Содержание и история инженерной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 28.08.2023

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Бородин, И. А. Содержание и история инженерной деятельности / И. А. Бородин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 23-30. — URL: https://moluch.ru/archive/481/103008/ (дата обращения: 10.05.2024).



Введение

Тема настоящего статьи посвящена концепции инженерной деятельности. Исследуется спектр деятельности, в которую вовлечены инженеры. Раскрываются различные аспекты инженерной деятельности.

Исследуются различные виды деятельности, связанные с инженерным делом. В статье рассказывается о понятии инженерной деятельности, её значимости, поскольку оно дает всестороннее понимание различных видов инженерной деятельности, демонстрирует решающую роль, которую инженеры играют в современном обществе. В нем подчеркивается широкий спектр обязанностей инженеров, включая генерацию идей, проектирование, планирование, внедрение, тестирование и обслуживание.

Кроме того, понимание различных видов деятельности, которыми занимаются инженеры, обобщение знаний о возникновении понятия «инженерная деятельность» и определение содержания и сущности инженерной деятельности имеют решающее значение для людей, которые заинтересованы в карьере инженера. Эти знания могут помочь в принятии решений о карьере и предоставить рекомендации по навыкам и знаниям, которые необходимы для успеха в этой области.

В настоящем исследовании мы ставим цели подчеркнуть важность междисциплинарного сотрудничества и непрерывного обучения в области инженерии, оценить значительный вклад, который инженеры вносят в различные области, от разработки новых медицинских технологий до проектирования устойчивых энергетических систем.

Понимая масштабы инженерной деятельности, наше исследование помогает вдохновить людей на карьеру в области инженерии, а также дает ценную информацию людям, заинтересованным в том, чтобы узнать, как инженерия может помочь в решении глобальных социальных проблем, таких как изменение климата, энергетический переход или глобальные пандемии. Рассматривается исторический генезис инженерного дела в истории России.

Этимология слова «инженер» и концепция инженерной деятельности

Впервые слово «инженер» стало использоваться в античном мире для названия лиц, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Германии и применялось по отношению к строителям мостов и дорог, затем оно распространилось и в другие страны.

В свою очередь В. Г. Горохов отмечает, что: «Но на самом деле образование только тогда дает ему право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и приобретенные после её окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационником, наконец, умелым организатором производства» [2, с. 4].

Инженерная деятельность относится к сложному набору процессов, связанных с проектированием, разработкой и производством технологических решений реальных проблем. Это может включать в себя все: от концептуализации новых машин, материалов или систем до анализа данных и тестирования прототипов в лаборатории или в полевых условиях.

Отметим, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу научного, технического и других видов творчества [7]. Это положение имеет принципиальное значение для учёных вообще и для инженеров в частности. Конституционный принцип получил развитие в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [12], в котором субъектам научно-технической деятельности гарантируется свободу творчества и право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок, а также гарантируется свобода доступа к научной и научно-технической информации

Термин «инженерная деятельность» относится к процессу применения научных и математических принципов для проектирования, разработки и улучшения новых продуктов, систем и технологий. Инженерная деятельность часто включает междисциплинарное сотрудничество, экспериментирование и создание прототипов и играет решающую роль в формировании многих аспектов современного общества, включая инфраструктуру, транспорт, связь и производство энергии, среди прочего.

Истоки инженерной деятельности восходят к древним цивилизациям, где люди разрабатывали сложные инженерные решения для удовлетворения своих потребностей: акведук для доставки воды или широкие и надежные дороги для перемещения грузов и войск. Однако современная концепция инженерной деятельности как научной и формализованной дисциплины возникла во время промышленной революции.

В древние времена инженерия была в значительной степени эмпирической областью, где методом проб и ошибок создавались функциональные, но часто грубые устройства. Заметный след в развитии этого вида деятельности оставил Архимед (287–212 гг. до н. э.) древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз, занимавшейся арифметикой и геометрией. Он был автором многих технических изобретений, в том числе винта и винтовой передачи на принципе которого построил водоподъемное приспособление («архимедов винт»), использовавшийся для осушки долины, залитой Нилом [6].

Однако во время промышленной революции во второй половине XVII и начале XVIII веков, когда человечество перешло от использования мышечной силы к механической энергии, инженерия стала превращаться в более формализованную и научную дисциплину. Индустриализация сопровождалось разработкой и развитием новых технологий, таких как изобретение парового двигателя Фердинандом Вербистом (1623–1688) в 1672г. и токарно-винторезного станка в 1717г. Андреем Нартовым(1693–1756), а инженеры начали создавать более сложные конструкции, используя математические модели и расчеты.

В XX веке инженерная деятельность продолжала быстро развиваться, благодаря множеству значительных событий и достижений, которые сформировали эту область. Одним из самых примечательных событий стала космическая гонка, которая подтолкнула инженеров к разработке передовых технологий, таких как ракеты, спутники и скафандры. Другим важным событием стал рост доступности компьютеров и цифровых технологий, которые изменили практически все аспекты инженерной деятельности. Теперь инженеры могут использовать системы автоматизированного проектирования для работы со сложными симуляция и тестированием своих проектов и внесения уточнений перед созданием прототипов. Эта технология также привела к разработке систем мониторинга в реальном времени и технологий автоматизации промышленного оборудования. Кроме того, инженерная деятельность расширилась в новые области, такие как биотехнология, нанотехнологии и возобновляемые источники энергии.

Развитие концепции «инженерная деятельность»

С достижениями в области генной инженерии и биоинформатики инженеры начали разрабатывать новые медицинские методы лечения и инструменты, в то время как нанотехнологии открыли новые возможности для точного производства и проектирования материалов. В последние годы инженерная деятельность продолжает развиваться и играет всё более важную роль в современном обществе, обеспечивая многочисленные преимущества и ценность для отдельных лиц, сообществ и стран. Вот некоторые из способов, которыми инженерная деятельность приносит пользу обществу:

  1. Экономический рост: Инженерная деятельность является важнейшим фактором экономического роста, создавая возможности для трудоустройства, стимулируя инновации и разрабатывая новые технологии, продукты и услуги. Инженерная деятельность необходима для многих отраслей, таких как строительство, транспорт, производство и производство энергии.
  2. Создание инфраструктуры. Инженеры играют жизненно важную роль в развитии инфраструктуры, которая делает возможной современную жизнь, включая дороги, мосты, здания и коммуникационные сети. Деятельность по проектированию инфраструктуры имеет решающее значение для процветания сообществ и стран.
  3. Повышение качества жизни. Инженерная деятельность привела к различным достижениям, улучшающим качество жизни, включая медицинские технологии, повышение уровня жизни и более чистое производство энергии. Инженеры разрабатывают технологии для удовлетворения неудовлетворенных потребностей общества, помогая улучшить жизнь людей.
  4. Экологическая устойчивость: инженерная деятельность имеет решающее значение для поиска новых и инновационных способов создания и развития методов утилизации отходы, энергоэффективные и экологически устойчивые методы. Они помогают решать такие проблемы, как изменение климата, загрязнение и устойчивость, а также работают над сохранением природных ресурсов и сведением к минимуму воздействия человеческой деятельности на планету.

На сегодняшний день основная цель государства и коммерческих компаний, связанных с промышленностью — это поддержание и развитие перспективных студентов инженерных направлений в осваивании профессиональных компетенций в условиях реального производства, участие в проектной деятельности для адаптации к условиям текущих рыночных требований.

Развитие профессиональных навыков у молодого поколения также способствуют прохождение обучения на онлайн курсах, мастер-классы, тренинги, кейс-чемпионаты и знакомство с технологией выпуска продукции, приобретение навыков работы с оборудованием и агрегатами цехов, лабораторными приборами для анализа свойств металла в промышленных исследовательских центрах во время прохождения практик.

Такой подход к подготовке инженерных кадров для промышленности позволяет выпускникам вузов приобретать необходимые знания, компетенции и навыки для работы по выбранной специальности без отрыва от учебы и потери времени на адаптацию к условиям реального производства.

Суть инженерной деятельности заключается в том, чтобы систематически использовать научные знания в производственной деятельности. Общественные потребности, которые в Новое время возрастали с огромной силой, стали причиной появления инженерной деятельности и её институционализации. Необходимость создавать, производить и обслуживать сложные технические устройства росла с каждым годом. Появились крупные производства, а инженерная наука стала неотъемлемой частью жизни общества. Характерными особенностями этой сферы являются креативность и эвристичность.

Инженерная наука — это ещё и сложнейшая структура, которая на протяжении нескольких этапов исторического развития общества, прирастала новыми направлениями и областями. И сегодня инженерия представлена многочисленными видами социотехнических комплексов, а также видов, связанных с использованием и развитием технических систем. С учётом ещё отраслевого деления инженерной науки можно смело говорить о том, что чётких границ, на сегодняшний день, инженерная наука не имеет, грани всё больше размываются.

Развитие инженерной деятельности как профессии и внедрение инженеров в гражданские, производственные и военные сферы общества привело к возникновению концепций техницизма и технократизма, а также механистической картины мира. Инженерная профессия и деятельность требуют от ее субъектов — технических специалистов — соответствующей подготовки, определенных способностей и творческого мышления.

Основные задачи инженерной деятельности могут различаться в зависимости от конкретной области, но некоторые общие задачи включают в себя исследования и разработки. Инженеры часто проводят исследования и разработки, чтобы быть в курсе новых технологий, процессов или материалов, а также улучшать и оптимизировать их.

Анализ и тестирование: инженеры анализируют осуществимость и производительность проектов, проводят симуляции, моделируют системы и проводят эксперименты, чтобы понять, насколько хорошо будет работать конкретный проект, и выявить проблемы, которые необходимо улучшить.

Производство, строительство или реализация. Это включает создание, создание или реализацию проектов, созданных инженерами, часто в сотрудничестве с другими профессионалами, такими как строители, техники и руководители проектов.

Дизайн проектов включает в себя концептуализацию, планирование и создание новых продуктов, структур, систем или процессов, отвечающих определенному набору требований.

Техническое обслуживание и ремонт. Инженеры несут ответственность за текущее техническое обслуживание и ремонт продуктов, систем или процессов, которые они разработали или внедрили, чтобы обеспечить их эффективное функционирование.

Каждая область техники имеет свое уникальное содержание, задачи и области применения. Тем не менее, некоторые общие элементы процессов разработки, проектирования, анализа, тестирования и внедрения различных технологий или продуктов. Инженерная деятельность также включает в себя работу над сложными проектами, которые требуют сотрудничества между несколькими специалистами, включая ученых, техников, руководителей проектов и других заинтересованных лиц. Эффективное общение, критическое мышление, решение проблем и этические соображения также являются важными компонентами инженерной деятельности.

Инженерная деятельность несёт ответственность за проектирование и разработку новых технологий и продуктов, решающих реальные проблемы. Используя научные и технические знания для разработки инновационных решений, отвечающих конкретным требованиям и рентабельных в производстве позволяет также тестировать и анализировать существующие технологии и продукты, чтобы определить их производительность, надежность и безопасность. Используя различные методы тестирования, такие как моделирование, создание прототипов и лабораторные эксперименты, для оценки производительности продуктов и выявления областей для улучшения. Инженеры работают над оптимизацией систем и процессов, таких как производственные процессы, для повышения эффективности и снижения затрат. Они используют свои знания теории систем и методов оптимизации для повышения производительности, сокращения отходов и повышения качества. Ещё одним из аспектов инженерной деятельности является исследование и разработка новых материалов и технологий, которые можно использовать в различных отраслях промышленности. Они работают в таких областях, как материаловедение, нанотехнологии и биотехнологии для разработки новых материалов и технологий, которые предлагают улучшенные характеристики, долговечность и другие желаемые свойства.

В материаловедении инженеры могут работать над разработкой новых материалов с повышенной прочностью, гибкостью или долговечностью. Они также могут сосредоточиться на разработке материалов с новыми или улучшенными свойствами, таких как материалы, которые могут поглощать загрязняющие вещества из окружающей среды.

В области нанотехнологий инженеры работают над разработкой инструментов и технологий для манипулирования материалами в наномасштабе. Это может включать разработку новых наноразмерных частиц, разработку методов сборки материалов в наномасштабе или использование нанотехнологий для улучшения характеристик существующих продуктов и систем.

В области биотехнологии инженеры работают над разработкой новых технологий диагностики и лечения заболеваний, а также новых материалов и процессов для производства продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это может включать разработку новых медицинских устройств, разработку нового биотоплива или разработку материалов и процессов для создания устойчивых пищевых систем.

Междисциплинарное взаимодействие в инженерной среде

Специалисты, которые принадлежат к миру инженерии, в современном обществе образуют огромную группу людей. Эта группа, в свою очередь, владеет элементами самоорганизации и выполняет производственные, а также социокультурные функции. Из этого происходит еще одна важная задача инженерной деятельности — развитие междисциплинарного взаимодействия в инженерной среде. Инженеры часто работают в командах, состоящих из профессионалов из разных областей, от дизайнеров и архитекторов до аналитиков и менеджеров проектов.

Чтобы быть эффективными в этом контексте, инженеры должны развивать сильные навыки общения и сотрудничества, способные тесно сотрудничать с профессионалами из разных областей, чтобы интегрировать различные точки зрения и подходы в проектирование и разработку проекта. Способствуя междисциплинарному взаимодействию, инженеры могут создавать инновационные решения, отвечающие разнообразным потребностям клиентов, заинтересованных сторон и конечных пользователей.

Эта задача требует от инженеров широкого понимания принципов и практики различных дисциплин, таких как математика, физика, химия, биология, информатика и бизнес. Это также включает в себя способность выявлять пробелы в знаниях и навыках и разрабатывать стратегии для их устранения, такие как программы обучения, возможности профессионального развития или партнерские отношения с внешними организациями.

В конечном счете, развитие междисциплинарного взаимодействия имеет решающее значение для успеха инженерной деятельности, поскольку оно способствует творчеству, инновациям и решению проблем, а также обеспечение того, чтобы дизайн и разработка проекта были надежными, устойчивыми и отвечали требованиям всех заинтересованных сторон. Благодаря тесному сотрудничеству с другими профессионалами инженеры могут использовать свои навыки и опыт для разработки новых идей, интеграции различных точек зрения и создания инновационных, эффективных и экономически целесообразных решений.

Более того, развитие междисциплинарного взаимодействия может помочь инженерам быть в курсе последних разработок и технологических достижений в различных дисциплинах. Участвуя в непрерывном обучении и профессиональном развитии, инженеры могут расширять свои знания и навыки, гарантируя, что их работа останется актуальной и эффективной для решения проблем быстро меняющегося мира.

Таким образом, развитие междисциплинарного взаимодействия является жизненно важной задачей инженерной деятельности, необходимой для успеха проектов, инноваций и устойчивости. Успешные инженеры должны обладать сильными навыками общения и совместной работы, иметь широкое понимание различных дисциплин и быть в курсе последних разработок, чтобы предлагать эффективные решения, отвечающие потребностям всего общества. Междисциплинарное взаимодействие имеет решающее значение для успеха инженеров в своей области. Это помогает им эффективно работать с другими специалистами и командами, выявлять пробелы в знаниях и навыках и создавать инновационные решения, которые являются устойчивыми и удовлетворяют потребности всех заинтересованных сторон. Без междисциплинарного взаимодействия инженеры могут столкнуться с трудностями при разработке комплексных, эффективных и актуальных решений, что помешает успеху их проектов и ограничит их потенциал для инноваций. Поэтому инженерная деятельность должна отдавать приоритет развитию междисциплинарного взаимодействия, и инженеры должны постоянно работать над совершенствованием своих навыков общения и совместной работы, быть в курсе последних технологий и тенденций и тесно сотрудничать с профессионалами из других дисциплин для обеспечения устойчивого развития и инновации.

Таким образом, цифровая грамотность и наличие цифровых навыков являются важными для деятельности исследователя в современном цифровом мире. При этом ставится задача разработки для профессиональных стандартов типовых модулей с описанием компетенций цифровой экономики [4]. Рассматривая вопрос дополнительного обучения как необходимого компонента для расширения компетенций, следует принимать во внимание разницу в отношении к дополнительному обучению у представителей различных поколений.

Представители «поколения Y» считают, что ответственность за подготовку изменений в связи с цифровизацией возложена на работодателя, представители «поколения Z» склоняются, что ответственность лежит на учебном заведении. Причина в таких различиях кроется в стадии профессиональной социализации (агенте социализации), что приводит к необходимости сотрудничества работодателей и учебных заведений в рамках решения вопроса обучения и подготовки персонала [10, с. 61].

Студентам-будущим инженерам необходимы такие компетенции, как креативный потенциал, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, ответственность. Наряду с профессиональными знаниями они должны владеть цифровыми технологиями, навыками управления проектами, «soft skills», быть мотивированными к постоянному самообучению и саморазвитию. Нужно отметить, что время промышленной революции благодаря достижения в области инженерии и технологий инженерная деятельность людей стала влиять на сферы жизни общества, что привело к появлению к развитию формы правления и устройством общества именуемым технократия. В настоящие время, когда достижения инженерной мысли еще больше влияют на нашу жизнь, необходимо учитывать инженерный подход к решению проблем общества.

Инженерная деятельность и технократия

Взаимосвязь между инженерной деятельностью и ростом технократии (технократия — это общественный строй, во главе которого стоят технические специалисты и эксперты) сложна и многогранна. Инженерная деятельность долгое время ассоциировалась с разработкой новых технологий и систем, и это сыграло ключевую роль в формировании эволюции технократии как философии.

Краеугольным камнем концепций технократии стала идея о переходе политической власти к социальному слою технократов. С помощью своих научных знаний они смогли бы внести упорядоченность и рациональное планирование в общественные процессы, построить общество на идеях эффективности. Однако на протяжении всего XX в. слои населения, относящиеся к технократам (научно-техническая интеллигенция, руководители заводов и фабрик, учёные и инженеры), не представляли единой политической силы. В свою очередь, они повсеместно привлекались в качестве экспертов для обсуждения проблем развития экономики, где они более приспосабливались к существующим политическим режимам, нежели старались их видоизменить [8].

В то же время на подъем технократии также оказали влияние более широкие социальные и политические тенденции, такие как рост индустриализации и усложнение современного общества. Эти тенденции создали потребность в более эффективных формах управления и привели к растущему признанию важности технического опыта и научных знаний при формировании государственной политики и принятии решений.

Одним из ключевых факторов, повлиявших на расцвет технократии, является убеждение в том, что технический опыт и научные знания необходимы для эффективного управления и принятия решений. Эта вера была подкреплена успехом инженерной деятельности по разработке новых технологий и систем, которые изменили многие аспекты современной жизни.

В целом, история инженерной деятельности и становление технократии тесно переплетены, причем инженерная деятельность играет ключевую роль в формировании эволюции технократии как философии.

На сегодняшний день технократы играют значительную роль в современном мире. Инженерная деятельность и технократия часто ассоциируются с утилитарным подходом к решению проблем. Этот подход фокусируется на максимизации эффективности и достижении практических результатов, часто в ущерб другим ценностям, таким как экологическая устойчивость или социальная справедливость. Однако есть также много оппонентов утилитарному подходу к решению проблем общества, которые привержены этическим и устойчивым практикам и стремятся сбалансировать потребности общества с требованиями технологий [5].

Однако стремление к прогрессу с помощью инженерной деятельности и технократии не обходится без критики. Некоторые утверждают, что акцент на технологических решениях может привести к игнорированию социальных и политических факторов, которые способствуют возникновению таких проблем, как бедность, неравенство и деградация окружающей среды [3]. Другие утверждают, что власть и влияние технократов могут привести к отсутствию демократической подотчетности и концентрации власти в руках немногих [13].

В целом, появление, развитие и влияние инженерной деятельности и технократии оказали глубокое влияние на современное общество и продолжают существенным образом формировать наш мир

Одним из ключевых способов, с помощью которых инженерная деятельность и технократия могут решить эти проблемы, является разработка новых технологий и систем, разработанных с учетом устойчивого развития и социальной справедливости. Это может включать инновации в области возобновляемых источников энергии, устойчивого сельского хозяйства и «зеленого» транспорта, а также новые подходы к городскому планированию и развитию сообществ.

В то же время инженеры и технократы также должны помнить о потенциальных непреднамеренных последствиях своей работы, таких как перемещение работников или обострение социального неравенства. Это требует большего внимания этическим и социально ответственным практикам, а также приверженности постоянному диалогу и взаимодействию с различными заинтересованными сторонами.

История инженерной деятельности в России

История инженерной деятельности в России восходит к XVIII веку, когда началась индустриализация при Петре I. В то время Россия быстро модернизировалась, и правительство осознавало важность технологического развития для роста и стабильности страны.

Слово «инженер» в русских источниках встречается в середине XVII века в «Актах Московского Государства» [14]. Звание же «инженера» появляется в Российской Империи впервые по отношению к иностранным строителям при Алексее Михайловиче. В воинском Уставе Петра I (1716г) [1] прописана иерархия в инженерных войсках в третьей главе Устава и прописаны должностные обязанности руководства инженерных войск, руководивших устройством военных машин и укреплений, в тридцатой главе, а в 1796–1797 гг., заменил чин генерал-аншефа на инженер-генерал — генеральский чин II класса в Табели о рангах и соответствовал чинам адмирала и действительного тайного советника.

Одним из первых примеров инженерной деятельности в России было учреждение в 1725 г. Петербургской Академии наук, положившей начало научным исследованиям и инженерному образованию в стране. Перед Академией была поставлена задача разработать ряд технологий, включая судостроение, навигацию и фортификацию, которые имели решающее значение для военной и экономической экспансии России.

В XIX в. звание инженера стали присваивать выпускникам высших технических учебных заведений. В это время в России наблюдался значительный рост инженерной деятельности, обусловленный индустриализацией страны и строительством железных дорог, мостов, заводов и другой инфраструктуры. Правительство создало несколько инженерных институтов и университетов, в том числе Московский техникум, Санкт-Петербургский технологический институт и Томский политехнический университет.

Таким образом, инженерная профессия окончательно сформировалась в XVIII–XIX вв.

В начале XX века русские инженеры и ученые внесли значительный вклад в различные области, включая авиацию, математику, физику и химию. Известные личности, такие как Андрей Туполев, Сергей Королев и Владимир Зворыкин, способствовали инновациям и технологическому прогрессу в своих областях, внося свой вклад в разработку новаторских технологий, таких как реактивные двигатели, космические ракеты и телевидение.

Советский период стал еще одним важным этапом в истории машиностроения в России. После Октябрьской революции 1917 года советское правительство национализировало большинство отраслей промышленности, включая машиностроение и технологии. Государство начало вкладывать значительные средства в науку и технику, создавая многочисленные исследовательские центры, институты и университеты, уделяя особое внимание развитию передовых технологий для стимулирования экономического роста и подготовки высококвалифицированной рабочей силы.

Во время холодной войны российская инженерная деятельность сыграла значительную роль в освоении космоса, и Советский Союз достиг нескольких важных вех, включая запуск первого искусственного спутника Земли. В советский период инженерная деятельность в России была тесно связана с военно-промышленным комплексом. Правительство вложило значительные средства в разработку оружия, боеприпасов и военной техники, что привело к появлению многочисленных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, специализирующихся на оборонных технологиях. Российские инженеры внесли значительный вклад в разработку ракетных систем, ядерного оружия и других сложных военных технологий, которые помогли Советскому Союзу сохранить свою военную мощь во время холодной войны.

Однако инженерная деятельность в СССР имела и гражданскую сторону. После окончания Второй мировой войны советское правительство запустило амбициозную программу развития инфраструктуры, которая включала строительство автомобильных и железных дорог, портов, аэропортов и другие крупномасштабные проекты. Русские инженеры отвечали за проектирование, строительство и техническое обслуживание этих объектов, что помогло улучшить транспорт, связь и торговлю на огромной советской территории.

На данный момент происходи активное внедрение цифровых технологий по всему мир, и отечественная отрасль не является исключением. Для российских компаний понятие цифровой трансформации связано с внедрением машинного обучения, аналитики больших данных, искусственного интеллекта, роботизации, дополненной реальности. По мнению экспертов, наибольших успехов в этом направлении добиваются те компании, которые рассматривают цифровизацию не как набор отдельных инициатив, а как комплексный проект, затрагивающую целый комплекс взаимосвязанных процессов и изменений в компании [11].

Цифровизация — это прежде всего развитие рабочего инструментария для достижения стратегических целей компании в области операционной эффективности: контроля затрат, расшивки узких мест, а также повышения качества продукции и безопасности труда, снижения воздействия на окружающую среду. Проще говоря, цифровизация — это внедрение технологий для решения конкретных задач бизнеса, снижения трансакционных издержек.

Перспективы развития инженерной деятельности в России

После распада Советского Союза инженерная деятельность в России претерпела значительные изменения. Правительство приватизировало многие государственные предприятия, включая технику и технологии. Это привело к сокращению государственного финансирования исследований и разработок в этих областях, что привело к утечке мозгов, поскольку многие квалифицированные инженеры и ученые мигрировали за границу в поисках лучших возможностей.

Однако в последние годы российское правительство вновь сосредоточило внимание на инженерной деятельности и развитии технологий, признавая, что это имеет решающее значение для прогресса страны и конкурентоспособности в мировой экономике. Правительство запустило несколько инициатив, в том числе Национальную технологическую инициативу, которая направлена на развитие ключевых технологических секторов, таких как информационные технологии, робототехника и биотехнологии, среди прочих.

Российские ученые и инженеры продолжают вносить свой вклад в различные области и отрасли, включая нанотехнологии, аэрокосмическую промышленность, робототехнику, биомедицину и экологическую инженерию. Многие российские университеты и научно-исследовательские институты также сотрудничают с международными организациями и компаниями для внедрения инноваций и развития междисциплинарного сотрудничества.

Инженерная деятельность в России имеет богатую историю, охватывающую несколько важных технологических прорывов и инноваций. В то время, как страна столкнулась с проблемами и изменениями. На протяжении веков русские инженеры демонстрировали свою компетентность, мастерство и креативность в различных областях и отраслях. Хотя со временем акцент сместился с военных и оборонных технологий на гражданскую инфраструктуру, а теперь и на высокотехнологичные отрасли, российские инженеры остаются конкурентоспособными и инновационными на глобальном уровне.

Таким образом, главным назначением инженерной деятельности является интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники и технологии, обеспечение научно-технического прогресса, а также решение на основе естественно-научного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач [9]. Таким образом, инженерная деятельность в мире будет продолжать развиваться и играть жизненно важную роль в экономическом развитии и конкурентоспособности стран и коммерческих предприятий.

Литература:

  1. Ахтямов Э. К. Становление и развитие инженерного образования и основных современных технологий // История и педагогика естествознания. 2021. № 3–4. С. 36–42.
  2. Горохов В. Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и её роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. 176 с.
  3. Миронов А. В. Технократизм — вектор развития глобализации. — М.: МАКС Пресс, 2009. — 131 с. — 8,3 п.л.
  4. Попов Е. С., Дидковская Я. В. Цифровые компетенции специалистов поколения Y и Z в условиях цифровизации экономики // Стратегии развития социальных общностей институтов и территорий: сборник трудов научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2020. — С. 58–64.
  5. Азимли Азиз Шахин Оглы ТЕХНОКРАТИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ Гуманитарный вектор. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnokratiya-kak-mirovozzrenie (дата обращения: 25.04.2023).
  6. Акимова К. С., Бородина Н. В., Данилова Н. А. Краткая история развития инженерной деятельности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2016. — Спецвыпуск № 2. — URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/396–00146 (дата обращения 24.04.2023)
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации: URL http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210060013 (дата обращения 25.04.2023)
  8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения 25.04.2023)
  9. Розяева Татьяна Николаевна КАЧЕСТВО 4.0: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ // Огарёв-Online. 2021. № 8 (161). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-4–0-suschnost-osnovnye-elementy-vozmozhnosti-ot-realizatsii (дата обращения: 25.04.2023). Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения 25.04.2023)
  10. Спиридонов О. В. Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах. — URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ff9/12.11.2020.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
  11. Устав воинский 30 марта 1716 г. // текст устава опубликован на Официальном интернет-портале электронной библиотеки исторического факультета московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: URL http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Ystav1716.htm (дата обращения 25.04.2023)
  12. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 N 127-ФЗ URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507 (дата обращения 25.04.2023)
  13. How Big Data Is ‘Automating Inequality’ //The New York Times. 2018. https://www.nytimes.com/2018/05/04/books/review/automating-inequality-virginia-eubanks.html (дата обращения: 25.04.2023).
  14. To Save Everything, Click Here by Evgeny Morozov — review //The Guardian. 2013. URL: https://www.theguardian.com/global/2013/mar/20/save-everything-evgeny-morozov-review (дата обращения: 25.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): инженерная деятельность, инженер, Россия, междисциплинарное взаимодействие, решающее значение, область, современное общество, время, развитие, система.


Похожие статьи

Усиление роли инженерного образования и практической...

Такие мероприятия, как целевая подготовка студентов, их материальное стимулирование, принятие закона об инженерной деятельности и высокая зарплата инженеров в результате положительно скажутся на престиже инженерного образования и профессии.

Современное инженерное образование и инновации в подготовке...

Тесное взаимодействие и взаимопроникновение фундаментальных и прикладных исследований, а также влияние кибер-инфраструктуры позволяющих решать комплексные задачи в новых областях, требуют новых парадигм инженерной деятельности.

Социальные основания популярности инженерного образования

Согласно обязательствам по Болонской декларации, в России с 2003 г. начались значительные реформы высшего профессионального образования, связанные, прежде всего, с переходом на двухуровневую систему «бакалавр-магистр».

Информационные технологии в развитии современного...

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества.

Технический прогресс и общество | Статья в журнале...

Научно-технический прогресс — это единый процесс, взаимовлияющее развитие науки и техники. Он является важнейшим фактором, определяющим развитие общества. На сегодняшний день роль техники и технологий в материальном производстве неуклонно растет.

Формирование профессиональной мобильности будущих...

Основную роль в подъеме экономики играет развитие промышленности, которое невозможно без хорошо организованной системы подготовки инженеров — специалистов технического профиля (специалистов, получивших техническое образование).

Развитие инженерного образования в общеобразовательной...

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Роль и задачи образования в современном обществе

Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования.

Некоторые аспекты гуманитаризации и гуманизации в процессе...

Сегодня Россия и Казахстан вступают в новый период создания инновационной экономики на базе ускоренного развития науки, образования и высоких технологий, инженерному образованию в инновационном развитии экономики принадлежит особая роль.

Междисциплинарная интеграция как феномен философии...

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у учащихся целостной картины мира.

Похожие статьи

Усиление роли инженерного образования и практической...

Такие мероприятия, как целевая подготовка студентов, их материальное стимулирование, принятие закона об инженерной деятельности и высокая зарплата инженеров в результате положительно скажутся на престиже инженерного образования и профессии.

Современное инженерное образование и инновации в подготовке...

Тесное взаимодействие и взаимопроникновение фундаментальных и прикладных исследований, а также влияние кибер-инфраструктуры позволяющих решать комплексные задачи в новых областях, требуют новых парадигм инженерной деятельности.

Социальные основания популярности инженерного образования

Согласно обязательствам по Болонской декларации, в России с 2003 г. начались значительные реформы высшего профессионального образования, связанные, прежде всего, с переходом на двухуровневую систему «бакалавр-магистр».

Информационные технологии в развитии современного...

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества.

Технический прогресс и общество | Статья в журнале...

Научно-технический прогресс — это единый процесс, взаимовлияющее развитие науки и техники. Он является важнейшим фактором, определяющим развитие общества. На сегодняшний день роль техники и технологий в материальном производстве неуклонно растет.

Формирование профессиональной мобильности будущих...

Основную роль в подъеме экономики играет развитие промышленности, которое невозможно без хорошо организованной системы подготовки инженеров — специалистов технического профиля (специалистов, получивших техническое образование).

Развитие инженерного образования в общеобразовательной...

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Роль и задачи образования в современном обществе

Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования.

Некоторые аспекты гуманитаризации и гуманизации в процессе...

Сегодня Россия и Казахстан вступают в новый период создания инновационной экономики на базе ускоренного развития науки, образования и высоких технологий, инженерному образованию в инновационном развитии экономики принадлежит особая роль.

Междисциплинарная интеграция как феномен философии...

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у учащихся целостной картины мира.

Задать вопрос