Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №31 (478) август 2023 г.

Дата публикации: 06.08.2023

Статья просмотрена: 1768 раз

Библиографическое описание:

Двуреченская, М. Н. Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках / М. Н. Двуреченская, В. А. Газаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105260/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье авторы пытаются выявить истоки монастырской медицины, определить уровень её развития и объем оказываемой помощи в Древней Руси.

Ключевые слова: развитие, история, монастырская медицина, Древнерусское государство, врачи.

In the article, the authors try to identify the origins of monastic medicine, determine the level of its development and the amount of assistance provided in Ancient Rus.

Keywords: development, history, monastic medicine, Old Russian state, doctors.

Введение. Медицина в Древнерусском государстве развивалась очень быстро, впитывая в себя лучшие знания, полученные от скифов и жителей Византии [3, 7, 12, 13, 14]. Основанием её был опыт, накопленный не одним поколением врачевателей [2, 8, 9, 10, 11]. С образованием Киевской Руси и принятием христианства медицинское обеспечение населения велось по трем направлениям: монастырская медицина, народная медицина и светская [1, 4, 5, 6].

Цель исследования. Целью данного исследования является выявление истоков монастырской медицины, определения уровня её развития и объема оказываемой помощи в Древней Руси.

Материалы и методы. Материалом послужили летописные упоминания, археологические находки, а также жития некоторых святых. Методы, примененные в работе: анализ, сравнительно-исторический.

Результаты исследования. С принятием христианства в 988 году на территории Древней Руси стали строится православные храмы и монастыри. Одними из первых были возведены монастыри в Киеве и Переславле. При монастырях стали появляться специальные больницы — «лечебницы», в которых монахи оказывали посильную медицинскую помощь. В объем данной помощи входило как хирургическое лечение ран и поражений, так и терапевтическое лечение известных на тот момент патологий. Касательно устройства подобных больниц, то они включали в себя помещения для больных с разными патологиями (аналоги современных палат) и изоляторы для инфекционных больных. Кроме того, больные подразделялись по степени тяжести и уровню необходимого ухода. Медицинская помощь в данных больницах была бесплатной и оказывалась всем нуждающимся в ней. В качестве лекарств использовались в основном настои, отвары, настойки и сборы лекарственных трав. Важную роль в лечении ран занимали продукты пчеловодства, конкретно мёд. Из мёда и жира готовилась специальная мазь для смазывания раневой поверхности. Также применялись и другие лекарственные средства и формы. Например, при обработке раны в некоторых случаях применяли плесневелый хлеб, так как некоторые виды плесени (например, пенициллиновая) оказывали антибактериальное действие. Кроме лечебной деятельности в монастырях постоянно обучались монахи лечебному делу. Монастыри, имея свои собственные библиотеки, были центрами знаний. Часть монахов переводила медицинские трактаты с греческого и латинского языков. Все это способствовало развитию и улучшению знаний об оказании медицинской помощи. Начиная с XII века, обязательным стало соблюдение врачебной этики, требовавшей от врача самопожертвование, добросердечие, гуманность, внимательность ко всем обратившимся за помощью. На основании этих принципов сформировался церковный аналог клятвы Гиппократа. Все это способствовало распространению данного вида медицинской помощи на всей территории Древней Руси. Впоследствии при каждом монастыре существовала своя больница. В случае военных конфликтов монастырские больницы быстро превращались в военные госпиталя, оказывая помощь раненым воинам. Наличие подобных больниц способствовало восстановлению большинства раненых и быстрому их возвращению в ряды дружины. Этот факт был немаловажным толчком к развитию данного вида медицинской помощи, так как войны велись практически постоянно.

Выводы. Датой возникновения монастырской медицины на Руси можно считать конец X — начало XI веков. Качество оказываемой помощи было высокого уровня, что способствовало дальнейшему распространению христианства и собственно монастырской медицины. Также важным аспектом, сыгравшим не последнюю роль, являлась возможность использования монастырских больниц как госпиталей для раненых воинов. Таким образом, можно говорить, что уровень развития монастырской медицины был очень высоким, качество, доступность данного вида помощи способствовали его скорому распространению по всей территории Древней Руси.

Литература:

  1. Бужилова А. П. «Homo sapiens. История болезни». Языки славянской культуры. М.: 2005.
  2. Медведь А. Н. «Болезнь и больные в древней Руси: от «родомёта» до «дохтура»». Издательство Олега Абышко. СПб.: 2017.
  3. Сорокина Т. С. «История медицины», издание 8-е. Издательский центр «Академия» М.: 2008.
  4. Мультановский М. П. «История медицины»
  5. Семенченко В. Ф. История фармации: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; 2003. — 640 с.
  6. Заблудовский П. Е. История отечественной медицины: Материалы к курсу истории медицины в мед. институтах и институтах усоверш. врачей: Ч.1. Период до 1917 г. — М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1960. — 400 с.
  7. История медицины СССР / Под ред. Б. Д. Петрова -М.: Медицина, 1964. -645с.
  8. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории — М.: Изд. Европейский дом, 2003. — 272 с.
  9. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник в 2-х т. М.: Изд-во РУДН, 1992. -386 с.
  10. Сорокина Т. С. История медицины.- М. 2004.- с.246–290.
  11. Лисицын Ю. П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед»..-2004.-С.90–104.
  12. Бородулин Ф. Р. История медицины: Избранные лекции.- М. -Медицина, 1961.- С.121–137.
  13. Медицина // Большая медицинская энциклопедия.-3 изд.- М., 1980.- Т. 14 — С. 7- 322.
  14. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины: Средние века (476–1640): Учебное пособие.- М.: Изд. УДН, 1983, 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): монастырская медицина, Древняя Русь, медицинская помощь, оказываемая помощь, больница, Древнерусское государство, монастырь, принятие христианства, развитие.


Ключевые слова

развитие, история, врачи, Древнерусское государство, монастырская медицина

Похожие статьи

Исторические аспекты становления медицинских учреждений...

История развития отечественного здравоохранения начинается с Древней Руси. Медицинскую и социальную помощь оказывали в церквях и монастырях. Первые больницы были созданы в XI веке в гг. Переяславле и Киеве.

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Не менее значимым, чем образ князя-героя, был образ духовного пастыря, ведшего аскетический образ жизни. Принятие христианства и появление монастырей способствовало появлению на Руси подвижников-аскетов.

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

Принятие в 988 г. Древнерусским государством христианства оказало огромное воздействие на все сферы жизни, отразившись также и на содержании, формах социальной защиты детей.

В Киевской Руси помощь таким детям оказывали князья и знать.

Становление и развитие благотворительности в России до XVII века

Более распространенной точкой зрения на время зарождения благотворительности на Руси является датирование этого феномена принятием христианства и складыванием церкви как социального института.

Богадельни и больницы в монастырях Верхнего Поволжья...

Так, центральная монастырская сельская лечебница имелись шесть помещений: больничная палата на 6 кроватей, приемный покой для приходящих больных, хирургическое отделение, аптека, коктория, помещение для сестер, служащих при больнице и аптеке.

Становление и развитие отечественной парадигмы социальной...

Таким образом, в культуре восточных славян с древнейших времен складывалась система взаимопомощи и поддержки, носившая определенного рода благотворительный характер, послужившая фундаментом для христианского понимания помощи и поддержки нуждающимся.

Исторические предпосылки формирования понятий...

Следующий исторический период, княжеской и церковно-монастырской благотворительности (до V в н. э) при котором происходит изменение парадигмы общественной помощи и поддержки.

История и идейное содержание служб первого и третьего часа

А значит, с наибольшей долей вероятности можно утверждать: последования, содержащиеся в Часослове, монастырского происхождения. И чинопоследование часов является монашеским изобретением. 1.1. История первого часа и его идейное содержание.

Проблема преемственности взглядов на семейные отношения...

В то же время это свидетельствует о невозможности с принятием христианства сразу уничтожить любые проявления языческого верования. Выход из ситуации нашли в принятии формы обычая, но принципиально нового наполнения его христианским смыслом.

Похожие статьи

Исторические аспекты становления медицинских учреждений...

История развития отечественного здравоохранения начинается с Древней Руси. Медицинскую и социальную помощь оказывали в церквях и монастырях. Первые больницы были созданы в XI веке в гг. Переяславле и Киеве.

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Не менее значимым, чем образ князя-героя, был образ духовного пастыря, ведшего аскетический образ жизни. Принятие христианства и появление монастырей способствовало появлению на Руси подвижников-аскетов.

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

Принятие в 988 г. Древнерусским государством христианства оказало огромное воздействие на все сферы жизни, отразившись также и на содержании, формах социальной защиты детей.

В Киевской Руси помощь таким детям оказывали князья и знать.

Становление и развитие благотворительности в России до XVII века

Более распространенной точкой зрения на время зарождения благотворительности на Руси является датирование этого феномена принятием христианства и складыванием церкви как социального института.

Богадельни и больницы в монастырях Верхнего Поволжья...

Так, центральная монастырская сельская лечебница имелись шесть помещений: больничная палата на 6 кроватей, приемный покой для приходящих больных, хирургическое отделение, аптека, коктория, помещение для сестер, служащих при больнице и аптеке.

Становление и развитие отечественной парадигмы социальной...

Таким образом, в культуре восточных славян с древнейших времен складывалась система взаимопомощи и поддержки, носившая определенного рода благотворительный характер, послужившая фундаментом для христианского понимания помощи и поддержки нуждающимся.

Исторические предпосылки формирования понятий...

Следующий исторический период, княжеской и церковно-монастырской благотворительности (до V в н. э) при котором происходит изменение парадигмы общественной помощи и поддержки.

История и идейное содержание служб первого и третьего часа

А значит, с наибольшей долей вероятности можно утверждать: последования, содержащиеся в Часослове, монастырского происхождения. И чинопоследование часов является монашеским изобретением. 1.1. История первого часа и его идейное содержание.

Проблема преемственности взглядов на семейные отношения...

В то же время это свидетельствует о невозможности с принятием христианства сразу уничтожить любые проявления языческого верования. Выход из ситуации нашли в принятии формы обычая, но принципиально нового наполнения его христианским смыслом.

Задать вопрос