Экспертиза ценности документов: понятия и суть | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.08.2023

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Гибадуллина, Е. А. Экспертиза ценности документов: понятия и суть / Е. А. Гибадуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105693/ (дата обращения: 11.05.2024).



Данная статья посвящена раскрытию значения экспертизы ценности документов в целом, первоначальных этапах проведения экспертизы, в чем заключается ценность документа, каково архивное значение, состав экспертной комиссии. Статья предоставит общие и ясные понятия для студентов и начинающих специалистов-документоведов, в чем суть экспертизы ценности документов.

Ключевые слова: экспертиза ценности, документная ценность, архивное значение, экспертная комиссия, суть экспертизы документа.

Экспертиза ценности документов — процедура для определения сроков хранения, их изучения и отбора на государственное хранение.

Данная процедура проводится на основании действующего законодательства, правовых актах Российской Федерации по архивным делам и документационному обеспечения управления, типовых и ведомственных перечней документов с указанием сроков их хранения, типовых, примерных и разработанных в организации номенклатур дел; нормативно-методических документов Федеральной архивной службы России и органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

В процессе деятельности организации образуются документы, содержащие различную по своему значению информацию. Информация заключается в ряде документов, имеет оперативное значение, к ней обращаются лишь в течении определенного времени в практических целях. После утраты практического значения хранение таких документов не имеет смысла — они подлежат уничтожению. Другие документы содержат информацию, необходимую в течении длительного времени. Третьи составляют документы, в которых заключается информация, ценная с научной, политической, исторической, экономической, социально-культурной, практической точки зрения. Они подлежат постоянному хранению.

В связи с этим возникает ряд задач:

  1. Отбор документов на государственное хранение.
  2. Определение сроков хранения документов, не утративших свое значение в течение ряда лет.
  3. Выделение документов с истекшим сроком ведомственного хранения к уничтожению.
  4. Замена утративших по каким-либо причинам подлинников документов их копиями.

Для решения таких задач необходимо проведение экспертизы ценности документов.

Экспертиза ценности документов в организации проводится в несколько этапов.

Первый — на стадии делопроизводства:

  1. При разработке номенклатуры дел, когда определяется ценность будущего дела на основании перечней документов и опыта работы;
  2. При регистрации поступающих в учреждение документов, когда проставляются на документах индексы, определяются их принадлежность к конкретному делу;
  3. При направлении документов в дело (исполнитель, подробно изучив вопрос, рассматриваемый в документе, более квалифицированно может судить о принадлежности документа, чем регистрировавший его секретарь).

Второй этап проводится на стадии подготовки дел для передачи в ведомственный архив после завершения их делопроизводством (осуществляются делопроизводственными персоналом в структурных подразделениях и контролируются экспертной комиссией учреждения).

Третий этап — на стадии подготовки дел для передачи на государственное хранение (производится работниками ведомственного архива, членами экспертной комиссии учреждению и работниками государственного архива).

Для организации и проведения экспертизы ценности документов, отбора на государственное хранение, контроля оказание методической помощи в организациях создается Экспертная комиссия (ЭК). В крупных организациях со сложной структурой создается Центральная экспертная комиссия (ЦЭК), координирующие работу ЭК организаций сети или ЭК структурных подразделений.

Деятельность экспертной комиссии регламентируется «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» от 2015 года.

Специалисты экспертной комиссии должны определить значимость и ценность информации, которая содержится в документации. Если в организации присутствует специалист по работе с архивами, то его следует принять в состав комиссии, т. к. он осведомлен в вопросах хранения и утилизации документов.

Члены экспертной комиссии имеют право не принимать к обработке некачественные и неправильно обработанные документы. Это право им дает п. 4.5 Приказа Росархива «Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия».

Отбор документов на постоянное хранение производится в соответствии со специально разработанными критериями, объединенными в группы по происхождению, содержанию, по внешним особенностям документов.

К критериям происхождения относятся: роль и место организации в системе государственного управления или конкретной отрасли, значимость выполняемых ею функций, значение физического лица в жизни общества, время и место образования документа.

К критериям содержания относится: значимость события, отраженного в документе, значение имеющейся в документе информации, повторение информации документе в других документах.

К критериям внешних особенностей относятся: юридическая достоверность документа, форма фиксирования и передачи содержания, оформления документа и его физическое состояние.

Значимость учреждения или лица, которые создали документы.

Ценность комплекса документов, созданных в учреждениях, организациях, определяется прежде всего значимостью учреждения в системе государственного управления, в развитии науки, народного хозяйства, культуры, и других отраслей общества.

Органы государственной власти и управления создают документы, отражающие деятельность государства, научные учреждения — научно-технический прогресс, производственные объединения — развитие экономики и т. п.

Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации В редакции Федерального закона от 18.06.2017 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены сроки временного хранения документов по личному составу организаций, а именно:

– документы по личному составу, законченные делопроизводством до 01 января 2003 года, хранятся 75 лет;

– документы по личному составу, законченные делопроизводством после 01 января 2003 года, хранятся 50 лет;

– документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения.

По истечении установленных сроков хранения документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности источников комплектования государственных и муниципальных архивов, подлежат экспертизе ценности документов.

Приведенные выше положения закона не распространяются на документы по личному составу, в отношении которых действующими перечнями архивных документов с указанием сроков их хранения установлен иной срок хранения.

Отбор документов на государственное хранение производится из учреждений, играющих наиболее важную роль в жизни общества.

В соответствии с Законом «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечению сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, образующиеся в процессе деятельности территориальных органах, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.

Государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям запрещается передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации в музеи, библиотеки, организации Российской академии наук негосударственные организации.

Литература:

  1. Кузнецов С. Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: 2-ое издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2017 г. — 281 с.
  2. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 43. — Ст. 4169.
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.03.2016 № 43-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 10. — Ст. 1317.
  4. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. — М.: Главархив СССР, 1991.
  5. Об архивном деле в Российской Федерации: федер. закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, документ, экспертная комиссия, государственное хранение, личной состав, Архивный фонд, государственная власть, орган, экспертиза ценности документов, государственная служба.


Ключевые слова

экспертиза ценности, экспертная комиссия, документная ценность, архивное значение, суть экспертизы документа

Похожие статьи

Экспертиза ценности документов: становление и развитие

Статья посвящена анализу работы по определению ценности документов с целью передачи их на архивное хранение. Раскрыты этапы формирования экспертизы ценности документов.

Правовое регулирование использования архивных документов...

документ, Российская Федерация, архив, Архивный фонд, законный способ, использование документов, местное самоуправление, форма использования, архивное дело, электронная форма.

Роль службы документационного обеспечения управления...

Экспертная комиссия создается в целях организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, образовавшихся в деятельности организации или учреждения.

Экспертиза ценности документов в высших учебных заведениях

Процедура экспертизы ценности документов в подразделениях должна проводиться при составлении номенклатуры дел, при оформлении дел, при проверке правильности отнесения документов к делам и при подготовке дел к последующему хранению.

Выделение документов с истекшими сроками хранения...

Выделение дел и документов с истекшими сроками хранения к уничтожению является одной из основных целей проведения экспертизы ценности документов в организации.

Проблемы и перспективы хранения электронных документов...

Свердловская область, документ, электронный документооборот, Российская Федерация, архив, Архивный фонд, источник комплектования, государственная власть, единица хранения, установленный порядок.

Правовое регулирование и теоретико-методологическое...

Статья 17 закона гласит, что в состав Архивного фонда Российской Федерации включаются архивные документы, независимо от способа их создания и вида носителя, в том числе электронные документы.

Этапы создания архива в организации | Статья в журнале...

При выделении документов с истекшим сроком хранения к уничтожению или передаче на архивное хранение проводится экспертиза ценности документов. Но на экспертизу принимаются только документы, оформленные в дела.

Особенности организации хранения технической документации...

Для выявления важности документов для организации, определения сроков их хранения производится экспертиза ценности документов (ЭЦД), с целью ее проведения в организации создается экспертная комиссия.

Похожие статьи

Экспертиза ценности документов: становление и развитие

Статья посвящена анализу работы по определению ценности документов с целью передачи их на архивное хранение. Раскрыты этапы формирования экспертизы ценности документов.

Правовое регулирование использования архивных документов...

документ, Российская Федерация, архив, Архивный фонд, законный способ, использование документов, местное самоуправление, форма использования, архивное дело, электронная форма.

Роль службы документационного обеспечения управления...

Экспертная комиссия создается в целях организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, образовавшихся в деятельности организации или учреждения.

Экспертиза ценности документов в высших учебных заведениях

Процедура экспертизы ценности документов в подразделениях должна проводиться при составлении номенклатуры дел, при оформлении дел, при проверке правильности отнесения документов к делам и при подготовке дел к последующему хранению.

Выделение документов с истекшими сроками хранения...

Выделение дел и документов с истекшими сроками хранения к уничтожению является одной из основных целей проведения экспертизы ценности документов в организации.

Проблемы и перспективы хранения электронных документов...

Свердловская область, документ, электронный документооборот, Российская Федерация, архив, Архивный фонд, источник комплектования, государственная власть, единица хранения, установленный порядок.

Правовое регулирование и теоретико-методологическое...

Статья 17 закона гласит, что в состав Архивного фонда Российской Федерации включаются архивные документы, независимо от способа их создания и вида носителя, в том числе электронные документы.

Этапы создания архива в организации | Статья в журнале...

При выделении документов с истекшим сроком хранения к уничтожению или передаче на архивное хранение проводится экспертиза ценности документов. Но на экспертизу принимаются только документы, оформленные в дела.

Особенности организации хранения технической документации...

Для выявления важности документов для организации, определения сроков их хранения производится экспертиза ценности документов (ЭЦД), с целью ее проведения в организации создается экспертная комиссия.

Задать вопрос