Формирование креативности в современной теории и практике начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (478) август 2023 г.

Дата публикации: 06.08.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Гундич, М. М. Формирование креативности в современной теории и практике начальной школы / М. М. Гундич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 151-152. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105262/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор анализирует суть понятия «креативность», обозначая одним из эффективных способов ее формирования у младших школьников — социально-воспитательную работу.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, ученики начальной школы, стратегии развития креативности.

Начальная школа — важный этап для становления и развития личности каждого ребенка. Центром развития в этот период становится мышление. В современной теории и практике развивающего обучения уделяется недостаточно развитию творческого мышления, которое является более объёмным, чем теоретическое. Педагогическая практика на сегодняшний день пребывает в поиске способов решения проблем формирования креативных способностей младших школьников.

Охарактеризуем основные понятия темы исследования в работах современных ученых. Про креативность, как один из ключевых навыков, свойственных личности в XXI веке, в сочетании с цифровой грамотностью и способностью к критическому мышлению, указано в исследовании Г. Гревцевой [2, с. 21]. В публикациях Т. Халилова, Д. Чалыш, креативность — это важный элемент процесса становления личности [4, с.94].

Актуальной для нашего исследования также является работа М. Кузибаевой, где выделены четкие границы между понятиями «творческое мышление» и «креативное мышление». Моделирование художественных образов и их воплощение в сценариях или предметах — это творческое мышление. Креативное мышление — умение изобретать. При использовании их двух типов мышления личность может достигнуть максимальных результатов в любом виде деятельности, особенно профессиональной [3, с. 509].

Практически направленные исследования современных учёных предполагают наличие разных способов формирования креативности. Так, например, в своих исследованиях Н. Александрова, А. Зобнина наиболее эффективными в развитии творческого мышление первоклассника считают использование графических упражнений.

Как считают Н. Александрова, С. Моисеенко эффективным способом формирования креативности младших школьников являются многоуровневые задания и их использование на уроках математики [1, с. 9].

Изучая тему формирования креативности детей, можно условно выделить два основных способа:

  1. Формирование креативных способностей с помощью специальных дополнительных программ в процессе учебной деятельности.
  2. Целенаправленное формирование креативных способностей в процессе использования инновационных технологий.

Исходя из анализа научных исследований Т. Халилова, Д. Чалыш, Г. Гревцевой, М. Кузибаевой и др. считаем, что среди факторов, оказывающих влияние на успешность формирования креативности учащихся начальной школы, наиболее эффективным может быть социально-воспитательная работа, которая позволит использовать достаточно широкий ряд инновационных технологий для развития креативности (интерактивные технологии, арт-технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, технология портфолио, технология проектной деятельности).

Объем знаний, который человек может усвоить в период школьного обучения, является ограниченным, так как современное развитие общества, социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко уменьшают ту часть знаний, которую получают в период обучения в начальной школе. Для полноценной деятельности в постоянно меняющемся социуме возникает потребность в формирования сознательной личности, ее интеллектуального развития и интеллектуальной восприимчивости. Социально-воспитательная работа в современной начальной школе должна быть направлена на формировании у младших школьников навыков восприятия новой информации, умению уравновешивать в своем сознании разные точки зрения, а также уметь ориентироваться в разнообразии предложений, прогнозируя и оценивания результаты собственной деятельности.

На основе выше изложенного считаем, что социально-воспитательные мероприятия в обязательном порядке должны содержать разнофакторные задания и упражнения, в том числе и математического характера, но в контексте социально-значимых явлений для ребёнка. Таким образом, перспективу дальнейших исследований рассматриваем в актуализации проблемы стратегий развития критического мышления у младших школьников посредством формирования у них креативности.

Литература:

1. Александрова Н. С., Моисеенко С. А. Развитие мышления второклассников на уроках математики в процессе освоения логического приема классификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 07 (июль).

  1. Гревцева Г. Я. Педагогические условия формирования креативности студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 3. С. 15–25.
  2. Кузибаева М. М. Особенности совершенствования креативного мышления педагога // Экономика и социум. 2022. № 1–1 (92)
  3. Халилов Т. А., Чалыш Д. А. Психолого-педагогические условия развития креативности у детей младшего школьного возраста: аналитические основания и прикладные перспективы // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 4. С. 90–97
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, социально-воспитательная работа, Александров, креативное мышление, критическое мышление, творческое мышление, формирование.


Ключевые слова

креативность, креативное мышление, ученики начальной школы, стратегии развития креативности

Похожие статьи

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление?

Применение технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у воспитанников повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

Эффективность учебных заданий при формировании...

В ходе анкетирования было установлено, что учителя понимают важность развития креативного мышления ребенка в период начальной школы и применяют задания творческого характера.

Применение стратегий критического мышления на различных...

Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т. е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все внимание и усилия вокруг письма, чтения, предметного счета.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся. Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников.

Важные аспекты критического мышления у учащихся...

Поскольку критическое мышление начинается с самостоятельной работы, творчество у детей является одним из основных факторов независимого мышления. Творческое и логическое мышление служит средством воспитания здоровой духовности и убеждений.

Развитие творческого мышления учащихся как условие...

Важным показателем качества образовательных услуг учреждения дополнительного образования детей выступает развитие творческого мышления учащихся, что часто выступает одним из направлений работы учреждения дополнительного образования детей.

Особенности работы по развитию творческих способностей на...

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, проблемное обучение, композиционное творчество, изобразительная деятельность, творческий процесс. Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Похожие статьи

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление?

Применение технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у воспитанников повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

Эффективность учебных заданий при формировании...

В ходе анкетирования было установлено, что учителя понимают важность развития креативного мышления ребенка в период начальной школы и применяют задания творческого характера.

Применение стратегий критического мышления на различных...

Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т. е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все внимание и усилия вокруг письма, чтения, предметного счета.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся. Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников.

Важные аспекты критического мышления у учащихся...

Поскольку критическое мышление начинается с самостоятельной работы, творчество у детей является одним из основных факторов независимого мышления. Творческое и логическое мышление служит средством воспитания здоровой духовности и убеждений.

Развитие творческого мышления учащихся как условие...

Важным показателем качества образовательных услуг учреждения дополнительного образования детей выступает развитие творческого мышления учащихся, что часто выступает одним из направлений работы учреждения дополнительного образования детей.

Особенности работы по развитию творческих способностей на...

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, проблемное обучение, композиционное творчество, изобразительная деятельность, творческий процесс. Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Задать вопрос