Охранные меры и действия полномочных органов в условиях пандемии: опыт борьбы с COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 28.07.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Пронина, А. А. Охранные меры и действия полномочных органов в условиях пандемии: опыт борьбы с COVID-19 / А. А. Пронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105083/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье рассматривается опыт борьбы с пандемией COVID-19 и охранные меры и действия, принятые полномочными органами в Российской Федерации. В контексте эпидемиологической ситуации статья описывает основные меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, включая ограничительные меры, укрепление системы здравоохранения, развитие инфраструктуры для тестирования и контроля за заболеваемостью, а также информационные кампании. Основываясь на опыте борьбы с COVID-19 в России, статья делает выводы о необходимости сотрудничества и координации между полномочными органами, чтобы эффективно бороться с пандемиями в будущем.

Ключевые слова: медицинская инфраструктура, повышение уровня информированности населения, полномочный орган РФ, профилактика заболеваний.

This article reviews the experience with the COVID-19 pandemic and the protective measures and actions taken by the authorities in the Russian Federation. In the context of the epidemiological situation, the article describes the main measures aimed at controlling the spread of coronavirus infection, including restrictive measures, health care system strengthening, development of infrastructure for testing and disease control, and information campaigns. Based on the experience of fighting COVID-19 in Russia, the article concludes that cooperation and coordination between authorities is necessary to effectively combat pandemics in the future.

Keywords: medical infrastructure, public awareness, RF authority, disease prevention.

Актуальность тема исследования состоит в том, что в настоящее время, несмотря на спад пандемии в целом, мир все равно продолжает бороться с COVID-19. В связи с этим необходимо изучать меры, принимаемые государствами и полномочными органами, для обеспечения безопасности граждан и минимизации воздействия пандемии на экономику и социальную сферу. Изучение опыта борьбы с COVID-19 поможет выработать наиболее эффективные стратегии в будущем, улучшить качество охранных мер и действий полномочных органов в условиях пандемии, а также повысить уровень готовности общества к подобным вызовам в будущем.

Рассмотрим основные понятия, используемые в статье:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [1].

Полномочные органы по охране здоровья в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 включают:

— Министерство здравоохранения Российской Федерации;

— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

— Министерство внутренних дел Российской Федерации;

— Министерство транспорта Российской Федерации;

— Федеральная миграционная служба Российской Федерации;

— Министерство обороны Российской Федерации;

— Министерство экономического развития Российской Федерации;

— Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

— Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [2].

Полномочными органами РФ были приняты ряд мер, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, в том числе:

  1. Введение карантина и ограничение передвижения граждан. В ряде регионов РФ были введены ограничения на передвижение граждан, а также временные закрытия общественных мест, включая кафе, рестораны, торговые центры, музеи, кинотеатры и т. д.
  2. Обязательное ношение масок и перчаток. Граждане были обязаны носить маски и перчатки в общественных местах и в общественном транспорте.
  3. Введение системы контроля температуры тела граждан. Во многих местах, включая аэропорты, вокзалы, торговые центры и другие общественные места, была введена система контроля температуры тела граждан.
  4. Усиление санитарно-эпидемиологических мер. Были проведены дополнительные дезинфекционные работы в общественных местах и на транспорте, а также усилена профилактика и мониторинг за заболевшими.
  5. Введение режима повышенной готовности медицинских учреждений. В субъектах РФ была введена система режима повышенной готовности медицинских учреждений для приема и лечения пациентов с COVID-19.
  6. Организация кампании по вакцинации населения. В РФ была запущена кампания по вакцинации населения против COVID-19, в рамках которой были созданы специальные вакцинационные пункты и организована доставка вакцин в регионы [3].

Эти меры были приняты с целью остановки распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья граждан РФ.

Полномочные органы РФ предприняли меры на укрепление здоровья граждан после предотвращения коронавирусной инфекции, среди которых можно выделить:

  1. Развитие медицинской инфраструктуры. В целях укрепления здоровья населения продолжается развитие медицинской инфраструктуры, строительство новых больниц и обеспечение их современным медицинским оборудованием.
  2. Проведение мероприятий по профилактике заболеваний. Государство продолжает проводить мероприятия по профилактике заболеваний, направленные на повышение общей иммунной системы населения. В рамках этих мероприятий проводятся кампании по вакцинации, а также информационные кампании по укреплению здоровья.
  3. Развитие физической культуры и спорта. В рамках программы «Спортивная Россия» проводятся мероприятия по развитию физической культуры и спорта в России, включая поддержку спортивных клубов и организаций, развитие инфраструктуры для проведения спортивных мероприятий, а также организацию массовых спортивных мероприятий для населения.
  4. Повышение уровня информированности населения. Государство путем проведения информационных кампаний повышает уровень информированности населения о вопросах здоровья и профилактике заболеваний. В рамках этих кампаний предоставляется информация о здоровом образе жизни, правильном питании, способах профилактики заболеваний и т. д.
  5. Развитие системы ОМС. Государством совершенствуется систему обязательного медицинского страхования (ОМС), которая обеспечивает гражданам доступ к бесплатной медицинской помощи. В рамках этой системы проводятся программы по профилактике заболеваний, организуется работа с хроническими больными и т. д.
  6. Укрепление системы государственного здравоохранения. В этих целях организуется повышение квалификации медицинских работников, модернизации медицинского оборудования и технологий, а также улучшения управления здравоохранением.

В целом, укрепление здоровья населения остается одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов РФ. В рамках этого направления проводятся различные мероприятия, направленные на улучшение медицинской инфраструктуры, развитие физической культуры и спорта, профилактику заболеваний, повышение уровня информированности населения и укрепление системы здравоохранения.

В связи с появлением пандемии COVID-19 полномочные органы РФ приняли ряд мер, направленных на борьбу с распространением инфекции и защиту здоровья граждан. Были организованы мероприятия по профилактике заболеваний, в том числе проведение кампаний по вакцинации, а также меры по ограничению передачи инфекции через контакты между людьми. Важным аспектом было обеспечение доступности медицинской помощи для зараженных и больных COVID-19.

Однако представляется, что необходимо разработать некоторые предложения по улучшению законодательства относительно охранных мер и действий полномочных органов, например:

  1. Включение в законодательство четких и детальных положений о мерах, применяемых в условиях пандемии, включая ограничения на передвижение, носящие временный характер. Это позволит обеспечить более эффективное и прозрачное регулирование ограничительных мер, предотвратить возможные злоупотребления и обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

Представляется необходимым внесение соответствующих изменений в Федеральный конституционный закон от 30 мая 2011 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 3, 11), Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 8).

  1. Установление четких процедур и механизмов для предоставления гарантий и компенсаций в случае ограничения прав и свобод граждан в условиях пандемии. Это включает право на обжалование, компенсацию ущерба, предоставление информации о причинах и сроках применения ограничительных мер, а также обеспечение прозрачности и доступности данных о пандемической ситуации и принимаемых мерах.
  2. Укрепление роли независимых органов и механизмов контроля за деятельностью полномочных органов в условиях пандемии. Это включает расширение полномочий и возможностей медицинских и правозащитных организаций для осуществления независимого контроля, проведения аудитов и мониторинга соблюдения прав и свобод граждан во время пандемии.

В связи с этим представляется целесообразным расширение предмета правового регулирования Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

  1. Улучшение механизмов межведомственного сотрудничества и координации при разработке и внедрении охранных мер в условиях пандемии. Это включает установление четких процедур и механизмов информационного обмена, согласования действий и принятия общих решений с участием медицинских, правоохранительных, государственных и других релевантных органов.

В этих целях возможны разработка и принятие межведомственных соглашений.

Улучшение законодательства в указанных направлениях поможет эффективнее противостоять пандемии COVID-19, соблюдать принципы правового государства и защиту прав и свобод граждан. Эти предложения способствуют созданию более сбалансированного и прозрачного правового окружения для реагирования на пандемические вызовы и обеспечения безопасности и благополучия общества.

После предотвращения коронавирусной инфекции полномочные органы РФ продолжают принимать меры на укрепление здоровья населения. Важными направлениями являются развитие медицинской инфраструктуры, проведение мероприятий по профилактике заболеваний, развитие физической культуры и спорта, повышение уровня информированности населения, развитие системы ОМС и укрепление системы государственного здравоохранения.

Опыт борьбы с COVID-19 показал, что совместные усилия полномочных органов, научных и медицинских сообществ и общественности позволяют успешно бороться с пандемией и укреплять здоровье населения. Необходимо продолжать работу в этом направлении, учитывая опыт и наработки, полученные в процессе борьбы с COVID-19.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724; 2023. – № 18. – Ст. 3251.
  2. Муханова Е.Ю. Правовое регулирование мер и действий полномочных органов в условиях пандемии COVID-19 // Юридический мир. 2021. № 6. С. 18.
  3. Пономарева Е.В. Охрана здоровья населения в условиях пандемии COVID-19: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. С. 148.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, профилактика заболеваний, условие пандемии, медицинская инфраструктура, мера, орган, повышение уровня информированности населения, полномочный орган РФ, свобода граждан, физическая культура.


Ключевые слова

профилактика заболеваний, медицинская инфраструктура, повышение уровня информированности населения, полномочный орган РФ

Похожие статьи

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения...

Таким образом, в процессе борьбы с пандемией COVID-19 и устранения ее последствий активно применялись ресурсы муниципальных органов в координации с региональными органами власти и подразделениями органов исполнительной власти федерального уровня.

Правовые механизмы защиты населения от периодических...

Статья посвящена проблеме недостаточной правовой борьбы с регулярной сезонной заболеваемостью населения острыми респираторными заболеваниями, которые приносят большой ущерб экономике страны и здоровью населения.

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Что касается понятия «охрана здоровья граждан», то оно относится к уровню объекта управления и имеет тесную связь с деятельностью медицинских учреждений и иных профильных организаций.

Оценка информированности населения о деятельности Центров...

Нами проведено исследование информированности населения о структуре и функциях Центров Здоровья, в городском округе «Город Чита» с использованием основных методов социологических исследований: анкетирования и интервьюирования.

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из...

В многочисленных нормативных правовых актах по вопросам охраны здоровья граждан ставились конкретные и перспективные задачи перед органами управления и медицинскими учреждениями, определялись приоритетные направления развития данной отрасли.

Проблемы ограничения свободы передвижения в условиях...

Так, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству А. А. Клишас заявил, что ограничения, затрагивают конституционные права граждан и потому могут быть введены только федеральным законом.

Основные приоритеты развития национального проекта...

Задачи: описать все основные приоритеты развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации. Выявить и описать все правовые основы здоровья граждан Российской Федерации.

Об организационных параллелях деятельности системы...

Материалы нашего исследования указывают, что на протяжении войны между органами военного и гражданского здравоохранения поддерживались тесные контакты, позволявшие оперативно и согласованно решать многие сложные вопросы.

Взгляд на систему здравоохранения России спустя год после...

На первый план вышла высокотехнологичная медицинская помощь. Профилактика онкологических, сердечно — сосудистых заболеваний стала актуальной на фоне повышения смертности именно по этим причинам.

Похожие статьи

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения...

Таким образом, в процессе борьбы с пандемией COVID-19 и устранения ее последствий активно применялись ресурсы муниципальных органов в координации с региональными органами власти и подразделениями органов исполнительной власти федерального уровня.

Правовые механизмы защиты населения от периодических...

Статья посвящена проблеме недостаточной правовой борьбы с регулярной сезонной заболеваемостью населения острыми респираторными заболеваниями, которые приносят большой ущерб экономике страны и здоровью населения.

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Что касается понятия «охрана здоровья граждан», то оно относится к уровню объекта управления и имеет тесную связь с деятельностью медицинских учреждений и иных профильных организаций.

Оценка информированности населения о деятельности Центров...

Нами проведено исследование информированности населения о структуре и функциях Центров Здоровья, в городском округе «Город Чита» с использованием основных методов социологических исследований: анкетирования и интервьюирования.

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из...

В многочисленных нормативных правовых актах по вопросам охраны здоровья граждан ставились конкретные и перспективные задачи перед органами управления и медицинскими учреждениями, определялись приоритетные направления развития данной отрасли.

Проблемы ограничения свободы передвижения в условиях...

Так, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству А. А. Клишас заявил, что ограничения, затрагивают конституционные права граждан и потому могут быть введены только федеральным законом.

Основные приоритеты развития национального проекта...

Задачи: описать все основные приоритеты развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации. Выявить и описать все правовые основы здоровья граждан Российской Федерации.

Об организационных параллелях деятельности системы...

Материалы нашего исследования указывают, что на протяжении войны между органами военного и гражданского здравоохранения поддерживались тесные контакты, позволявшие оперативно и согласованно решать многие сложные вопросы.

Взгляд на систему здравоохранения России спустя год после...

На первый план вышла высокотехнологичная медицинская помощь. Профилактика онкологических, сердечно — сосудистых заболеваний стала актуальной на фоне повышения смертности именно по этим причинам.

Задать вопрос