Электронные бухгалтерские документы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.09.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Калинина, А. А. Электронные бухгалтерские документы / А. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105752/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье автор уточняет понятие «электронный бухгалтерский документ» и выявляет основные направления совершенствования процесса составления и использования электронных бухгалтерских документов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности современной организации.

Ключевые слова : электронный документооборот, электронный бухгалтерский документ, цифровизация .

Взаимодействие между организациями различных форм собственности, между государством и бизнесом в современных условиях находится под значимым влиянием прогрессивных технологий и стремительного процесса цифровизации, способствовавших ускорению и виртуализации темпов жизни, а также трансформации экономической и социальной действительности. Неотъемлемой частью такого процесса становятся электронные бухгалтерские документы, разрабатываемые и внедряемые в рамках системы электронного документооборота как единой предметно-ориентированной информационной среды организации. При этом технологии, заложенные в основе электронного документооборота, способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей цифровой экономики, обеспечению прозрачности деятельности организации, повышению бесперебойности и надежности хранения, обработки и передачи электронных бухгалтерских документов, устранению посредников при осуществлении транзакций 5, с. 5.

Однако развитие эффективного электронного бухгалтерского документооборота затрудняется ростом общей криминализации экономических процессов и отношений, неправомерными действиями с использованием электронных бухгалтерских документов, отсутствием единообразного понимания сущности инструментов нового поколения, невозможностью создания единой универсальной базы в связи с наличием определенной специфики в деятельности организаций, функционирующих в разных отраслях экономики, различием в их размерах, стиле управления, общем уровне технологической зрелости. Наряду с этим, нашим государством предпринимаются активные шаги по переходу на электронный документооборот. Так, применение утвержденных Минфином России форм электронных документов с 1 января 2023 года становится обязательным для всех государственных и муниципальных учреждений при ведении бухгалтерского учета 2. В связи с этим возникает объективная потребность в выделении основных направлений совершенствования процесса составления и использования в хозяйственно-финансовой деятельности организаций необходимых электронных бухгалтерских документов.

Прежде всего, необходимо сформулировать понятие «электронный бухгалтерский документ», так как в науке и практике основное внимание акцентируется лишь на определении электронного документа. Например, Р. Р. Галяутдинов и В. А. Коваленко считают, что «в качестве электронных документов могут выступать не только официальные документы, но и информация, не являющаяся юридически значимой, но, наделенная доказательственным значением» 3, с. 61. По мнению Ф. П. де Андраде и М. Сильва, «электронный документ представляет собой документ, созданный на двоичном языке, хранящийся в компьютерном формате и поддерживающий возможность преобразования в язык, понятный человеку, который может быть изменен, скопирован или передан с помощью средств компьютерной техники» 4, с. 50. З. С. Лебедев указывает на то, что электронный документ — «это новый вид документа, информация, содержащаяся в котором, не отражена на материальном носителе, а существует в цифровом виде» 7, с. 122. Официальная дефиниция представлена законодателем в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» 1.

В соответствии с проведенным анализом различных подходов представляется целесообразным сформулировать следующее определение: электронный бухгалтерский документ — относительно новый вид документа, в котором необходимая для обеспечения бухгалтерского учета информации отражена в цифровом виде, без отражения на материальном носителе, но пригодна для восприятия человеком и хранения, обработки и передачи с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Следует также отметить, что отсутствием полноценной нормативной, технологической и организационной базы, необходимой для обеспечения юридически значимого электронного документооборота в рамках бухгалтерского учета, несформированностью единых подходов к создаваемым, хранимым и используемым в хозяйственной деятельности организаций электронных бухгалтерских документов обусловлены существенные препятствия для перехода хозяйствующих субъектов к безбумажному цифровому взаимодействию. На устранение существующих барьеров направлена утвержденная в 2020 году Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности, предусматривающая реализацию мероприятий по нормативному регулированию форматов и сервиса визуализации электронных документов, внедрения сервисов работы с электронной подписью и проработку различных вопросов, непосредственно связанных с организацией электронного документооборота в Российской Федерации 6.

Также ФНС России разработаны новые форматы применяемых в электронном документообороте бухгалтерских документов (рис. 1).

Разработанные форматы новых электронных документов для бухгалтерского учета

Рис. 1. Разработанные форматы новых электронных документов для бухгалтерского учета

В соответствии с проведенным исследованием выделим основные направления совершенствования процесса составления и использования электронных бухгалтерских документов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности современной организации:

— разработка и утверждение локального порядка работы с электронными бухгалтерскими документами с учетом специфики деятельности, размера, стиля управления и уровня технологической зрелости организации;

— полное обеспечение деятельности организации всеми необходимыми учетными и внеучетными документами преимущественно в электронной форме;

— осуществление регулярного контроля за электронным документооборотом для исключения непреднамеренных ошибок и умышленных искажений при составлении электронных документов;

— своевременное составление и корректировка электронных бухгалтерских документов с учетом требований законодательства;

— разработка, утверждение и мониторинг порядка составления и использования электронных бухгалтерских документов в организации с учетом специфики деятельности,

— обеспечение безопасности электронного документооборота.

Таким образом, для совершенствования процесса составления и использования электронных бухгалтерских документов в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности автором предложено закрепление единого определения понятия «электронный бухгалтерский документ» (относительно новый вид документа, в котором необходимая для обеспечения бухгалтерского учета информации отражена в цифровом виде, без отражения на материальном носителе, но пригодная для восприятия человеком и хранения, обработки и передачи с использованием информационно-телекоммуникационных технологий), разработка и утверждение локального порядка работы с электронными бухгалтерскими документами с учетом специфики деятельности, размера, стиля управления и уровнем технологической зрелости организации с проведением постоянного мониторинга его выполнения; своевременное составление и корректировка электронных бухгалтерских документов с учетом требований законодательства; осуществление регулярного контроля за электронным документооборотом для исключения непреднамеренных ошибок и умышленных искажений при составлении электронных документов; обеспечение безопасности системы электронного документооборота.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3448.
  2. Приказ Минфина России от 15.04.2021 г. № 61н (ред. от 07.11.2023) «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» // Официальный интернет-портал правовой информации, 2021 г., № 0001202106290010.
  3. Галяутдинов, Р. Р. Тактика осмотра электронных документов / Р. Р. Галяутдинов, В. А. Коваленко. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 10–3 (73). — С. 58–62.
  4. Де Андраде, Ф. П. Электронный документ: форма и формат / Ф. П. де Андраде, М. Сильва. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2022. — № 1. — С. 49–57.
  5. Дюдикова, Н. И. Методология и инструментарий формирования единого платежного пространства и интеграции цифровых финансовых активов в международные расчетные системы: специальность 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Дюдикова Екатерина Ивановна; ФГАОУ ВО СКФУ. — Ставрополь, 2021. — 413 с. — Текст: непосредственный.
  6. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности. — Текст: электронный // ФНС России: сайт. — URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/edo/edo_concept.pdf (дата обращения: 23.08.2023)
  7. Лебедев, З. С. Электронные документы в уголовном процессе / З. С. Лебедев. — Текст: непосредственный // Юридический вестник Самарского университета. — 2022. — Т. 8. № 1. — С. 110–115.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, документ, бухгалтерский учет, основное направление совершенствования процесса составления, электронный документ, материальный носитель, современная организация, финансово-хозяйственная деятельность, цифровой вид, электронная форма.


Ключевые слова

Электронный документооборот, цифровизация, электронный бухгалтерский документ

Похожие статьи

Проблема соотношения бумажного и электронного...

Внедрение электронного документооборота требует учитывать, где его использование запрещено, какие документы должны обязательно быть представленными в бумажном подлиннике, какие же эффективнее создавать в электронном виде.

Особенности компьютеризации бухгалтерского учета...

Локальная установка на компьютеры организации специализированного программного обеспечения для ведения учета всей хозяйственной деятельности организации, в том числе и бухгалтерского учета.

Новации бухгалтерской финансовой отчетности в 2022 году...

В научной статье представлены результаты анализа основных новаций и тенденций развития бухгалтерской финансовой отчетности в современной практике российских предприятий.

Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии...

Основным классификационным признаком бухгалтерских программ остается их ориентация на размер предприятия и состав выполняемых ими функций. Накопленный опыт составления и применения программ автоматизации бухгалтерского учета позволяет выделить и их группы.

Трансформации профессии бухгалтера в условиях развития...

«Цель профессиональной деятельности, заявленная в нынешней редакции профстандартов, четко соответствует той, которая присутствует в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

Совершенствование способа представления бухгалтерской...

В настоящее время современные организации независимо от вида, форм деятельности и подчиненности ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательств, хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.

Автоматизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений...

Автоматизированная форма бухгалтерского учета отражает системный подход к описанию учетного процесса в условиях автоматизации в зависимости от варианта модели учета, технических средств и программного обеспечения.

Роль цифровой экономики в эффективном ведении...

Цифровая экономика сегодня является одним из ускоряющих факторов экономического роста. В данной статье рассматриваются основные направления модернизации бухгалтерского учета в условиях цифровой экономики и информационного общества.

Учетно-финансовое документирование как важный элемент...

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Похожие статьи

Проблема соотношения бумажного и электронного...

Внедрение электронного документооборота требует учитывать, где его использование запрещено, какие документы должны обязательно быть представленными в бумажном подлиннике, какие же эффективнее создавать в электронном виде.

Особенности компьютеризации бухгалтерского учета...

Локальная установка на компьютеры организации специализированного программного обеспечения для ведения учета всей хозяйственной деятельности организации, в том числе и бухгалтерского учета.

Новации бухгалтерской финансовой отчетности в 2022 году...

В научной статье представлены результаты анализа основных новаций и тенденций развития бухгалтерской финансовой отчетности в современной практике российских предприятий.

Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии...

Основным классификационным признаком бухгалтерских программ остается их ориентация на размер предприятия и состав выполняемых ими функций. Накопленный опыт составления и применения программ автоматизации бухгалтерского учета позволяет выделить и их группы.

Трансформации профессии бухгалтера в условиях развития...

«Цель профессиональной деятельности, заявленная в нынешней редакции профстандартов, четко соответствует той, которая присутствует в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

Совершенствование способа представления бухгалтерской...

В настоящее время современные организации независимо от вида, форм деятельности и подчиненности ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательств, хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.

Автоматизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений...

Автоматизированная форма бухгалтерского учета отражает системный подход к описанию учетного процесса в условиях автоматизации в зависимости от варианта модели учета, технических средств и программного обеспечения.

Роль цифровой экономики в эффективном ведении...

Цифровая экономика сегодня является одним из ускоряющих факторов экономического роста. В данной статье рассматриваются основные направления модернизации бухгалтерского учета в условиях цифровой экономики и информационного общества.

Учетно-финансовое документирование как важный элемент...

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Задать вопрос