Заглавие как концептуально значимая единица художественного пространства текста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 30.07.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Иванюк, А. Ш. Заглавие как концептуально значимая единица художественного пространства текста / А. Ш. Иванюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105145/ (дата обращения: 13.05.2024).



Многомерность структурного, семантического и прагматического состава текстов настоятельно требует изучения различных способов интерпретации, методов и аналитических приемов, которые, по определению Е. С. Кубряковой, успешно применяются современной «полипарадигмальной» лингвистикой для различных исследовательских целей.

Одним из методов лингвостилистического анализа текстов и идей произведений является исследование концептуального смысла текстов, основной задачей которого является выявление и объяснение базовых концептов, являющихся конституирующими принципами, составляющими картину мира нации. Целью концептуального анализа является «выявление составных элементов, составляющих ментальное поле концептов». Лексика значимых концептов в текстовом пространстве обычно размещается в позиции заголовков, как наиболее сильной позиции в тексте. Настоящая статья рассматривает заглавие как концептуально значимую единицу художественного пространства текста. Анализируя различные функции и характеристики заголовков, а также их влияние на восприятие произведения читателями, статья предоставляет глубокое понимание того, как заглавия способны укреплять тематику и символику текста, формировать ожидания аудитории и служить ключевым инструментом для авторов в создании литературного произведения.

В мире литературы и искусства каждое произведение обладает своим уникальным характером и глубиной, которые привлекают внимание читателей и зрителей. Однако среди всех элементов, с которых начинается знакомство с произведением, особую роль играет его заглавие. Заглавие — это краткое название произведения, ставшее своеобразным центром его идентификации и одновременно ключом к пониманию и интерпретации текста. Оно является первой контактной точкой читателя или зрителя с произведением, обладая уникальным смысловым и эмоциональным потенциалом. В этой статье рассмотрим заглавие как концептуально значимую единицу художественного пространства текста и проанализируем его роль в формировании восприятия и интерпретации произведения.

Заглавие является не просто названием произведения, оно выполняет множество функций, которые существенно влияют на его восприятие и понимание. Прежде всего, заглавие объединяет все содержание произведения в компактной и выразительной форме. Оно является смысловым фокусом, который подводит читателя к основным идеям, темам и атмосфере произведения. Правильно подобранное заглавие способно заинтриговать читателя и заставить его задуматься над смыслом произведения еще до того, как он начнет его читать. Оно предвосхищает основные мотивы и концепции, которые автор хочет донести до своей аудитории, а также стимулирует интерес к произведению в целом.

Приведем примеры заглавий из произведений русской классической литературы:

  1. «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) — Это заглавие сразу привлекает внимание к центральной теме произведения — взаимосвязи между преступлением и его наказанием, моральной и психологической драме главного героя, Родиона Раскольникова.
  2. «Война и мир» (Л. Н. Толстой) — Заглавие отражает масштабность и эпический характер романа, который охватывает события во время войн и повседневной жизни обычных людей.
  3. «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков) — Это заглавие подразумевает двойственный характер произведения, сосредотачиваясь на взаимоотношениях между Мастером, Маргаритой и Дьяволом, а также на проблеме художественного творчества и судьбы литературного гения.
  4. «Обломов» (И. А. Гончаров) — Заглавие непосредственно указывает на основную проблему главного героя Ильи Обломова — его бездеятельность и пассивность, что стало символом поколения.
  5. «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) — Это заглавие отражает идею о душевной пустоте и моральной деградации общества. Главный герой, Чичиков, путешествует по губерниям и покупает умерших крестьян для получения выгоды, что символизирует «мертвые души».
  6. «Идиот» (Ф. М. Достоевский) — Заглавие обозначает ключевую черту главного героя, князя Мышкина, который отличается необычайной добротой и чистотой сердца, однако его неспособность адекватно взаимодействовать с жестоким и коррумпированным обществом зачастую приводит его в затруднительные ситуации.

Эти примеры из русской классической литературы показывают, как заглавие может эффективно передавать основные идеи и темы произведения, а также вызывать интерес и любопытство читателей. Каждое из этих заглавий стало неотъемлемой частью литературного наследия и продолжает вдохновлять и обсуждаться в настоящее время.

Заглавие как концептуальный образ. Заглавие несет в себе не только информацию о содержании произведения, но и отражает его концептуальную сущность. Оно является своеобразным концептуальным образом, который задает определенный фрейм для восприятия текста. Заглавие, как искусство семантического кодирования, представляет собой важный инструмент для автора, позволяющий передать свои идеи и эмоции читателю.

Часто заглавие основано на образах, символах, аллюзиях или цитатах, которые служат ключом к пониманию глубинного смысла произведения. Оно может быть скрытым и загадочным, вызывая желание разгадать его тайны, или же прямолинейным и ясным, указывая на основную тему произведения. Заглавие, таким образом, определяет первичные предпосылки для интерпретации произведения, позволяя читателю ориентироваться в его художественном пространстве.

Многомерность и многоаспектность заглавия. Заглавие обладает уникальной способностью быть многомерным и многоаспектным. Оно может быть интерпретировано по-разному в зависимости от личных ассоциаций, культурных особенностей и жизненного опыта каждого читателя. Таким образом, оно допускает несколько уровней значений и оттенков, делая восприятие произведения более богатым и глубоким. Многомерность заглавия также связана с его способностью выражать различные аспекты произведения, отражая его многогранность и множество тематических линий. Важно отметить, что эта многомерность не ограничивается только одним основным смыслом или темой произведения. Заглавие может быть как эмоциональным, так и аналитическим, содержать элементы символизма, метафоры, аллегории и даже иронии.

Влияние заглавия на восприятие произведения. Итак, мы рассмотрели значение заглавия в художественном тексте и его роль как концептуального образа, который объединяет в себе смысловые аспекты произведения. Теперь обратим внимание на то, как заглавие оказывает влияние на восприятие произведения читателями.

Заглавие как ориентир для читателя. Заглавие выполняет роль своеобразного ориентира для читателя, определяя его внимание и создавая определенные ожидания от произведения. Как только читатель видит заглавие, он начинает формировать представление о том, что ждет его в тексте. Таким образом, заглавие задает определенную рамку для восприятия произведения и помогает читателю сосредоточиться на ключевых аспектах и идеях текста. Если заглавие содержит в себе загадочность или противоречивость, оно стимулирует интерес и желание прочитать произведение, чтобы разгадать его тайны. С другой стороны, заглавие с ясным и однозначным смыслом сразу же указывает на основную тему произведения, предвосхищая его содержание.

Эмоциональное восприятие заглавия. Заглавие оказывает сильное влияние на эмоциональное восприятие произведения. К примеру, заглавие «Таинственные тени» создает загадочную и мистическую атмосферу, вызывая у читателя интерес и желание узнать больше. В то время как заглавие «Светлый путь» предвещает радостное и светлое содержание, вызывая у читателя чувство оптимизма и радости. Эмоциональное воздействие заглавия особенно важно в контексте художественных произведений, так как оно создает первое впечатление о произведении и определяет его общую атмосферу. Читатель формирует свои представления о произведении уже на этапе восприятия заглавия, что делает его ключевым моментом для оценки произведения в целом.

Заглавие как принципиальный элемент маркетинга. Кроме воздействия на читателя, заглавие играет важную роль и в маркетинговых стратегиях. Удачно подобранное заглавие может привлечь внимание целевой аудитории и способствовать продвижению произведения. Оно должно быть легко запоминающимся, уникальным и привлекательным, чтобы привлечь читателей и вызвать интерес к произведению.

Заглавие как концептуально значимая единица художественного пространства текста играет не только роль идентификационного элемента, но и важного инструмента для формирования восприятия и интерпретации произведения. Психологические, культурные, эстетические и стилистические аспекты заглавий тесно переплетаются, создавая уникальную художественную атмосферу произведения. Авторский подход к созданию заглавия, его семантическая значимость и интерпретация считаются важными аспектами анализа текста и обогащения литературной культуры. Заглавие является своеобразным ключом, открывающим доступ к содержанию и смыслу произведения, а также предвосхищающим его основные идеи и атмосферу. Оно способно вызывать эмоциональное воздействие на читателя и стимулировать интерес к произведению.

Читательские предпочтения и восприятие могут различаться, и каждый читатель найдет в заглавии произведения что-то свое, что заставит задуматься или пережить особенные эмоции. Таким образом, заглавие играет важную роль в формировании образа произведения и его восприятии в литературной культуре.

Литература:

  1. Кубрякова Е. С. Введение в когнитивную лингвистику. — М.: Издательство ЛКИ, 2010.
  2. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — М.: Наука, 1974–1982.
  3. Филиппова М. К. Русский язык и языковая личность: Учебное пособие. — М.: Флинта, 2008.
  4. Фрейд З. Толковый словарь русского языка. — М.: Иностранный язык, 2010.
  5. Шмелев Д. Н. Лексическая основа русского языка: Курс лекций. — М.: Высшая школа, 1977.]
Основные термины (генерируются автоматически): заглавие, произведение, читатель, восприятие произведения, главный герой, значимая единица, интерпретация произведения, художественное пространство текста, концептуальный образ, литературная культура.


Похожие статьи

Интерпретация художественного текста | Статья в журнале...

Именно умение проникнуть в глубины многоплановой структуры художественного произведения, способность обнаружить его подтекстовую сущность являются показателями языковой компетенции, высокой культуры восприятия художественного текста.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Анализ — это разложение, расчленение художественного произведения и на основании этого — выявление его как единого целого. Интерпретация есть постижение смысла произведения, основанного на интуиции, внутреннем восприятием [3, с. 57].

Литературный анализ художественного произведения как один...

Художественное произведение представляет собой сложное многообразное единство взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих друг с другом компонентов, которые составляют художественную целостность произведения.

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Статья посвящена изучению сетевой литературы и литературного героя как выразителя новой литературной эпохи. На сравнительно-сопоставительном анализе героев произведений соцреализма и сетелитературы показано, как меняется герой и что влияет на его развитие.

Проблемы анализа художественного произведения...

специализация, учебная программа, анализ художественного произведения, литературные понятия, виды устной и письменной работы, законы художественности, дифференциация, художественное восприятие произведения., художественное восприятие произведения.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологических...

Концептуальная значимость заголовка | Статья в журнале...

Статья посвящена рассмотрению заголовка как основного концепта литературного текста, так как название является неотъемлемой частью любого произведения искусства, и определение его концептуальной сущности очень важно, потому что, с помощью названия, читатели...

Отражение личности автора в художественном произведении

Виноградов определял образ автора следующим образом: «Индивидуальная словесно-речевая структура, пронизывающая строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь, и взаимодействие его элементов.

Теоретические основы формирования у младших школьников...

Художник не стремится снять копию с действительности, он творит. Художественное восприятие так же не сводится к простому распознаванию вещей, а предполагает «переход из плана изображения в план смыслового значения произведения искусства».

Похожие статьи

Интерпретация художественного текста | Статья в журнале...

Именно умение проникнуть в глубины многоплановой структуры художественного произведения, способность обнаружить его подтекстовую сущность являются показателями языковой компетенции, высокой культуры восприятия художественного текста.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Анализ — это разложение, расчленение художественного произведения и на основании этого — выявление его как единого целого. Интерпретация есть постижение смысла произведения, основанного на интуиции, внутреннем восприятием [3, с. 57].

Литературный анализ художественного произведения как один...

Художественное произведение представляет собой сложное многообразное единство взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих друг с другом компонентов, которые составляют художественную целостность произведения.

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Статья посвящена изучению сетевой литературы и литературного героя как выразителя новой литературной эпохи. На сравнительно-сопоставительном анализе героев произведений соцреализма и сетелитературы показано, как меняется герой и что влияет на его развитие.

Проблемы анализа художественного произведения...

специализация, учебная программа, анализ художественного произведения, литературные понятия, виды устной и письменной работы, законы художественности, дифференциация, художественное восприятие произведения., художественное восприятие произведения.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологических...

Концептуальная значимость заголовка | Статья в журнале...

Статья посвящена рассмотрению заголовка как основного концепта литературного текста, так как название является неотъемлемой частью любого произведения искусства, и определение его концептуальной сущности очень важно, потому что, с помощью названия, читатели...

Отражение личности автора в художественном произведении

Виноградов определял образ автора следующим образом: «Индивидуальная словесно-речевая структура, пронизывающая строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь, и взаимодействие его элементов.

Теоретические основы формирования у младших школьников...

Художник не стремится снять копию с действительности, он творит. Художественное восприятие так же не сводится к простому распознаванию вещей, а предполагает «переход из плана изображения в план смыслового значения произведения искусства».

Задать вопрос