Укрепление сотрудничества Китая и России: история и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.09.2023

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Гао, Жуйкай. Укрепление сотрудничества Китая и России: история и перспективы / Жуйкай Гао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105764/ (дата обращения: 12.05.2024).



В данной статье рассматривается история международных отношений двух стран — России и Китая. Анализируются этапы развития двусторонних отношений между странами, их позиции по различным историческим прецедентам. Анализируются концепции внешней политики двух стран и какое влияние они оказывают на отношения между ними. Рассматриваются аспекты политического и экономического сотрудничества на современном этапе. В заключении делается вывод о перспективах дальнейшего развития международных отношений двух стран.

Ключевые слова: сотрудничество, экономика, политика, Россия, Китай, взаимоотношения, история.

Китай и Россия имеют историю сотрудничества около 400 лет. Обе страны придают важное значение добрососедским связям, как с точки зрения политики, экономики, так и обеспечения культурных связей двух народов. Международные отношения, признанные в РФ и КНР «отношениями нового типа», это подвижный, постоянно изменяющийся процесс, который необходимо исследовать с точки зрения накопленного положительного опыта, а также любых, даже незначительных изменений от процесса постепенного развития отношений. В этом отношении нужно анализировать полученные положительные результаты, взаимовыгодные для двух стран и также упущенные возможности, — совокупность полученных данных даст повод для улучшения эффективности равноправного взаимодействия в будущем, устранения допущенных ошибок и предотвращению возможных проблем.

Изучение взаимодействия двух стран в историческом контексте и результатов многолетнего сотрудничества необходимо и России, и Китаю для учета полученного опыта сотрудничества и формулирования четких целей и стратегий для будущего партнерства.

Концепция отношений между СССР и КНР и современный статус российско-китайских отношений мало отличаются. Как в российской, так и в китайской научной литературе внешнеполитические отношения России и Китая и их стратегическое сотрудничество в целом оцениваются высоко. На сегодняшний день комплексные и всеобъемлющие исследования и капитальные монографии по изучению данного вопроса как таковые отсутствуют, однако это, в некоторой степени, компенсируется изучением материалов научно-практических конференций, различных круглых столов, семинаров и дискуссий, которые активно проводятся в последнее десятилетие в России и Китае.

Хронологически можно выделить следующие этапы российско-китайских взаимоотношений: 1) с конца XIX в. до 1911 г. (период до Синьхайской революции); 2) с 1912–1928 гг. (российско-китайские отношения накануне и во время первого объединенного фронта, политическая ориентация России на правительство Гоминьдана); 3) 1928–1949 гг. (советско-китайские отношения в период японской оккупации и второго объединенного фронта, политическая ориентация и активная поддержка КПК советским правительством); 5) 1949–1960 гг. («золотой век» советско-китайских отношений); 6) 1960 — конец 1991 гг. (период советско-китайского раскола); 7) 1991 — наши дни (современный этап) [1, c. 343].

В 1991 г. с распадом СССР пропала и система международных отношений, которая выстроилась в период после Второй мировой войны. Она характеризовалась биполярностью и противостоянием двух блоков — капиталистического и социалистического. Затем окончание холодной войны создало новую ситуацию на мировой арене, где все ее субъекты были вынуждены искать новые способы и методы взаимодействия. Несмотря на то, что правительство Китая было удивлено распадом СССР, вскоре после этого Пекин признал независимость Российской Федерации (РФ), равно как и 14 остальных бывших советских республик в качестве самостоятельных государств. В китайском руководстве говорилось, что «распад СССР ознаменовал собой окончание холодной войны и распад биполярной системы международных отношений» [2, с. 590].

Также после распада СССР в 1991 году и Китай, и Россия неоднократно заявляли, что являются сторонниками многополярности, стремятся к повышению роли ООН и других международных организаций в поддержании глобальной и региональной стабильности и содействии развитию всех стран. Обе страны являются не только постоянными членами Совета Безопасности ООН, но и государствами-членами ряда таких влиятельных международных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, «Большая двадцатка» и др. Сторона также активно участвуют в многосторонних экономических, политических и стратегических форумах с целью выработки общих взглядов двух сторон по международным вопросам и региональному сотрудничеству, РФ и КНР, основываясь, в первую очередь, на собственных геополитических и экономических интересах, отстаивают новый тип политического мышления в системе международных отношений.

С началом XXI века Китай и Россия вывели на новый уровень экономическое сотрудничество. В 2013 году Си Цзиньпином была выдвинута инициатива «Один пояс — один путь». В мае 2015 г. лидеры Китая и России подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства «Одного пояса и одного пути» и ЕАЭС. Согласно документу, сотрудничество включает восемь направлений: 1) расширение инвестиционного и торгового сотрудничества и оптимизация структуры торговли; 2) реализация крупномасштабных проектов инвестиционного сотрудничества и совместное строительство индустриальных парков и зон трансграничного экономического сотрудничества; 3) осуществление совместных проектов по развитию инфраструктуры в области мультимодальных перевозок; 4) реализация торговой и экономической политики в соответствии с правилами и стандартами управления; 5) создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, которые могут сыграть важную роль в региональном экономическом развитии; 6) содействие расширению расчетов в местной валюте в области торговли, прямых инвестиций и кредитов; 7) укрепление финансового сотрудничества через такие финансовые институты, как Фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций; 8) содействие региональному и глобальному многостороннему сотрудничеству в целях достижения гармоничного развития и расширения международной торговли [5].

Проекты в рамках ОПОП являются взаимодополняющими и взаимовыгодными: ЕАЭС обеспечивает институциональную основу для сотрудничества, а ОПОП предоставляет необходимые инвестиционные ресурсы для реализации совместных планов. На саммите ШОС в 2017 году, проходившем в Астане, российская сторона выступила с предложением объединить потенциалы ЕАЭС, ШОС и инициативы ОПОП для формирования большого евразийского партнерства [7, с. 362]. Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс — один путь», в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента. При этом российский лидер отметил, что выстраивание такого партнерства, безусловно, является длительным и кропотливым процессом. Успешное решение данной беспрецедентной по своим масштабам и уровню сложности задачи, основной целью которой является создание нового уклада на территории Азии в соответствии с принципами международного права, сохранение индивидуальной стратегии развития каждого государства и уважение национальных суверенитетов, может предоставить новые уникальные возможности для развития торговли и инвестиций, бизнеса и кооперации, а также реализации важных трансконтинентальных проектов [4, с. 60]. В свою очередь, председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с российским министром иностранных дел С. Лавровым в 2018 году высказал мысль о том, что Москва и Пекин достигли важных договоренностей, на основе которых им необходимо содействовать сопряжению ОПОП и ЕАЭС. По его словам, страны должны оказывать друг другу поддержку на международной арене при решении насущных вопросов путем наращивания взаимодействия в рамках различных организаций, в том числе и ШОС [8]. На фоне вышеописанных событий с каждым годом возрастало и инвестиционное сотрудничество.

Инвестиционное сотрудничество России и Китая достаточно институализировано: страны сформировали договорную базу развития сотрудничества, были созданы специальные институты (например, межправительственная Рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству); стимулирование инвестиций происходит «сверху». Следует отметить, что объемы китайских инвестиций значительно превосходят объемы инвестиций РФ в КНР. Наибольший поток прямых китайский инвестиций направлен в отрасль добывающей промышленности в России.

Сотрудничество в энергетической сфере является ключевым направлением всестороннего стратегического взаимодействия между Китаем и Россией. 1992–2000 гг. можно считать первым этапом в развитии российско-китайского энергетического сотрудничества. На этом этапе взаимодействия Китай в основном закупал у России сырую нефть, большая часть нефтепродуктов Китай импортировал из Индонезии, Омана и Малайзии. Сотрудничество в газовой сфере только начало формироваться, транспортная инфраструктура также не была до конца сформирована и находилась в стадии разработки. В 1990-е гг. изначально Россия ориентировалась на западные страны, Европа оставалась традиционно главным импортером российских энергоресурсов [3, с. 31].

С 2001 г. начинается новый этап энергетического сотрудничества, стороны озвучивают курс на расширение взаимодействия в данной отрасли. В 2003 г. Правительство РФ подписывает «Энергетическую стратегию РФ в период до 2020 г»., где официально оформляется ориентация России на поставки нефти и газа на Восток.

Стоит отметить, что внешнеполитическая ситуация (а именно, мировой экономический кризис 2009 г, украинский кризис 2014 г. и глобальная пандемия 2020 г.) сказывалась на взаимодействии в экономической сфере: в условиях экономического спада и находясь под воздействием экономических санкций Запада Россия начинала еще более активно развивать отношения с Китаем в данных сферах. Произошла постепенная переориентация в российско-китайском экономическом сотрудничестве: с развития отношений в военно-технической сфере в 1990-е — начале 2000-х гг. к расширению сотрудничества в сфере энергоресурсов в XXI в. Взаимодействие во всех вышеперечисленных сферах занимало важную роль в стратегическом партнерстве сторон, хоть и темпы сотрудничества в экономической области в целом явно отставали от политического сотрудничества.

Министр иностранных дел РФ С. Лавров в марте 2021 г. заявил, что «Российско-Китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 20 лет назад, все еще находится в стадии реализации и в ближайшем будущем будет автоматически продлен на 5 лет. Величайшее значение прогресса в отношениях между Китаем и Россией заключается в том, что обе стороны могут признавать и эффективно контролировать свои разногласия, постоянно расширяя свое взаимодействие путем поиска консенсуса по спорным моментам» [6, с. 124].

На основе анализа отношений российско-китайского партнерства за период с 1991 по 2023 гг. с использованием комплексного подхода и в исторической динамике выявлены: более ощутимая и наглядная результативность партнерства, что выражается в модернизации, появлении или развитии новых отраслей, чего не наблюдается в России; неравномерность хода сотрудничества и деформация заявленных принципов, что привело к эволюции партнерства в менее выгодную для России сторону.

Россия долгое время не уделяла внимания мониторингу и оценкам эффективности как партнерства в целом, так и возникающих проблем: доверия, равноправия партнеров, появления недобросовестной конкуренции и нарушения прав интеллектуальной собственности, отстаивания китайским партнером проектов, разработанных без учета влияния их внедрения на социальную обстановку и экологическое благополучие российских регионов.

Россия рассматривает партнерство с КНР как взаимодействие двух равноправных, суверенных субъектов международных отношений, самостоятельно определяющих свою внешнюю политику, но координирующих усилия по решению острых международных проблем. Китай, опираясь на свою возрастающую мощь, предлагает более высокую степень координации выработки решений и действий, предполагающую его лидирующую роль. В отраслевом взаимодействии РФ выдвигает широкий спектр сфер сотрудничества с приоритетом развития наукоемких направлений, для КНР же главным остается получение доступа к сырью с условием его переработки на китайской территории и поставки произведенной из него готовой продукции.

Можно выделить четыре основные точки зрения на перспективу развития внешнеполитических отношений России и Китая:

1) Уровень политических отношений России и Китая высок, но эффективность политического сотрудничества низка.

2) В целом, китайско-российское стратегическое взаимодействие, направленное на утверждение многополярного миропорядка, находится на подъеме, в отличие от западного пути к глобализации и от западной системы международных отношений, где гегемония США ограничивает эффективное развитие стратегического сотрудничества.

3) В условиях глобализации факторы, влияющие на отношения России и Китая, могут иметь разные последствия. Соответственно, развитие внешнеполитических отношений России и Китая не может быть однозначным.

4) В целом быстрое развитие китайской экономики и постепенное возрождение России, происходящие изменения внешнеполитического курса КНР и РФ не создают новых угроз безопасности друг другу, их сотрудничество имеет стратегическое значение для создания новых структур международных отношений и обеспечения стабильности стран Евразии.

На данном этапе исторического развития России, Китай становится первым по значимости направлением для России, что хорошо осознается ее внешнеполитическим руководством, в отличие от прежних исторических периодов. Вместе с тем события последних лет свидетельствуют о неоднозначности и многомерности процессов развития внешнеполитических отношений РФ и КНР.

На сегодняшний день существуют различные оценки партнерства КНР России: с одной стороны, оно признается РФ и КНР «лучшим периодом» отношений за всю историю. С другой, в обеих странах существуют и иные концепции. В КНР, переоценивая распад СССР, видят Россию «второстепенным» государством, отставшим в своем развитии от ведущих мировых держав на десятилетия, что диктует Китаю делать ставку в модернизации на других партнеров, а Россию использовать в качестве источника сырья. В России, столкнувшись с жесткой позицией Китая в получении сырья и с избыточным поступлением китайских товаров и рабочих рук на внутренний рынок, заговорили об опасности превращения в сырьевой придаток соседа, остроте миграционной и экологической проблем. Стало формироваться общественное мнение: в Китае — о необходимости более активных действий на международной арене в соответствии с достигнутой мощью, в России — о неравнозначности отношений. Наконец, в международных отношениях до сих пор нет устоявшегося понимания терминов «стратегическое партнерство», «стратегическое взаимодействие». Рассмотрение их необходимо, поскольку дает определенный ключ к пониманию основ отношений сотрудничества РФ и КНР, подходов к нему сторон и возможных перспектив.

Таким образом, современные отношения партнерства и стратегического взаимодействия РФ и КНР в качестве формы международного взаимодействия можно понимать как отношения временного сближения, альянса на базе сходства взглядов, критериев, понятий, возможно — некоторых целей, необязательно общих. Такие отношения дают возможность получить поддержку партнера в определенных вопросах, действиях, которые принесут выгоду тому из партнеров, кто более активен, следует стратегически просчитанной линии.

Каждая сторона имеет свои подходы к развитию партнерства. В основе подхода КНР к разработке стратегии партнерства лежит цивилизационный опыт и традиции, огромная подготовительная работа институтов по изучению страны-партнера, ее достижений и проблем. У России не сформировалось четкой стратегии в партнерстве, и лишь итоги первого десятилетия, закрепившего за Россией статус поставщика сырья для КНР, заставили вести мониторинг эффективности партнерства, составлять более тщательно просчитанные планы сотрудничества.

Среди всех областей партнерства одним из наиболее эффективных является сотрудничество в международной сфере, в нем отражаются интересы народов двух стран, их желание жить в мире, безопасности, развивать общество и экономику, повышать уровень благосостояния, сохранять суверенитет и не попадать под давление других стран. От согласования отдельных шагов РФ и КНР перешли к стадии совместных инициатив и координации действий, при этом китайская сторона убеждена в своей лидирующей роли в партнерстве.

В торгово-экономическом сотрудничестве наибольшие достижения представлены ростом объемов торговли, в инвестиционном — ростом инвестиций, однако цены, условия, сопровождающие многие проекты, структура товарообмена вызывают неоднозначные оценки. В ходе партнерства содержание принципов равноправия, уважения интересов друг друга, взаимодополняемости несколько деформировалось. Предложения РФ об участии в модернизации промышленности северо-востока КНР и диверсификации спектра сотрудничества не идут дальше фиксации в межгосударственных документах. Успешность сотрудничества оценивается китайскими партнерами с точки зрения продвижения прежде всего проектов, ориентированных на получение сырья, доступа к месторождениям и обеспечения занятости китайской рабочей силы. С этим связаны и направления инвестиций. Нынешнее состояние инвестиционной сферы не оказывает заметного положительного влияния ни на развитие российских регионов, на модернизацию и технический уровень отдельных отраслей промышленности.

Значимость военно-технического сотрудничества остается важной для обеих сторон. КНР всегда была заинтересована в развитии этого направления. Прогресс Китая в космической отрасли обусловлен в огромной степени сотрудничеством с Россией. На современном этапе КНР перешла к собственному производству вооружений, военной и космической техники, а в сотрудничестве с РФ отдает предпочтение совместным научным и технологическим разработкам.

С началом ХХI века на первый план в сотрудничестве РФ и КНР выходит взаимодействие в гуманитарной сфере, важное с точки зрения вовлечения широких народных масс и развития знаний о культуре соседней страны, что в целом должно способствовать решению общих задач партнерства. Главным условием успешного решения такой задачи является совместное решение острых проблем, таких, как легальная и нелегальная миграция, контроль над хозяйственной деятельностью граждан КНР на российской территории, часто ведущейся с нарушением экологических норм.

В настоящее время происходит новый виток развития российско-китайских международных отношений, что дает почву для новых исследований.

Литература:

  1. Бажанов, Е. П. Россия и Китай. Четыре века взаимодействия: история, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Е. П. Бажанов. — М.: Весь мир, 2013. — 701 с.
  2. Богатуров, А. Д. Системная история международных отношений. События и документы 1918–2003. В четырех томах. Том третий. 1945–2003 гг. / А. Д. Богатуров. — М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003. — 720 с.
  3. Ли Ин. Международное сотрудничество КНР и РФ в энергетической сфере / Ли, И. // Общество: политика, экономика, право. — 2021. — № 2. — С. 30–37.
  4. Николаев, В. В. Торгово-экономическое сотрудничество Китая и России как фактор внешней политики двух держав / В. В. Николаев // Управленческое консультирование. — 2019. — № 2. — С. 55–61.
  5. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути // Официальный сайт Президента Российской Федерации. — URL: http://kremlin.ru/supplement/4971. — Дата доступа: 06.11.2022.
  6. 徐代军, 新时代中俄关系的战略定位与发展 // 时代人物 (Сюй Дайцзюнь, Стратегическое позиционирование и развитие китайскороссийских отношений в новую эпоху// Люди эпохи). — 2021. — № 4. — С. 124–125.
  7. 邢广程, 中俄关系是新型大国关系的典范 // 改革开放以来的中 国与世界 (Син Гуанчэн, Китайско-российские отношения — модель нового типа отношений великих держав // Китай и мир после реформ и открытости). — 2018. — № 1. — С. 362–367.
  8. 承前启后,继往开来努力开创上海合作组织事业新局面—在上海 合作组织成员国元首莫斯科会议上的讲话 // 中花人民共和国驻俄罗斯联邦 大使馆 (Наследовать старое и открывать пути новому, прикладывать усилия, чтобы начать новую эру в ШОС // Выступление Ху Цзиньтао на Московской встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества). — URL: http://ru.chinaembassy.org/chn/shhzzz/zyjhhwj/t24657.htm. — Дата доступа: 30.11.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, КНР, РФ, отношение, распад СССР, внешнеполитическое отношение России, сотрудничество, сторона, Российская Федерация.


Похожие статьи

Российско-китайские отношения на современном этапе

Китай, Россия, российско-китайское сотрудничество, китайская сторона, проект, двусторонний товарооборот, развитие, долл, темп роста, Российская Федерация.

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях...

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими.

Военное сотрудничество КНР с Россией на современном этапе

Развитие китайско-российского военного сотрудничества в период РФ сосредоточено на следующих направлениях [10]: Первое — это область военных технологий. Широкомасштабное военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией в целом началось в 1993 году.

Развитие экономических отношений России и Китая...

Правовая база сотрудничества между Россией и КНР определена Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством КНР о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 года.

Международные договоры в сфере торгово-экономического...

Раскрывая выше положительную сторону договорных отношений России и Китая в рамках торгово-экономического сотрудничества, необходимо отметить и отрицательные аспекты в разрезе взаимоотношений стран.

Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг....

Отношения китайско-российского стратегического партнёрства были построены в конце 1980-х гг. В мае 1989 года по приглашению КНР с официальным визитом в Китай приехал президент СССР, председатель Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь КПСС М. С. Горбачёв.

Анализ отношений России и Китая через призму учения...

События 2022 года показали, что при постановке вопроса торговли на глобальном рынке Китай займёт сторону Европы и США, а не России, так как доля экспорта в эти регионы составляет в разы больше, а потеря российского рынка не выглядит как страшный экономический удар.

Стратегическое сотрудничество России и Китая в условиях...

Китай занимает первое место среди торговых партнеров России. Российская Федерация — девятое место по объему товарооборота с КНР, и она также нуждается в расширении использования национальной валюты.

Центральная Азия как объект влияния треугольника «Китай...»

Центрально-азиатские республики, используя многовекторный характер внешней политики, периодически меняют ориентир (Россия, США, Китай) в зависимости от сложившейся внутренней и внешней обстановки.

Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской...

 Шанхайская организация сотрудничества (далее ШОС), является организацией обеспечивающая региональную безопасность, в которой и Китай, и Россия являются ведущими странами.

Похожие статьи

Российско-китайские отношения на современном этапе

Китай, Россия, российско-китайское сотрудничество, китайская сторона, проект, двусторонний товарооборот, развитие, долл, темп роста, Российская Федерация.

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях...

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими.

Военное сотрудничество КНР с Россией на современном этапе

Развитие китайско-российского военного сотрудничества в период РФ сосредоточено на следующих направлениях [10]: Первое — это область военных технологий. Широкомасштабное военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией в целом началось в 1993 году.

Развитие экономических отношений России и Китая...

Правовая база сотрудничества между Россией и КНР определена Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством КНР о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 года.

Международные договоры в сфере торгово-экономического...

Раскрывая выше положительную сторону договорных отношений России и Китая в рамках торгово-экономического сотрудничества, необходимо отметить и отрицательные аспекты в разрезе взаимоотношений стран.

Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг....

Отношения китайско-российского стратегического партнёрства были построены в конце 1980-х гг. В мае 1989 года по приглашению КНР с официальным визитом в Китай приехал президент СССР, председатель Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь КПСС М. С. Горбачёв.

Анализ отношений России и Китая через призму учения...

События 2022 года показали, что при постановке вопроса торговли на глобальном рынке Китай займёт сторону Европы и США, а не России, так как доля экспорта в эти регионы составляет в разы больше, а потеря российского рынка не выглядит как страшный экономический удар.

Стратегическое сотрудничество России и Китая в условиях...

Китай занимает первое место среди торговых партнеров России. Российская Федерация — девятое место по объему товарооборота с КНР, и она также нуждается в расширении использования национальной валюты.

Центральная Азия как объект влияния треугольника «Китай...»

Центрально-азиатские республики, используя многовекторный характер внешней политики, периодически меняют ориентир (Россия, США, Китай) в зависимости от сложившейся внутренней и внешней обстановки.

Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской...

 Шанхайская организация сотрудничества (далее ШОС), является организацией обеспечивающая региональную безопасность, в которой и Китай, и Россия являются ведущими странами.

Задать вопрос