положениями главы 14 ТК РФ.

Неприкосновенность частной жизни как социальная ценность

Частная жизнь регулируется не только нормами права, но и моралью, поскольку неразрывно связанна с внутренним миром человека. Граница личной жизни человека — это тот предел пространства, который отвечает исключительно за его психофизическое состояние.

Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни...

В статье исследуются вопросы становления и правового закрепления уголовно-правовой охраны конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, которое включает в себя тайну семейной и личной жизни.

Похожие статьи

Право публичного лица на неприкосновенность частной жизни

Данный перечень, приведенные Верховным судом и определяющие публичность лица, совпадают с аналогичным перечнем, указанными в Резолюции 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность частной жизни.

О содержании понятия «частная жизнь» в российском...

Основой уголовно-правовой охраны частной жизни в России является ст. 137 в Уголовном кодексе Российской Федерации [1], закрепившая запрет на. В Конституции РФ же говорится о праве на неприкосновенность частной жизни вне контекста личной и семейной тайны.

К вопросу об аморальном проступке как основании для...

Если аморальный проступок был совершен не на работе, то указывается, откуда об этом стало известно работодателю (жалоба соседей, обращение полиции т. п.). Акт подписывают все члены комиссии и представляют работнику для ознакомления под роспись.

Правовое обоснование конституционного права на...

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни, как и других конституционных прав и свобод человека и гражданина должно быть соразмерным, предусмотрено Конституцией РФ или федеральным законом и установлено в целях защиты конституционного строя...

Ограничение права человека на неприкосновенность частной...

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. впервые в новейшей истории России установил ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни в ст. 137 УК РФ.

Охрана неприкосновенности частной жизни в сети Интернет

Соответственно, если рассматривать распространение информации о частной жизни лица в представленном понимании, то распространение данных в сети Интернет подпадает под состав преступления, предусмотренный ст. 137 УК РФ.

Юридические гарантии защиты персональных данных работника...

Защита персональных данных граждан осуществляется на основе Конституции РФ и Федеральных законов. Обработка и защита персональных данных работников регулируется, в первую очередь, положениями главы 14 ТК РФ.

Неприкосновенность частной жизни как социальная ценность

Частная жизнь регулируется не только нормами права, но и моралью, поскольку неразрывно связанна с внутренним миром человека. Граница личной жизни человека — это тот предел пространства, который отвечает исключительно за его психофизическое состояние.

Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни...

В статье исследуются вопросы становления и правового закрепления уголовно-правовой охраны конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, которое включает в себя тайну семейной и личной жизни.

Задать вопрос