Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тарасова, Е. А. Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Тарасова, А. В. Жигалова, А. А. Головинова, И. Н. Столярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105135/ (дата обращения: 13.05.2024).



Семья как главный общественный институт играет первостепенную роль в жизни каждого ребенка, выполняя ключевую функцию воспитания и социализации нового поколения, а также обеспечивая переосмысление ценностей и установление нравственных и духовных качеств, формируются представления о том, какими могут являться взаимоотношения между людьми. Тем не менее, не всегда семейная среда способна полностью удовлетворить потребности ребенка, особенно у тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с такой проблемой.

Семьи, имеющие «особенных» детей, переживают неуверенность, пессимизм, испытывают чувство страха в отношении будущего своего ребенка очень долгое время. Чтобы выйти из такой долгой психотравмирующей сложившейся ситуации, семье имеющей ребенка с ОВЗ, необходима особая помощь со стороны педагогов-психологов, социальных педагогов, понимание родственников, близких людей. Родители, в семье которых есть ребенок с ОВЗ, должны близко взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Это все нужно для социализации ребенка. Педагоги образовательного учреждения и родители должны объединить свои силы и сосредоточить их на социализации ребенка. Их первостепенная задача — снять психологический стресс и нервное напряжение у ребенка, которые он испытывает перед обществом [1].

Л. В. Карцева писала: «В современном обществе человеку, имеющему ограничения по здоровью трудно вступить в социум, а социуму нелегко принять такого человека. Но развитие любого ребенка: будь это ребенок нормы или ребенок с ОВЗ невозможно без наличия контактов, общения с разными людьми». [2].

Таким образом, родители, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, нуждаются в социальной и психологической поддержке и помощи. Подобная помощь, в первую очередь необходима для стабилизации эмоционального состояния, чтобы избежать дезадаптации ребенка и семьи в целом, чтобы помочь наладить грамотные родительские отношения с детьми [3].

Работа педагога-психолога и всего педагогического коллектива с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и их родителями, должна строиться на следующих принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям и родителям, необходимо учитывать личностные особенности ребенка и его семьи; необходимо обеспечить комфортные, безопасные условия.
  2. Гуманно-личностный принцип — этот принцип проявляется во всестороннем уважении и любви к ребенку и его семье, вера в достижение поставленных целей, формирование положительной «Я-концепции» каждого ребенка, умение организовывать ситуацию успеха.
  3. Принцип комплексности — заключает в себя оказание психологической и социальной помощи. Учителя, родители, воспитатели и психолог должны быть вовлечены в этот процесс, а сам ребенок не должен быть исключен из этого процесса.
  4. Принцип деятельностного подхода — здесь необходимо учитывать ведущий вид деятельности, ориентироваться на тот вид деятельности, который является более важным для ребенка на данном этапе жизни.

Взаимодействие между школой и родителями всегда сопровождается проблемой ограниченного времени. Как правило, у родителей не всегда остаточно времени на встречи с педагогами. Нужно стремиться постоянно осуществлять повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья.

Надо активно вовлекать родителей в школьную жизнь их ребенка и в образовательный процесс. Сделать их активными его участниками и расширять круг педагогических знаний и представлений.

Социальный педагог и психолог взаимодействуют со семьями, в которых растут дети с ОВЗ. Их совместная работа строится на нескольких ключевых направлениях:

— изучение семей и условий семейного воспитания;

— участие в распространении психолого-педагогических знаний;

— активное влияние на родительский актив с целью активизации и коррекции семейного воспитания;

— предоставление индивидуальной помощи и поддержки родителям, учитывая специфику каждой отдельной семьи;

— обобщение и распространение опыта эффективного семейного воспитания.

В такой деятельности необходимо использовать следующие формы и методы работы с родителями: консультации (индивидуальные и групповые), визиты на дому, родительские собрания в форме тренинга, «круглого стола», конференции, «педагогической гостиной», дни открытых дверей, мастер-классы, деловые игры, семинары-практикумы, совместные праздники.

Основная задача заключается в том, чтобы помочь родителям не стыдиться своего ребенка, принимать таким, какой он есть, помочь ребенку стать уверенным в себе и самодостаточным, развивать его познавательную активность и эмоционально-волевое развитие.

Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время для выполнения домашних заданий с ребенком, не обращаются за консультацией и советом к педагогам и т. д.

Нужно донести до родителей, что они и учителя— партнеры в воспитании учащихся. Вместе они должны следовать общей программе развития, взяв за основу сильные стороны семейного и школьного воспитания. Однако, важной задачей для семьи и школы должно стать раскрытие индивидуальных способностей, интересов и потенциала каждого ребенка.

Для того, чтобы дети комфортно себя чувствовали нужно придерживаться следующих правил:

— Использовать при общении чёткие и ясные положительные формулировки (без частицы НЕ);

— Использовать методы поощрения;

— Обязательно подчёркивать реальные положительные качества, сильные стороны личности;

— Выслушивать проблему, изложенную ребёнком, не перебивая его собственными комментариями;

— Учить детей позитивному самоутверждению (Всё будет хорошо и т. п.);

— Учить более гибкому реагированию на жизненные ситуации, умению брать на себя ответственность;

— Воспитывать ответственность к любому делу [4].

Практически любой психолог, учитель скажет, что обучение в школе — сложный период, причем не только для ребенка, но и для его семьи. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но также связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа представляет собой сложный и своеобразный «организм», многие трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в этот период, схожи:

— эмоциональная незрелость детей с ОВЗ приводит к плохой контактной поддержке (мимолетность, ситуативность, неустойчивость, нестабильность);

— расторможенные психические процессы, повышенный уровень возбудимости приводят к импульсивному поведению, которое часто приводит к цепочке реакций (крики, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватным способам выхода из конфликтов;

— адаптивные механизмы у детей с ОВЗ не обладают достаточно развитыми интеллектуальными и эмоционально-волевыми возможностями для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.

Родители детей должны обладать определенным набором знаний о своих детях с ограниченными возможностями здоровья. В этом им может помочь специальная коррекционная школа, перед которой стоит задача просветительской деятельности.

Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать беседы с родителями:

  1. Причины возникновения осложнений в развитии детей;
  2. Типичные затруднения учащихся вспомогательной школы в овладении учебными предметами;
  3. Особенности поведения, интересов учеников младших классов;
  4. Подростковый период в развитии ребенка;
  5. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
  6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка;

С циклом бесед может выступить один человек (врач, учитель, воспитатель, психолог), возможно и распределение тем по одному из направлений между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, не нужно называть фамилии. Родители сами догадаются, когда речь пойдет об их ребенке.

В организации эффективного взаимодействия между педагогами и родителями особую роль играет школьный педагог-психолог, чьи профессиональные знания и навыки помогут провести диагностику учащихся и проконсультировать как педагогов, так и родителей по вопросам взаимодействия с ребенком.

Подводя итог, можно сказать что, учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз даёт возможность выявить сильные стороны каждого ребенка и скорректировать возможные ошибки.

Литература:

  1. Огарков, М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М. Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. — 2001.- № 11. — С.112.
  2. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 224 с.
  3. [Электронный ресурс]URL.: https://multiurok.ru/blog/vzaimodeistvie-semi-i-shkoly-v-protsesse-sotsializatsii-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html (дата обращения:25.06.2023).
  4. [Электронный ресурс]URL.: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/02/statya-na-temuadaptatsiya-detey-s-ovz-v-obshcheobrazovatelnoy (дата обращения:03.07.2023).
  5. [Электронный ресурс]URL.: https://studfile.net/preview/9595733/page:15/ (дата обращения:05.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, семья, педагог, семейное воспитание, социализация ребенка, социальный педагог, учитель, школа.


Похожие статьи

Взаимодействие с семьями воспитанников с ограниченными...

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. ограниченная возможность здоровья, родитель, член семьи, большинство родителей детей. Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

Целью социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволит получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Социализация личности детей с ограниченными...

Педагоги, работающие с детьми в отделе по работе с детьми с ОВЗ МБОУ ДОД «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности.

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по...

Эти факторы заставляют семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, обращаться к специалистам, надеясь порой на чудо. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «истоки творческих способностей и дарования детей — на кончике их пальцев».

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации совместного с ребенком посещения клубов, семейного отдыха.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Основная цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи:  повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, воспитание толерантности, детское творчество, дополнительное образование, педагог, форма работы, педагогический коллектив, совместное творчество.

Анализ проблемы отношения родителей к инклюзивному...

– посильная помощь в социализации детей с ОВЗ. Относительно второго компонента готовности родителей к инклюзии — эмоционального компонента, можем сказать, что он заключается в имеющемся уровне толерантности и эмпатии.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья и школа – два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

Похожие статьи

Взаимодействие с семьями воспитанников с ограниченными...

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. ограниченная возможность здоровья, родитель, член семьи, большинство родителей детей. Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

Целью социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволит получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Социализация личности детей с ограниченными...

Педагоги, работающие с детьми в отделе по работе с детьми с ОВЗ МБОУ ДОД «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности.

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по...

Эти факторы заставляют семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, обращаться к специалистам, надеясь порой на чудо. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «истоки творческих способностей и дарования детей — на кончике их пальцев».

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации совместного с ребенком посещения клубов, семейного отдыха.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Основная цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи:  повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, воспитание толерантности, детское творчество, дополнительное образование, педагог, форма работы, педагогический коллектив, совместное творчество.

Анализ проблемы отношения родителей к инклюзивному...

– посильная помощь в социализации детей с ОВЗ. Относительно второго компонента готовности родителей к инклюзии — эмоционального компонента, можем сказать, что он заключается в имеющемся уровне толерантности и эмпатии.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья и школа – два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

Задать вопрос