Организация работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов в органах местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.09.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, К. Ю. Организация работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов в органах местного самоуправления / К. Ю. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105854/ (дата обращения: 12.05.2024).



Противодействие коррупции в России за последние годы остается актуальной проблемой и неотъемлемой частью государственной политики.

Сфера государственного управления, характеризующаяся наличием административно-властных полномочий и возможностью должностных лиц распоряжаться не принадлежащими им ресурсами в собственных корыстных целях [1], в наибольшей степени подвержена коррупционным рискам, а с другой стороны, имеет целью своего существования обеспечение прав и законных интересов граждан, в том числе путем противодействия коррупции.

Таким образом, антикоррупционная деятельность в сфере государственного управления, в первую очередь, предполагает осуществление мероприятий по преодолению коррупции в самой системе государственной службы: предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов, совершенствование административных процедур и регламентов, устранение административных барьеров. По справедливому замечанию Президента РФ, озвученному в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, «…цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности — это и мощный фактор противодействия коррупции». Кроме того, бюрократическая власть должна осуществлять действия, направленные на противодействие коррупции в иных сферах, в первую очередь, антикоррупционное просвещение и формирование антикоррупционного поведения граждан. Непосредственная работа по предупреждению коррупции, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений возлагается на субъектов антикоррупционной деятельности [2].

Данная статья подготовлена по итогам анализа результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Кроме того, проведен анализ организации работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед органами местного самоуправления.

Как показывает региональная практика зачастую должностные лица не всегда правильно оценивают ту или иную возникающую ситуацию, в связи с чем не принимают должных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов [5].

В силу статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Урегулирование конфликта интересов является одним из главных антикоррупционных механизмов и одновременно способ обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Организация внутриведомственной основы противодействия коррупции осуществляется путем создания и функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

Создание указанных комиссий в органах государственной власти было предусмотрено еще в 2004 году, а в 2008 году в связи со вступлением в силу Федерального закона «О противодействии коррупции» создание комиссий стало обязательным и в органах местного самоуправления.

Основным правовым актом, регулирующим организацию и функционирование указанных комиссий, следует признать Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, которое по сути является правовым ориентиром для деятельности комиссий, функционирующих в органах местного самоуправления.

Указанным правовым актом определены задачи комиссии, рекомендации по их составам и порядку проведения заседаний.

Несмотря на принятый на федеральном уровне нормативный правовой акт, четко определяющий работу комиссий, анализ деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о работе муниципальных комиссий не на должном уровне.

В подавляющем большинстве составы комиссий не соответствуют установленным требованиям.

В отдельных районах комиссии возглавляют главы муниципальных образований и членами комиссий являются только муниципальные служащие, что может повлечь возникновение конфликта интересов и впоследствии повлиять на принимаемые комиссией решения.

Не всеми комиссиями обеспечивается рассмотрение вопросов, отнесенных к их компетенции, рассматриваются вопросы о деятельности контрактных управляющих, результаты проверок исполнения бюджетного законодательства, нормативное правовое регулировании деятельности в сфере противодействия коррупции, размещение сведений на официальном сайте и другие вопросы. В отдельных муниципальных районах работа комиссий осуществляется на основании соответствующих планов, что является недопустимым, так как в соответствии с требованиями федерального законодательства заседания комиссий подлежат проведению только при поступлении соответствующих обращений, перечень которых является исчерпывающим.

Анализ статистических данных органов местного самоуправления свидетельствует о том, что основным вопросом, рассматриваемым комиссиями, является полнота и достоверность представляемых муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Увеличению количества материалов, рассмотренных комиссиями, на предмет полноты и достоверности указанных сведений, способствовала активизация органов местного самоуправления и лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, по исполнению требования законодательства в сфере противодействия коррупции об обязательном проведении ежегодных анализов представленных муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Получение согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора также является одним из основных вопросов, рассмотренных муниципальными комиссиями.

Вместе с тем, установлено, что комиссиями рассмотрены, в том числе обращения бывших муниципальных служащих на замещение должностей в других органах местного самоуправления или муниципальных учреждениях, направление которых в комиссию не является обязательным в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции.

Анализ деятельности муниципальных комиссий свидетельствует, что ежегодно комиссиями рассматриваются материалы по фактам несоблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, количество которых ежегодно в среднем составляет 20 % от общего количества рассмотренных материалов.

К примеру, на заседании комиссии района одного из регионов рассмотрено обращение первого заместителя главы района, являющегося председателем Единой комиссии в сфере закупок о возможном возникновении личной заинтересованности и урегулировании конфликта интересов в связи с участием в открытом аукционе организацией, учредитель которого состоит с ним в родственных отношениях.

По результатам рассмотрения данного обращения комиссией наличие близких родственных отношений, предусмотренных федеральным законодательством в сфере закупок, не установлено, вместе с тем, главе района рекомендовано возложение обязанностей председателя Единой комиссии на период размещения заказа на заместителя председателя.

В соответствии с действующим законодательством обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, возложены, в том числе на глав муниципальных образований. Невыполнение указанных обязанностей является основанием для его отставки.

Вместе с тем, порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности на федеральном уровне до настоящего времени не регламентирован.

Имеющаяся практика свидетельствует о том, что главы муниципальных образований, сообщают о возникновении конфликта интересов в комиссии муниципального органа, которые сами же и возглавляют, и члены которой являются их подчиненными сотрудниками, что фактически может повлиять на принятое решение.

В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о необходимости на федеральном уровне определить данный порядок путем возложения на лиц, замещающих муниципальные должности, обязанности по уведомлению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации для решения спорного вопроса на заседаниях комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

Исходя из положений указанной нормы закона, органы местного самоуправления обязаны утвердить перечни работников подведомственных учреждений, на которых возлагается обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Мониторинг официальных сайтов муниципальных образований свидетельствует о неисполнении отдельными органами местного самоуправления указанных полномочий, непринятии мер по утверждению данных перечней либо возложении обязанностей по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов только на руководителей муниципальных учреждений, что является нецелесообразным.

Представляется необходимым включение в данные перечни также должности, в функциональные обязанности которых входит принятие управленческих и финансовых вопросов (заместителей руководителей, главных бухгалтеров, кадровых работников (при наличии должностей).

Кроме того, в связи с принятием указанного нормативного правового акта подлежат принятию и муниципальные правовые акты, регулирующие порядок уведомления о возникшем конфликте интересов, его рассмотрения, создание и порядок деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников подведомственных учреждений и урегулированию конфликта интересов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, составляя законодательство о противодействии коррупции, обеспечивают реализацию и развитие федеральных актов на региональном, муниципальном и локальном (в части государственных и муниципальных организаций) уровнях.

Так мы видим, что на региональном уровне складывается законотворческая практика, когда лица, замещающие муниципальные должности, подают уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, высшему должностному лицу субъекта РФ, а законом субъекта РФ регулируется подготовка мотивированных заключений и проведение антикоррупционных проверок.

Литература:

  1. Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Цирин А. М. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 58–67.
  2. Антикоррупционное законодательство в сфере государственного А72 управления: проблемы и перспективы: коллективная монография / Е. В. Басос [и др.] — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. C. 21
  3. Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Укрепление правопорядка и противодействие коррупции в условиях евразийской интеграции // Общественные науки и современность. 2017. N 1.
  4. Сидоренко Э. Л. Полифакторный индекс коррупции в регионах РФ: методика оценки // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 С. 207–215. 39 Глухов Е. А. Взаимосвязь бюрократии и коррупции в государственном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2018.
  5. Андречеев И. С. «Административное и муниципальное право», 2021, № 2 //Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации, опережающего правового регулирования. 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, урегулирование конфликта интересов, противодействие коррупции, комиссия, личная заинтересованность, государственное управление, орган, соблюдение требований, федеральный уровень, Единая комиссия.


Похожие статьи

Институт конфликта интересов в механизме противодействия...

В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может...

Проблема противодействия коррупции в органах местного...

Еще одним проблемным моментом, который негативным образом сказывается на эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления — это низкий уровень правовой грамотности населения и их правовой культуры.

Законодательные новации в области предотвращения конфликта...

Рассмотрены способы урегулирования конфликта интересов в зарубежных странах, в том числе на примере законодательства США, Беларуси, на основании чего, предложены новые способы разрешения и предотвращения конфликта интересов.

Противодействие коррупции в государственных...

 Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Противодействие коррупции на федеральном...

Особенностями правового регулирования деятельности в области противодействия коррупции на уровне федеральных округов являются, во-первых, отсутствие на данном уровне собственного правового регулирования антикоррупционной политики.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

В статье проводится анализ нормативной правовой базы предупреждения коррупции в России в сфере государственной службы. Дается краткое значение нормативных правовых актов в системе предупреждения коррупции.

Проблемы противодействия коррупции в сфере...

Анализ новейшей научной литературы [2, 3, 4, 5, 6, 7] показывает, что основные проблемы противодействия коррупции в государственном управлении России сосредоточены в следующих аспектах

Проблемы урегулирования конфликта интересов на...

Следующий способ урегулирования конфликта интересов состоит в добровольном отказе государственного служащего от явившейся причиной возникновения конфликта интересов выгоды.

Противодействие коррупции в системе государственной...

В данный момент в данной области наблюдается широкий спектр проблем, среди которых: – высокий уровень «кадровой» коррупции; – отсутствует действенный механизм по противодействию коррупции

Похожие статьи

Институт конфликта интересов в механизме противодействия...

В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может...

Проблема противодействия коррупции в органах местного...

Еще одним проблемным моментом, который негативным образом сказывается на эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления — это низкий уровень правовой грамотности населения и их правовой культуры.

Законодательные новации в области предотвращения конфликта...

Рассмотрены способы урегулирования конфликта интересов в зарубежных странах, в том числе на примере законодательства США, Беларуси, на основании чего, предложены новые способы разрешения и предотвращения конфликта интересов.

Противодействие коррупции в государственных...

 Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Противодействие коррупции на федеральном...

Особенностями правового регулирования деятельности в области противодействия коррупции на уровне федеральных округов являются, во-первых, отсутствие на данном уровне собственного правового регулирования антикоррупционной политики.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

В статье проводится анализ нормативной правовой базы предупреждения коррупции в России в сфере государственной службы. Дается краткое значение нормативных правовых актов в системе предупреждения коррупции.

Проблемы противодействия коррупции в сфере...

Анализ новейшей научной литературы [2, 3, 4, 5, 6, 7] показывает, что основные проблемы противодействия коррупции в государственном управлении России сосредоточены в следующих аспектах

Проблемы урегулирования конфликта интересов на...

Следующий способ урегулирования конфликта интересов состоит в добровольном отказе государственного служащего от явившейся причиной возникновения конфликта интересов выгоды.

Противодействие коррупции в системе государственной...

В данный момент в данной области наблюдается широкий спектр проблем, среди которых: – высокий уровень «кадровой» коррупции; – отсутствует действенный механизм по противодействию коррупции

Задать вопрос